ЧМ-2018
Во вторник министр спорта РФ Виталий Мутко рассказал о состоянии стадионов, которые возводятся к ЧМ-2018, а также о том, когда нам ждать инспекторов из ФИФА и как Россия намерена использовать опыт Бразилии
Алена ПОЛЯКОВА, Александр ПРОСВЕТОВ
из Москвы
ЖЕРЕБЬЕВКА, СКОРЕЕ ВСЕГО – В КОНСТАНТИНОВСКОМ ДВОРЦЕ
До начала ЧМ-2018 осталось, по существу, чуть больше года. Как объявил во вторник Виталий Мутко, 25 июля 2015 года в Санкт-Петербурге состоится жеребьевка отборочных турниров, которая станет первым мероприятием в рамках мирового первенства в России. Скорее всего, она пройдет в Константиновском дворце (это памятник архитектуры XVIII века, который находится в городе Стрельна в 19 километрах от центра Санкт-Петербурга. – Прим. "СЭ"). Хотя есть и три других варианта.
– Оказалось, что в богатом культурой и историей Питере нет готовой площадки для проведения жеребьевки, – сказал Мутко, отвечая на вопросы журналистов.
– На этом событии ожидается две с половиной тысячи гостей. Его планируют транслировать телекомпании примерно из 80 стран, что обусловливает сумасшедшие требования по освещению. Необходимо проложить кабели, оборудовать комментаторские места. Думали о Мариинском театре, но кто позволит производить там необходимые работы? Наиболее вероятный вариант – Константиновский дворец. Закончится чемпионат мира в Бразилии – и, возможно, в августе в Петербург прилетят представители ФИФА. Мы проедем тогда по четырем предполагаемым объектам и определимся.
ДАТУ ОТКРЫТИЯ СТАДИОНА "СПАРТАК" УТОЧНЯТ ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ
Министр Мутко обрисовал также ситуацию с 12 стадионами, которые должны быть построены к ЧМ-2018. Причем четыре арены, где состоятся матчи Кубка конфедераций, требуется сдать в эксплуатацию к маю 2016 года.
Стадион "Спартак" в Москве, на котором ведутся облицовочные работы, по словам Мутко, предполагается открыть 24-25 июля. Правда, сейчас возникли некоторые проблемы с поставками. Министр должен посетить объект 3 июля, после чего будет принято решение насчет даты открытия.
На "Зенит Арене", строительство которой Мутко посетил недавно вместе с председателем правительства, никаких угроз для сдвига сроков нет. В отличие от Сочи, где пока не приступили к демонтажу оборудования, которое использовалось на церемониях открытия и закрытия. Но в ближайшее время вопрос должен быть решен.
В Казани не стали проводить товарищескую игру Россия – Словакия, потому что "бессмысленно тратить деньги и готовить газон" в преддверии чемпионата мира по водным видам спорта. Там прямо в чашу стадиона установят два 50-метровых плавательных бассейна, которые впоследствии демонтируют, и арена будет отдана под футбол.
Именно стадион в Казани взят за образец по общей площади и цене.
– Каждый стадион своеобразен, – отметил Мутко – За проектирование и облик объекта отвечают губернаторы и правительства регионов, которые выступают заказчиками. Но мы были недовольны, что в некоторых местах нарушили установленные показатели по общему метражу. Так, стадион в Казани занимает площадь 134 тысячи квадратных метров. Больше и не нужно. Даже 90-100 тысяч достаточно. Когда же мы видим, что в Самаре разработан проект на более, чем 150 тысяч квадратных метров, то это нас, конечно, не устраивает.
Вместе с тем я могу понять губернаторов. Стадионы строятся за федеральные деньги, и они хотят видеть наследие, больше пространства под трибунами, чтобы впоследствии открывать там фитнес-центры, детские школы, чтобы экономически дать стадиону шанс жить.
Чем больше затягивать реализацию проектов, тем выше стоимость. Просто потому, что идет инфляционный процесс. Если в ценах 2013 года стоимость стадиона в Казани составляет 14,4 миллиарда рублей, то цена 18-го года после индексации достигнет 18 миллиардов. В целом поставлена задача, чтобы все стадионы были запроектированы в ценах на уровне казанской арены, то есть 15,2 миллиарда рублей на момент принятия правительством программы строительства стадионов.
Наконец, стадионы должны отвечать требованиям ФИФА.
Прочие проекты либо находятся на экспертизе, либо вот-вот будут туда отправлены. "До середины июня все должны быть в экспертизе, а в августе мы хотели бы подписать государственные контракты на строительство всех стадионов", – подчеркнул Мутко.
НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО БАЗЫ РАЗМЕСТЯТ В КРЫМУ
Помимо 11 городов, в которых пройдут матчи, к организации ЧМ-2018 могут оказаться причастны и другие населенные пункты в европейской части России. Те, в которых участники выберут тренировочные базы. На сегодняшний день показать свое гостеприимство готовы примерно в 30 местах, где есть аэропорты, способные принимать воздушные суда определенных типов.
Как рассказал генеральный директор Оргкомитета "Россия-2018" Алексей Сорокин, с ФИФА уже согласовали в предварительном порядке 64 базы. Причем, это минимальное количество. Так, Франция к Euro-2016 предложила почти 90 вариантов. Наш список, впрочем, еще не закрыт: вероятны замены, дополнения. В частности, теоретически возможно, что подключится Крым.
Окончательно базы будут утверждены в середине 2015 года, когда состоится жеребьевка отборочного этапа. К тому времени организаторы должны представить каталог, который готовится как в электронном, так и в бумажном виде.
Велика ли конкуренция регионов за право принимать у себя какую-нибудь сборную?
– Все рвутся, пока не понимают требований, – поспешил остудить горячие головы Сорокин. – Можно привести в порядок футбольное поле, соорудить трибуну на 500 мест, обеспечить надлежащее освещение, но есть критерий, который многое расставил по полочкам: это наличие хорошей гостиницы. Ведь на ее создание не будут выделять деньги ни из федерального, ни из регионального бюджетов.
Примечательно, что ФИФА пошла навстречу России и согласилась сократить на каждом стадионе число тренировочных полей с четырех до трех. Не считая поля собственно на арене, требуется еще три тренировочных поля, в том числе одно запасное. Еще одна-две площадки будут выделены судьям. Таким образом, в общей сложности, если число баз не увеличится, в стране к ЧМ должно быть: 64+36+2=102 поля. Естественно, их надо подготовить непосредственно к турниру. Более того, следует так рассчитать, чтобы пик их готовности пришелся на заезд команд. Что касается Кубка конфедераций, то никаких обязательств ни по базам, ни по предматчевым полям нет.
ЛОГОТИП ПРЕДСТАВЯТ ОСЕНЬЮ
Пока чемпионат мира в России воспринимается как обозримое, но все-таки отдаленное будущее. У ФИФА есть куда более насущная задача – турнир в Бразилии. Однако стоит ему пройти, как отношение к первенству 18-го года тотчас изменится. Он сразу станет актуальным, и к нам зачастят высокие гости с требованиями, проверками и, может быть, претензиями.
Как сообщил Сорокин, уже запланирован "масштабный инспекционный визит представителей ФИФА по всем городам и стадионам". Приедет порядка 30-40 специалистов.
– Наступает переходный период со всеми вытекающими последствиями, – заметил глава оргкомитета. – Опыт Сочи подсказывает, что в новой фазе иногда нужны не только новые принципы управления, но подчас и новые люди, те, кто больше сфокусирован на операционной деятельности, а не стратегическом планировании.
В конце сентября-октябре будет обнародован логотип ЧМ-2018, который уже согласован с ФИФА. Эскизы обсуждала комиссия в составе 10 человек из различных кругов – деятели культуры, люди из властных структур, футбола. Между тем, как заметил Мутко, полет фантазии при создании логотипа, в котором должен присутствовать Кубок мира, все-таки ограничен. Вот и бразильцы придумали лишь рисунок с двумя руками, обнимающими трофей.
Изучать бразильский опыт из России поедет внушительная делегация – в общей сложности около ста человек: представители органов государственной власти, городов, которым предстоит принять ЧМ-2018, проектных и строительных организаций.
– У нас предусмотрены отдельные программы для экспертов по строительству, безопасности, транспорту, – сообщил Сорокин. – Своя программа и у представителей регионов: они встретятся как с оргкомитетом, так и с властями двух городов – Рио-де-Жанейру и Куябы.
На базе Дома России в Рио-де-Жанейру состоится презентация проекта "Россия-2018". А под занавес турнира должна пройти церемония, в ходе которой Бразилия передаст эстафету нашей стране. По словам Мутко, в ней, вероятно, примут участие руководители двух государств.
– Какие уроки мы можем извлечь, чтобы не допустить повторения ошибок, допущенных в Бразилии? – спросили у Мутко.
– Каждая страна имеет свою структуру управления, свои политические традиции, – ответил министр. – Сложно критиковать. Почему-то я убежден, что чемпионат мира в Бразилии пройдет на высочайшем уровне, и все будут охать. Проблемы же везде были – и в Сочи, и в Лондоне. Нужна политическая стабильность в государстве, и она у нас есть.
В Бразилии федеративное государство, и большие полномочия принадлежат штатам, которые порой никак не координируют свою деятельность с центром, – добавил министр спорта. – У нас более централизованное управление, хотя в принципе региональная власть должна больше вовлекаться в процесс. Поэтому мы и приняли решение создать программы подготовки к ЧМ в регионах и обязали правительства регионов их утвердить. Затем мы объединили их в общую программу, и будем контролировать ход ее выполнения.
"Почему ФИФА отмечает, что никаких проблем у нас на сегодняшний день нет?" – задался риторическим вопросом Мутко. И сам же ответил:
– Да потому что мы приняли специальный закон, в который "погрузили" все свои обязательства, хотя это предусматривает порядка двухсот поправок в разные другие законы. Так, в России запрещена реклама пива на спортивных соревнованиях – мы же записали, что разрешим. Так же и с другими вопросами: перемещением рабочей силы, защитой брендов, необложением налогами доходов, которые ФИФА получит на нашей территории. Федеральный закон в ФИФА на столе – и там спокойны. Но теперь наступает пора реализации обязательств.