В сравнении с Москвой - все не то

Telegram Дзен

Корреспондент "СЭ" задал вопросы футболистам сборной России, неоднократно посещавшим так называемые карликовые государства.

1. Что кроме впечатлений обычно привозят из стран-карликов?

     Юрий ЖИРКОВ, полузащитник:

     - Не скажу, что там есть что-то особенное, что бросается в глаза. И ничего оригинального оттуда не привозил. Да и был-то я всего один раз в "карлике" - как раз в Лихтенштейне. Больше всего поразило, что даже там нашлись русские. Видимо, без наших никуда. А сувениров не покупал. Я вообще не по этой части.

     Вячеслав МАЛАФЕЕВ, вратарь:

     - Видимо, что-то маленькое. Чаще всего брелоки, магниты - кто что собирает. Иные тарелки коллекционируют. Только вот у нас, когда мы приезжаем в другую страну, немного свободного времени, чтобы посмотреть вокруг, погулять. Может, из-за этого сувениры привожу редко.

     В таких государствах больше всего бросается в глаза, что уж больно вокруг все чисто. А еще - спокойно и неторопливо, размеренно и чинно. Торопиться там попросту некуда, жизнь прошедшими веками налажена. Еще бросается в глаза, что там совсем мало народу. Даже в достаточно оживленных либо туристических местах, как кажется, чуть меньше людей, чем положено. Тем не менее в странах-карликах есть что посмотреть. Но сравниться по красоте или наличию достопримечательностей с такими городами, как Прага, Рим или Париж, им крайне трудно.

     Игорь СЕМШОВ, полузащитник:

     - Тарелки или брелоки, магнитики на холодильник. В общем, ничего особенного. Нам ведь некогда ходить по магазинам, выискивать. И все же я стараюсь привезти домой что-то такое, что не смогу найти в других местах и, возможно, больше никогда не увижу, поскольку, вполне вероятно, больше никогда не окажусь в этой стране. Это ж не Франция, не Испания и не Италия, в странах-карликах оказываешься крайне редко. Надо что-то захватить на память. Покупаю для себя, поскольку не уверен, что друзьям это интересно.

     Самый памятный сувенир? Из Андорры! Путевка на чемпионат Европы! Кстати, в той же Андорре мне показалось, что там то ли одна, то ли две улицы, не больше. Домики маленькие, один - с магазином. И стадион. Диву даешься: как они это называют страной?

2. В таких местах наверняка возникает желание прогуляться вдоль и поперек, чтобы пересечь всю страну. Пробовали?

     Жирков: - Нет, не пробовал. К тому же когда мы в прошлый раз играли с Лихтенштейном, то жили за пределами княжества. Но я в любом случае в такой поход не пошел бы.

     Малафеев: - Сам не пробовал, но знаю людей, которые так делали. Когда "Зенит" встречался с "Энкампом" из Андорры - дело было, по-моему, в 2002-м, - желающие прогуляться были. Один массажист - точно. И где он тогда нашел время? Ведь должен постоянно находиться с командой!

     Семшов: - Ни разу не пробовал. И на то были причины. Скажем, когда "Торпедо" предстояло играть с клубом из Сан-Марино, мы жили не в самом этом крохотном государстве, а неподалеку - в итальянском Римини.

3. Какой из "карликов" запомнился больше всего и почему?

     Жирков: - Вспомнил! Еще в Андорре был! Это вы своим вопросом заставили освежить память. Горы там красивые. И гостиница такая маленькая была, тоже карликовая. Но при этом жутко неуютная. Зато интернет там был бесплатный. Что важно!

     Малафеев: - А Монако - карликовое государство? Тогда, оно, безусловно, среди всех маленьких стоит особняком. Это одно из немногих мест, куда стремится попасть едва ли не каждый. Не только из России, но и из других стран.

     Монако - пафосное место. Достаточно интересное для отдыха и развлечений. А запомнилось оно мне, главным образом, благодаря несказанному восторгу от победы в Суперкубке Европы! Победа эта останется в памяти надолго - даже не обсуждается. Кстати, тогда перед матчем удалось погулять по городу.

     Семшов: - Все "карлики" запоминаются еще и тем, что у них нет своих аэропортов и добираться приходится, скажем так, через "большую землю".

4. Куда хотели бы вернуться, а куда - ни в коем случае?

     Жирков: - Никуда. Вот в Калининград - другое дело, к родне жены поближе. Она ведь оттуда родом.

     Малафеев: - Всегда хочется возвращаться в те места, где остались приятные воспоминания. Поэтому и в Монако, и в Андорру, и в Лихтенштейн вернулся бы. По футбольным воспоминаниям к ним претензий нет - где нормальные, а где-то - очень хорошие. В Андорре был два раза. Во второй как раз там мы узнали приятнейшую новость из Англии. Понимаете, о чем я?! О том, что попали на Euro-2008. А с Лихтенштейном могли четыре года назад и более удачно сыграть, но давайте припомним, что тогда они умудрились и с Португалией дома вничью матч завершить.

     Семшов: - Наверное, ни в одну из этих стран просто так не поехал бы. Все-таки есть государства и города, где можно более насыщенно провести время. Меня притягивают другие места, где в каждом городе получишь больше впечатлений, чем во всем карликовом государстве. Вы только представьте: за пять минут все посмотрел - и порядок. А турпоездка на такой срок, как известно, нигде не дается. Больше одного дня в "карликах" делать нечего. Помню, в Андорре задержались на два - так чуть с ума не сошли.

5. Хотели бы там пожить? Или, может, поехать доигрывать на закате карьеры в один из тамошних клубов?

     Жирков: - Нет. Там и клубов-то приличных нет. Так и напишите: Жирков и карликовые клубы из карликовых стран - несовместимы. Лучше в моем родном Тамбове доигрывать. Он, с одной стороны, не огромный, с другой - не карликовый. Не исключаю, что побольше Андорры будет.

     Малафеев: - Думаю, нет. Монако чересчур пафосное место, а в Лихтенштейне слишком тихо, как-то обособленно от всего остального мира. После завершения карьеры хочу больше времени проводить со своими детьми. Поэтому предпочту иные варианты.

     Семшов: - Пожить - возможно. Но только ближе к старости. В спокойной размеренной обстановке, когда мне будет лет семьдесят, а дети уже большие - почему нет?! Повзрослевшее потомство живет своей жизнью, а ты, старикашка, дышишь свежим воздухом, возможно, горным, вечера проводишь, сидя возле каминчика. Спокойствия к старости, наверное, захочется. Меньше суеты, больше природы. В больших городах такого не найти.

     А вот доигрывать туда не отправлюсь. Как ни крути, уровень российских футболистов, даже в первом дивизионе, намного выше. Там же чемпионаты очень слабые. И профессионального уровня, как мне кажется, нет. Что говорить, если команда из Андорры играет, по-моему, в четвертом или пятом испанском дивизионе.

6. Не возникает у вас ощущений, как у героя Джонатана Свифта из "Гулливера в стране лилипутов", - развернуться, мол, негде?

     Жирков: - Не сказал бы. Хотя про маленькие гостиницы уже рассказал. Еще дороги там узкие. Словом, уменьшенная копия нормальных, привычных нам городов. Плюс болельщиков на матчи приходит мало. Ходишь, смотришь: в сравнении с Москвой все не то, масштабы абсолютно другие. Главное - три очка у местной сборной забрать. И - в обратный путь.

     Малафеев: - Когда приезжаешь в другую страну, ты по большей части гость. Ко всему относишься как к само собой разумеющемуся. А делать подобные выводы, наверное, стоит, обладая полной информацией. Может, столкнувшись с чем-нибудь вплотную, ощутишь "карликовые" плюсы. У нас же все как обычно: гостиница, поле, тренировка. Ни с чем особенным не пересекаешься, не сталкиваешься. Даже малое количество зрителей на матчах не удивляет. Мы приехали за тремя очками. Забрав их, можно и отвлечься.

     Семшов: - Нет. По одной причине: мы едем туда играть и взять три очка. А "разворачиваться" там не собираемся. Мы ведь приезжаем всего за день, а сразу после игры - домой.

     Александр МАРТАНОВ