Поболеть за Россию приехали даже на костылях

Telegram Дзен

ЧМ-2010. Ответный стыковой матч.
Сегодня СЛОВЕНИЯ - РОССИЯ

Игорь РАБИНЕР
из Марибора

"Мы приехали, чтобы победить!" Скандирование этой традиционной речовки огласило тихие словенские предгорья вчера около двух часов дня. Так группа болельщиков из Калининграда, подъехавшая к отелю сборной, отреагировала на просьбу телекомментатора Первого канала и колумниста "СЭ" Виктора Гусева как-то обозначить свое присутствие для российских телезрителей. Болельщики охотно запели, телеоператор столь же охотно снимал... И, глядя на это, очень захотелось, чтобы сутки с лишним спустя глас народа воплотился в жизнь.

Парни из самой западной точки России ехали в Словению на микроавтобусе. Одолеть тысячу двести километров через Польшу, Чехию и Австрию не было для них проблемой. Господи, да какие расстояния могли остановить парней, один из которых прибыл поболеть за сборную страны... на костылях?!

Еще удивительнее, что человек, способный на такой поступок, оказался действующим футболистом. А именно - вратарем калининградской "Балтики" Алексеем Рогачевым. Порванная мышца не помешала ему использовать часть своего отпуска таким вот патриотическим образом.

Не вызвало особого удивления, что после обеда к калининградцам вышел их, можно сказать, земляк Юрий Жирков: дом он строит именно в краях, откуда родом его жена. Беспокоился только офицер по безопасности, который, увидев игрока "Челси", сказал ему: "Осторожнее, Юра, там фанаты!" Футболист только улыбнулся: "фанаты" были его товарищами, которым он помог с билетами на игру, да и проговорил с ними довольно долго.

А те, в свою очередь, рассказали мне, что во время отпуска перед отъездом в "Челси", проведенного в Калининграде, Жирков с утра до вечера играл в футбол с детьми на ближайшей к своему жилищу спортплощадке. И в автографе не отказал ни одному мальчишке. Слышать это было приятно: не каждый из наших футболистов ведет себя за пределами поля подобным образом.

Воспользовавшись случаем, я поинтересовался у Жиркова, как его еще недавно травмированное колено. Ответ, увы, не порадовал. "Болит", - кратко сообщил экс-армеец. Это не помешало ему позавчера, еще в Москве, работать в общей группе, но сам факт того, что повреждение дает о себе знать, был крайне неприятен. Впрочем, само по себе желание футболиста общаться с болельщиками, как и его не такая уж и частая в силу характера улыбка журналистам, когда команда шла на обед, - все это говорит о том, что настроение Жиркова не так уж и мрачно. А это, зная его абсолютную преданность футболу, - свидетельство того, что сыграть сегодня он, скорее всего, сможет.

* * *

Вообще аура в отеле Habakuk вчера царила хорошая. Если в день прилета Гус Хиддинк, по словам очевидцев, пребывал в не самом благоприятном расположении духа, то во вторник все было наоборот. Честно говоря, я даже не планировал подробного предматчевого интервью, но когда чуть раньше полудня увидел главного тренера сборной и понял, что тот пребывает в отличном настроении, рискнул попросить его о такой возможности. И тут же получил добро.

Более того, после интервью Хиддинк, подмигнув, сказал: "Мы с моими помощниками сейчас собираемся попить капучино в баре на втором этаже. "Спорт-Экспресс" может угостить тренерский штаб сборной?" "Без проблем", - ответил автор этих строк. Этот счет на пять чашек кофе (две Гус выпил сам, по одной - Александр Бородюк, Игорь Корнеев и ваш покорный слуга) я сохраню обязательно. И даже постараюсь взять на нем автограф Хиддинка. Дай бог нам только выиграть.

Объектом дружеских шуток в эти минуты стал физиотерапевт сборной Арно Филипс. Он подстригся в гостиничной парикмахерской, и соратники по штабу заподозрили голландца в том, что на это его сподвигла поразительно низкая (по крайней мере по московским масштабам) цена стрижки - девять с половиной евро. Филипс всячески отвергал эти наветы, заявляя, что, к примеру, в Корее стригся за большие деньги. Но никто ему не верил - особенно Корнеев. Уж ему-то, столько лет жившему в Стране тюльпанов, не знать голландских привычек...

Хорошее настроение было у Хиддинка и в тот момент, когда Виктор Гусев передал ему просьбу программы своего канала "С добрым утром" записать слова голландца на русском языке: "Болейте за Россию!" Тренер не просто согласился, а произнес эти слова (правда, последнее он не стал склонять) по-актерски, активно жестикулируя, раз десять. А когда съемка закончилась, обратился к окружающим с вопросом: "Надеюсь, я не сказал ничего такого, за что меня отправят в Сибирь?"

Примерно так же ощущали себя и игроки. Ни малейшего намека на нервозность в их поведении не чувствовалось. Особенно это радовало потому, что повод для этого у них был.

* * *

В половине девятого утра корреспондентов "СЭ", живущих в нескольких минутах ходьбы от сборной, разбудил рев вертолета. В августе 2008 года здесь разорвалась канатная дорога на горнолыжную трассу. К счастью, никто не погиб, но строить ее нужно заново. Это и происходит с помощью вертолета, о чем службы нашей сборной, бронировавшие отель, не знали. Иначе команда наверняка жила бы где-нибудь еще.

Когда над близлежащими отелями спозаранку раздался звук, от которого не проснуться могли только люди с поистине богатырским сном, мне сразу вспомнился рассказ Владимира Маслаченко о чемпионате мира 1958 года в Швеции. В четвертьфинале мы должны были играть с хозяевами, и поселили советскую команду рядом с огромной стройкой. Гремело так, что ни о каком отдыхе невозможно было и мечтать. Вскоре выяснилось, что все это было сделано умышленно.

Не знаю, думали ли о схожем фокусе словенцы, предлагая этот отель, - тем более что окончательный выбор все равно оставался за нашей стороной. Сам вертолет, кстати, изготовлен в... России, а пилотируют его швейцарцы. Но когда звук его лопастей огласил окрестности, пресс-атташе РФС Андрей Малосолов, рассказывают, позвонил президенту РФС Виталию Мутко со словами, что против сборной устроена провокация. Представители нашей делегации рассказали о случившемся также и делегату ФИФА из Шотландии. Но в конечном счете стало известно, что в день игры вертолет мешать нашим футболистам не будет.

Впрочем, и вчера многим он не мешал. По словам Семака, звуки летательного аппарата его не разбудили. Акинфеев на мгновение проснулся, перевернулся на другой бок - и опять заснул. Рассказывают, что по поводу вертолета всерьез возмущался только Погребняк. Видимо, его номер выходил как раз на "вертолетную" сторону.

Поглядеть на взлетную площадку вчера утром сходили Игнашевич, Семак и Зырянов. А Акинфеев с Семаком еще и успели немного погулять по Марибору. Любознательность в такой момент давала понять, что намека на малейший психоз в команде и близко не было.

* * *

Без четверти два пополудни состоялось собрание команды. Глядя на футболистов, шедших на него, можно было хотя бы попытаться прочувствовать их настроение. Есть, конечно, в таких мимолетных впечатлениях что-то искусственное - но выходило, что Аршавин после первого, не слишком ему удавшегося матча по-хорошему зол и суперсконцентрирован, а вот Дзагоев чем-то очень расстроен. Не ощущением ли, что ему второй раз кряду не найдется места в заявке команды на матч?

Пока футболисты находились на собрании, в лобби отеля проводил время обслуживающий персонал сборной. В национальной команде при Хиддинке заведен порядок, при котором до игроков и тренеров никто на обед зайти не имеет права. Все - только вместе. Нюанс, по-моему, показательный. Как и то, что до собрания игроки вольны были просыпаться и проводить время так, как им заблагорассудится. На завтрак футболисты могли идти сообразно своему желанию.

После обеда мне удалось пообщаться с Сергеем Семаком.

- Что обсуждали на собрании? - спросил я экс-капитана сборной.

- Это было теоретическое занятие. Смотрели домашний матч словенцев с Польшей. Перед поединком в Москве на таком же занятии получили представление о том, как наш соперник действует на выезде: там просматривали фрагменты игр Словении в Словакии и товарищеский - в Англии.

- И к какому выводу вы пришли: на своем поле словенцы не отступят от оборонительной тактики?

- Конечно, они будут играть более агрессивно. Им нужно забивать и побеждать. В то же время пропускать им тоже нельзя. Поэтому, думаю, они попытаются выжимать максимум из стандартных положений, предельно строго играя в обороне.

- Есть ли у вас какие-то претензии к приему нашей команды в Словении?

- Никаких проблем. Есть все, чтобы нормально подготовиться к матчу.

- Вертолет не разбудил?

- Меня - нет. Я его слышал, но он начал свою работу не так рано. Ничего криминального в этом не вижу: зимний горнолыжный сезон близится, и людям нужно работать, чтобы подойти к нему во всеоружии (улыбается).

- Вернемся к футболу. Уверены в том, что сохраните место в стартовом составе?

- Вряд ли в таких вещах можно быть уверенным. Как тренер считает - так и будет.

- Тем не менее вышло так, что сборная России пропустила гол после вашей замены.

- Не думаю, что тут есть прямая взаимосвязь.

- Нервозность, ажиотаж - что-то такое ощущаете?

- Время до игры еще есть, так что пока все спокойно. Впрочем, здесь и страна сама по себе спокойная. Поэтому никаких дополнительных вещей, которые бы нервировали и мешали готовиться, вообще нет.

- Словенцы давали понять, что удобно для себя подстригут траву. Какая высота удобна вам?

- "Неудобная" - такого слова я бы не употреблял. Но для нашей техничной команды, умеющей играть в быстрый пас, больше всего подходит "быстрое" поле.

- Много раз в Словении доводилось бывать?

- Этот - второй. О первом, думаю, вы догадываетесь.

- Все помнят, чем в 2001 году благодаря арбитру Грэму Поллу закончился первый. Нет ли опасений насчет судейства на сей раз?

- Судейство забывается, результат остается. Если он отрицательный, то откладывается в памяти на гораздо больший срок, нежели положительный. Но это футбол. И нужно самим играть так, чтобы у судей не было поводов каким-либо образом повлиять на ход матча. Арбитры - тоже люди, и у них не всегда получается проделать замечательную работу. Что тут сделаешь?

- Рефери предстоящей игры Терье Хауге недавно судил ваш "Рубин" в Лиге чемпионов.

- И замечательно судил!

- Такие успехи, как в матчах "Рубина" с "Барселоной", психологически переносятся на сборную?

- Естественно, это помогает каждому футболисту чувствовать себя лучше с точки зрения настроя. После таких матчей мы понимаем, что можно достойно играть абсолютно с любой командой. С другой стороны, необходимо здраво рассчитывать свои силы и возможности. В первом матче с "Барселоной" победа нам далась с большой долей везения. Домашний поединок уже проходил легче. То же самое со сборной: чем чаще и лучше ты играешь с сильными соперниками, тем увереннее проводишь следующие встречи.

- Вы - один из всего четырех футболистов нынешнего состава, обладающих опытом игры на чемпионате мира. Объясняете молодежи, чего она в случае неудачи может лишиться?

- Вряд ли кто-то недооценивает важность поездки на чемпионат мира. У нас здесь практически та же команда, которая ездила на первенство Европы - и оценила, что это такое. Для любого футболиста есть три самых важных турнира - мировой и европейский чемпионаты, а на клубном уровне - Лига чемпионов. Нужно стремиться сыграть везде, и чем больше - тем лучше.

* * *

Что еще обратило на себя внимание вчера в отеле сборной? Удивительно было то, что при немалом количестве российских журналистов там абсолютно не было их словенских коллег. Неужели им не интересно, как готовится к решающему матчу их соперник, к тому же - фаворит? Кажется, Захович что-то говорил о том, что Словения - более футбольная страна, чем Россия. Описанный мною факт, полагаю, свидетельствовал об обратном.

Впрочем, нашлось у "футбольности" Словении и подтверждение. На "ресепшене" отеля, где проживают корреспонденты "СЭ", работает женщина по имени Нева. Ей, естественно, известно, что она является "тезкой" русской реки, - и так вышло, что Нева вместе со своим сыном - большие поклонники таланта Андрея Аршавина. "Есть ли у вас какие-нибудь его фотографии?" - спросила она и положительный ответ восприняла с восторгом. А когда я сказал Неве, что в отеле сборной нет строгого пропускного режима и что они с сыном при желании могут зайти в Habakuk за автографом капитана сборной России, - женщина едва не потеряла дар речи.

...После московского снега мариборская 15-градусная теплынь вкупе с ясным, без единого облачка небом (правда, по словам Корнеева, в день матча ожидается дождь) у всех наших футболистов и тренеров вызвала неподдельную радость. "И тренироваться, и играть в такую погоду, конечно, гораздо приятнее", - признал Семак.

Великолепным оказался и начиненный кислородом мариборский воздух. Такой я припоминаю только в австрийском Леоганге, где сборная России жила во время чемпионата Европы.

Эта аналогия не могла не порадовать. В Леоганге была выкована бронза Euro-2008. Дай бог, чтобы Марибор сегодня тоже стал для нас счастливым местом. И чтобы это слово никогда не ассоциировалось у нас с болью.