«Кантона хитрый, а английские защитники прямолинейные и туповатые»
26-летний французский нападающий Эрик Кантона перешел в «Манчестер Юнайтед» в ноябре 1992 года уже в статусе чемпиона Англии в составе «Лидса». «Красные дьяволы» выложили за него 1,2 миллиона фунтов.
«Во время своего первого сезона в «Юнайтед» я внимательно следил за Эриком в «Лидсе», — пишет бывший полузащитник «МЮ» Андрей Канчельскис в своей книге «Моя география». — Несмотря на то что именно его прибытие на «Элланд Роуд» позволило «Лидсу» украсть у нас чемпионский титул, его постоянно меняли или оставляли на скамейке, как только что-то не ладилось. И я понял, что если подобное случается даже с таким игроком, как Эрик, то уж мне-то, наверное, следовало терпеть, когда это происходило со мной. Потом он сделал то, на что я, честно говоря, не мог решиться: попросил трансфер. Затаив дыхание, мы ждали развития событий. Многие считали, что тренер, который решится взять Кантону, — сумасшедший. Говорили, что это непостоянный футболист, который испортит атмосферу в команде. И вдруг, посреди всей этой болтовни, босс сделал решительный ход: 27 ноября 1992 года Эрик Кантона стал игроком клуба «Манчестер Юнайтед», а спустя некоторое время критики были посрамлены. Алекс Фергюсон же оказался прав, его решение спасло клуб».
Кантона не потребовалось времени на раскачку. Он сразу же пришелся ко двору. В свой первый сезон за «МЮ» француз в 22 матчах забил 9 голов и отдал 11 результативных передач. Эрик внес весомый вклад в долгожданное чемпионство «красных дьяволов».
Дальше- больше. В сезоне-1993/94 «МЮ» оформил золотой дубль. В чемпионате Кантона записал в свой актив 18 голов и 12 передач. Кроме того, француз оформил дубль (оба мяча с пенальти) в финале Кубка Англии против «Челси», ворота которого защищал Дмитрий Харин.
— «МЮ» был обычной английской командой до прихода в нее Кантона, — заметил Харин в одном из интервью. — Француз сам привык к мягкой техничной игре и других заставил в нее играть. К тому же Кантона хитрый, а английские защитники прямолинейные и туповатые. Думать так же быстро, как он, они не могут...
Алекс Фергюсон не мог нарадоваться на француза: «Забивать самому, давать возможности забить другим, делать на поле то, что недоступно большинству игроков — в этом весь Кантона. Он настоящее явление в мире футбола»
«Езжай домой, грязный французский ублюдок!»
Эрик быстро стал легендой «МЮ». Однако обожание сменилось (во всяком случае на какое-то время) порицанием, жесткой критикой и даже неприятием в начале 1995 года.
25 января «МЮ» проводил гостевой матч против «Кристал Пэлас». В начале второго тайма Кантона была удален с поля.
— Всю игру Эрика толкали, пинали и атаковали сзади, и в конце концов он сорвался, — вспоминает Канчельскис в своей книге. — Мне было очень жаль его, когда он стоял у скамейки запасных — одинокий, огорченный и всеми покинутый. В этот момент ему было нужно, чтобы кто-то положил ему руку на плечо и сказал несколько подбадривающих слов. Но у него, казалось, не было ни одного друга во всем мире.
Кантона, проходя мимо трибуны, услышал, как 20-летний болельщик «Кристал Пэлас» Мэтью Симмонс произнес в его адрес: «Уезжай (в оригинале было употреблено более резкое и нецензурное слово. — Прим.«СЭ») домой, грязный французский ублюдок!» Француз моментально перескочил через барьер и ударил фаната ногой в стиле своего любимого актера Брюса Ли.
— Один зритель спустился по трибуне на целых одиннадцать рядов, чтобы бросить в лицо Эрику самые гнусные оскорбления, какие только можно придумать, — утверждает Канчельскис. — В том состоянии, в каком находился Эрик, он просто не мог сохранить контроль над собой. Он всегда все делает открыто. Телевизионные камеры уже следили за ним, и его удар в стиле кун-фу стал на долгое время любимой закуской для телезрителей на завтрак, обед и ужин. Всего этого можно было избежать, если бы кто-нибудь был рядом с Эриком в тяжелую для него минуту. Но некий хам, которого я могу назвать «болельщиком» только в кавычках и чье имя не хочу называть, первым среагировал и сделал все, чтобы разозлить Эрика.
А вот как описал этот резонансный эпизод присутствовавший на игре корреспондент Sunday Mirror Дес Келли: «Эрик направлялся к раздевалке с отсутствующим видом. Неожиданно я увидел, как его лицо искажает гримаса. В этот момент один из зрителей показывал на него пальцем. Я не слышал слов, которые произнес этот человек, на моих глазах опустившийся с верхнего ряда, но мне показалось, что Кантона сошел с ума. Мне даже стало страшно! Парень же из «Манчестера», который сопровождал Эрика к выходу, не почувствовал изменений в его настроении. Да и кто бы мог подумать, что Кантона перескочит через барьер и ударит зрителя как заправский каратист?! Думаю, он мог бы его даже убить, если бы попал шипами по горлу. За много лет, что мне пришлось ходить на матчи, я впервые видел подобное. Это продолжалось всего несколько секунд, но запомнилось мне на всю жизнь. Все были в оцепенении. Болельщики, оскорбляющие игроков, есть на каждом матче, но тот парень не переходил за барьер, он оставался таким же зрителем, как и остальные. Парень вел себя по-идиотски, но, по крайней мере, не собирался никого бить».
«Эрик попадет в рай. Ад он себе создал уже на земле»
Авторитетное французское издание L'equipe пришло к выводу, что 25 января случилось то, что рано или поздно должно было произойти:
«Мы знали, что рано или поздно все закончится именно так. Не было в нашем сценарии только конкретной даты. Эрик Кантона, рожденный для футбола 24 мая 1966 года, умер для него 25 января 1995-го, когда ударил ногами спровоцировавшего его болельщика. Жаль, что все закончилось именно так, как мы ожидали.
Мы любим Кантону, и больше всего за его способность внезапно удивить. Мы думали, что он футболист, но Эрик оказался каратистом. В 28 лет Канто такой же, как и в 18, а в 38 будет таким же, как и в 28 — бунтовщиком и героем, постоянно терпящим кораблекрушение. Его ярость — призыв на помощь, несдержанность — признание собственной неполноценности. Кантона — один, совсем один в этом враждебном мире.
То, что с ним случится дальше, мы уже читаем во второй части сценария. Сначала британцы его примерно накажут. Затем он объявит, что уходит из футбола, и, может так случиться, сдержит свое слово. После этого Кантона выйдет на широкую дорогу, которая приведет его прямо в рай. Те, кто предсказывает, что Эрик попадет в ад, ошибаются: ад он себе создал уже на земле».
Многолетний тренер «Осера» Ги Ру, который шесть лет работал с Кантона, попытался немного смягчить ситуацию:
«Его отец — из Сардинии, мать — из Андалусии. У Эрика не кровь, а взрывоопасная смесь. Такой темперамент рано или поздно даст о себе знать».
Кантона сказал каждому члену КДК: «Ты идиот»
Мудрый Ги Ру знал о чем говорил. Вот список (наверняка не полный) чудачеств строптивого француза до 25 января 1995 года.
1. Декабрь 1987 года. Кантона ударил кулаком в глаз своего партнера — голкипера «Мартига» за то, что тот пытался его подразнить. Подвергнут крупному штрафу руководством клуба и изгнан из команды.
2. 20 августа 1988 года. Кантона допустил грубый выпад в адрес тренера сборной Франции Анри Мишеля, назвав его «мешком дерьма», самым некомпетентным специалистом в мире и заявив, что не будет больше играть за национальную команду. Отстранен на год от привлечения в сборную.
3. 7 декабря 1991 года. Играя за «Ним», Кантона, недовольный решением арбитра, бросил мяч ему в голову и покинул поле, не дожидаясь, пока тот покажет ему красную карточку. Дисциплинарная комиссия, на которую был вызван Кантона, отстранила его на три матча. В ответ на это Эрик по очереди подошел к каждом члену комитета и повторил одну и ту же фразу: «Ты идиот». Дисквалификацию повысили до двух месяцев.
4. Январь 1993 года. В первом же матче за «Манчестер Юнайтед» Кантона плюнул в болельщика «Лидса», который высказал неодобрение по поводу его перехода из этого клуба в «МЮ». Оштрафован Английской ассоциацией на 1000 фунтов.
5. Октябрь 1993 года. В ответном матче Кубка чемпионов с «Галатасараем» Кантона вступил в пререкания с судьей, обвинив того в продажности. Удален с поля, затем дисквалифицирован УЕФА на четыре матча. Уходя с поля, ввязался в стычку с турецкими полицейскими.
Теперь вернемся к инциденту 25 января 1995 года.
На следующий день после матча ряд английских СМИ потребовали от ассоциации футбола запретить французу когда-либо выступать на британских полях.
«Уберите его подальше! Великий талант — не извинение за проступок. Кантона, который повел себя как дикое животное,больше не имеет права касаться мяча на наших полях», — писало издание Today.
«Алекс Фергюсон не имеет права на снисходительность, как бы ни было ему тяжело сказать Эрику: «Собирай чемоданы!» — подчеркивало Daily Mail.
«Он не злой, а импульсивный»
Кантона в итоге был дисквалифицирован на восемь месяцев и приговорен к 120 часам исправительных работ. Без него «МЮ» проиграл «Блэкберну» в чемпионской гонке.
Во время всего разбирательства Алекс Фергюсон неустанно повторял, что не откажется от Кантона, и так пытался объяснить его срыв: «Когда на поле все складывается плохо для Эрика и он чувствует, что судьи не защищают его, у него возникает ощущение несправедливости. Ни одна его грубость не была намеренной или расчетливой. Это просто потеря контроля над собой. Такого Кантону вы никогда не увидите на тренировочном поле. Я знаю, что во Франции у него была репутация хулигана, но здесь я часто вижу его спокойным и уравновешенным. Возможно, он просто копит все отрицательные эмоции в себе до тех пор, пока они не переполняют его и не вырываются наружу во время матчей».
Фергюсон дождался французского форварда, и тот сполна реабилитировался за свой проступок в январе 1995 года.
В сезоне-1995/96 Кантона забил в чемпионате Англии 14 мячей (отличился в шести играх кряду) и отдал 11 голевых передач. «МЮ» вновь оформил золотой дубль. В финале Кубка Англии «Манчестер» победил «Ливерпуль» благодаря голу Кантона — 1:0.
Впоследствии вспоминая об инциденте на матче «Кристал Пэлас» — «МЮ», Эрик признался, что жалеет только об одном.
«Я нанес этот удар в стиле кунг-фу, потому что такие люди не должны присутствовать на футболе. Кто-то только мечтает о том, чтобы врезать хулиганам. Я сделал это за них. Но я недостаточно сильно его ударил. Надо было бить сильнее!»
Кстати, жертве француза пришлось несладко. Футбольная общественность подвергла его обструкции. Его телефон и адрес опубликовали в прессе. В итоге Симмонса долгое время не брали на работу, отказывались наливать пиво в местных барах. Более того, около пяти лет он, чтобы реже попадаться людям на глаза, вынужден был жить в подсобке у родственников.
Легенда футбола, чемпион Европы-1984 Мишель Платнин, как-то отвечая на вопрос про Кантона, заметил: «Когда Эрик в своей лучшей форме, мало кто в мире может с ним сравниться. Но ему не удается сочетать талант и взрывной латинский темперамент. Он не злой, но импульсивный человек. Сначала сделает, потом подумает. Конечно, Эрик тяжело переживает удаления и дисквалификации, но он никогда не признается, что был не прав, а будет утверждать, что стал жертвой несправедливости».