ЧМ-2010
Игорь РАБИНЕР
из Кейптауна
В том самом месте на берегу Атлантики, где сейчас организован FanFest и веселятся болельщики всех цветов кожи и национальных флагов, 20 лет назад ликующий и плачущий черный южноафриканский народ собрался по совершенно иному поводу. Именно там десятки тысяч людей встречали вышедшего из 27-летнего заточения Нельсона Манделу.
Многие годы они не верили, что это событие случится при их жизни, - и от избытка чувств падали в обморок. А сейчас там плачут уже не люди, а вувузелы. Которые, между прочим, в огромных количествах и очень охотно скупают (и тут же в них отчаянно дудят - сам видел) фаны из всех стран - участниц ЧМ-2010.
***
Вувузелы слышны везде. В день старта первенства я совершил на двухэтажном экскурсионном автобусе с открытым верхом двухчасовую поездку по Кейптауну, был очарован его красотой - и в состоянии полнейшего блаженства поднялся на знаменитую Столовую гору. Так оказалось, что и оттуда, с приличной высоты, гул вувузел слышен, как из соседнего дома! Весь Кейптаун в тот день, ожидая матча ЮАР - Мексика, нарядился в желтое - и в экзальтации дудел, дудел, дудел.
Лично у меня это не вызывало никакого раздражения. И вообще модного нынче ворчания по поводу негостеприимства Южной Африки вы от меня не услышите. И не потому, что всего этого нет. Недовольство коллег я прекрасно понимаю.
Но вопреки общему настроению мне здесь нравится. И те же вувузелы воспринимаю как ни на что не похожий "саундтрек" ЧМ-2010. Фанатские песни и речовки мы и так всегда услышим, а такое - никогда. Вот скажите, пробирал бы, допустим, фильм "Брат-2" так же глубоко без той музыки, которая в нем звучала? Вот и это первенство мира мы, подозреваю, будем воспринимать во многом через органы слуха. Тем более что смотреть на футбольных полях почти всю первую неделю чемпионата было особо нечего...
Причина такого моего восприятия страны - хозяйки первенства - очень проста: понимая, что это не самое беспроблемное место на планете, я заранее настроил себя на позитив. Не воспринимать хорошее как должное, а радоваться этому хорошему. Не проклинать плохое, а стараться не обращать на него внимание. При прочих равных искать плюсы, а не минусы.
***
Конечно, можно и нужно искренне посочувствовать людям, которые подверглись ограблениям (и очень не хочется оказаться на их месте). Но в конце концов они ведь догадывались о связанных с этой поездкой рисках. Никто и никого паковать чемоданы в ЮАР насильно не заставлял.
И уж тем более неправильно устанавливать свой устав в чужом монастыре. В конце концов, нам в России, претендующим на прием ЧМ-2018, тоже многие и на многое могут указать. Скажем, на то, что надо чаще улыбаться и знать иностранные языки.
Конечно, мой позитив связан и с тем, что автору этих строк повезло: редакция командировала меня в Кейптаун, а это жемчужина ЮАР и самое популярное туристическое место Черного континента. И, наверное, нет в России такого человека, который не знал бы песенки про кейптаунский порт.
***
Кейптаун - самый красивый, безопасный (тьфу-тьфу-тьфу), чистый и позитивный город ЮАР. В его бухте жизнь кипит всю ночь, и люди не разбегаются в страхе с наступлением темноты. В часе езды - замечательные винные хозяйства, пингвиний пляж и легендарный мыс Доброй Надежды, о котором мы знаем с детства из книг и уроков географии.
Туда, к самой юго-западной точке Африки, неподалеку от которой смыкаются Атлантический и Индийский океаны, автор этих строк уже успел прокатиться вместе с коллегами-телевизионщиками. Кстати, даже там, на краю Земли, от футбола оказалось никуда не деться. Ибо прямо при нас состоялась встреча - и, к счастью, последующее братание, а не драка - поклонников сборных Бразилии и Уругвая. Глядя вдаль, куда-то в сторону Антарктиды, фанаты двух стран размахивали флагами, скандировали названия своих стран, а потом отчего-то еще и Чили. И в этот момент от осознания, куда ты забрался и до какой степени футбол объединяет весь мир вплоть до его самых крайних точек, пробрало до костей. Правда, и от ветра - тоже.
***
По душе мне здесь, в Кейптауне (а значит, и в ЮАР вообще), не только из-за сумасшедших океанских и горных видов (одна Столовая гора, поверхность которой уникально полога и действительно напоминает стол), великолепных (и недорогих) морепродуктов и стейков, а еще из-за первоклассного местного вина. Но главное - из-за возникающего ощущения громадности и многоликости окружающего нас мира.
Да, по вечерам, проделывая в темноте семиминутный путь со стадиона "Грин Пойнт" в гостиницу, я смотрю в оба - и если вижу впереди группу хотя бы из двух темнокожих, на всякий случай перехожу на другую сторону дороги. И с коллегами с телевидения, чтобы свести ощущение опасности к шутке, мы уже обмениваемся фразами на английском хрипловатыми, с характерным акцентом, голосами черных южноафриканцев. Но есть в решении исполкома ФИФА отдать мировое первенство Южной Африке мудрость, которая, на мой взгляд, выше гарантий полной безопасности отдельно взятых гостей чемпионата. Таким образом, человечество отдает людям ЮАР то, что оно им задолжало.
Один из моих новых знакомых, кейптаунский чернокожий журналист, рассказал, что, когда он учился в школе, ему и его друзьям часто приходилось уходить ночевать из кампуса в степь. На холоде, когда даже огонь не согревает. Потому что в любой момент посреди ночи их, мальчишек, могли прийти, забрать в полицию, избить. А, к примеру, 6-й район города, где построили себе ветхое жилье темнокожие, целиком сровняли с землей бульдозерами. И ничего взамен этого не построили. Куда, мол, хотите - туда и идите.
"Им было можно все", - вздохнул коллега. Им - это белым. А когда у черных не стало ограничений, многие из них решили, что все можно теперь уже им. Ничто не рождается из ничего, и нынешние грабежи в Соуэто имеют объяснение и предысторию. Да, их жертвам от этого не легче. Но, может, общее внимание к происходящему заставит кого-то что-то сделать? И, что еще важнее, побудит хозяев будущих чемпионатов мира заранее поработать над тем, чтобы подобного не происходило?
***
Пару дней назад по одному из местных телеканалов транслировали интервью с председателем оргкомитета по проведению ЧМ-2010 Дэнни Джорданом.
Беседа эта шла под лозунгом: "Все хорошо, прекрасная маркиза". Причем как со стороны чиновника, так, увы, и моих местных коллег. Не было задано ни одного острого вопроса, не было дано ни одного честного ответа. "Надеетесь ли вы на то, что ЧМ-2010 будет признан лучшим в истории?" - "Тщательно работаем над тем, чтобы получилось именно так". Про ограбления людей и другие беды - ни полслова. Это было удивительно стерилизованное интервью.
Г-н Джордан договорился до того, что назвал классным матч Кот-д’Ивуар - Португалия. Тот самый, которого так ждали и который тогда, в первые дни, лишь укрепил грустные ощущения от старта этого первенства. Разве может быть классным матч, где команды используют трусливую тактику?
***
А на контрасте - бесстрашное выступление сборной КНДР против бразильцев, пусть и закончившееся поражением. Этот матч до сих пор остается для меня одним из лучших на это первенстве - и плевать на политику! Слезы, катившиеся по лицу форварда Чон Тэ Се в те мгновения, когда исполняли гимн, - в тысячу раз важнее. Они, эти слезы, словно кричали: "Мама, я играю против Бразилии, и на меня смотрит весь мир! Ради этого стоило родиться!"
Чемпионат получится, если все будут выходить на поля Южной Африки именно с такими эмоциями. Но почти все начали так, будто чемпионаты мира в их жизни - каждый день. И потому матчи Германии против Австралии и Швейцарии против Испании на фоне других встреч выглядели Эверестом. К счастью, с каждой следующей игрой качество футбола, как мне кажется, повышается. Надеюсь, так будет и дальше.
В плане организации чемпионат в ЮАР никаким Эверестом, понятно, уже не будет - как бы над этим ни "работал" господин Джордаан. Нам же, стремящимся принять первенство через восемь лет, надо избежать высокомерия и думать не о том, что "в России будет на триста процентов лучше". А о том, как не осрамиться в случае, если мировое первенство нам все-таки отдадут. Само собой ничего в жизни не происходит.
Кто заснул - тот и выиграл
Спецкор "СЭ" получил возможность на личном опыте убедиться, какую роль высокие технологии способны сыграть в развитии футбола/
Борис БОГДАНОВ
из Йоханнесбурга
Когда-то тренер нашей институтской баскетбольной команды защищал диссертацию. Точного названия привести не возьмусь, но звучала тема примерно так: "Особенности ведения мяча в зависимости от роста баскетболиста". Помочь ему в качестве лабораторного материала были призваны автор этих строк (метр восемьдесят семь) и один из моих партнеров по секции (метр с кепкой). Нас, как новогодние елки, опутали светящимися гирляндами, в зале потушили свет, включили стробоскоп - и в его мерцающем свете мы по очереди долго бегали взад-вперед перед фотоаппаратом на треноге, долбя мячом об пол. Иллюстрации получились красивые: выхваченные вспышками из темноты цепочки силуэтов, огненные кривые, в которые сливались закрепленные на наших конечностях лампочки, - зависимость дриблинга от роста была видна нагляднее некуда.
Было это, страшно подумать, тридцать с лишним лет назад. Сегодня все делается совсем не так, в чем ваш корреспондент убедился, посетив устроенную здесь для журналистов и специалистов демонстрацию того, как высокие технологии могут служить футболу. Провел ее один из официальных спонсоров чемпионата мира - компания Castrol, чьи специалисты обсчитывают показатели всех игроков, выступающих на чемпионате мира, оценивают их по системе Castrol Index, составляют прогнозы на исходы матчей и выступление каждой команды, а также предлагают специалистам и любителям футбола массу другой любопытной статистической информации - все это можно найти на сайте www.castrolfootball.com.
О том, как это делается, нам подробно рассказали, представив и текущую десятку лучших игроков ЧМ-2010 по показателям Catsrol Index (выводят их, отслеживая все действия каждого футболиста с помощью 16 камер). Любопытно, что на данный момент с подавляющим преимуществом преобладают в ней игроки обороны: лидирует аргентинец Габриэль Хайнце, а кроме него в десятке два вратаря, шестеро защитников и лишь один полузащитник - кореец Пак Джи Сун. Игроков сборной Кореи там, кстати, трое, а вот, скажем, бразильцев - пока ни одного.
Но интереснее всего было познакомиться с образцами тех самых высоких технологий, которые, по замыслу специалистов Castrol, призваны помочь футболистам и тренерам XXI века поставить тренировочный процесс на научную основу. Тем более что опробовать любой из хитроумных аппаратов каждый мог на себе. Тут-то я и вспомнил про ту давнюю баскетбольную съемку - первое же приспособление, к которому подошел, оказалось предназначенным примерно для того же. Но как же все изменилось!
- Здравствуйте, меня зовут Дэниел, - улыбчивый парнишка приглашает меня на ковер из искусственного газона, за которым на стене красуется бьющий по мячу Криштиану Роналду. - Давайте посмотрим, какой у вас удар.
Сам Дэниел с мячом на "ты" - ловко пожонглировал, пару раз пасует его мне, давая для разминки пробить с места и с лета, а потом подает сигнал напарнице, управляющейся за бортиком с видеокамерой и компьютером.
- Снимаем! Готовы, сэр? Тогда - вперед: разбегайтесь и бейте по воротам.
Сказано - сделано. Через минуту на экране компьютера я уже вижу себя самого - в движении, разложенном на фазы от начала разбега до завершения удара. И выслушиваю рекомендации - над чем следует поработать, если я хочу приблизиться к Криштиану Роналду:
- В целом неплохо - видите, ступня у вас в момент удара поставлена правильно. А вот положение опорной ноги стоило бы чуть изменить, да и корпус наклонить вот так - тогда удар выйдет сильнее.
Час спустя отснятый материал уже поступает мне на электронную почту. Жаль, автор этих строк не футболист - мог бы использовать его как наглядное пособие. Ну да ладно, пусть останется на память.
Проверять свой скоростной дриблинг на соседнем стенде, где предлагалось побегать с мячом, обводя стойки, я благоразумно не стал, а вместо этого предложил коллеге Александру Просветову сыграть в Mindball. "Мозгомяч", как можно перевести это название, на первый взгляд кажется забавой из какого-нибудь зала игровых автоматов. Не так все просто: как нам пояснили, на самом деле это тренажер, уже применяемый в ряде клубов, в том числе "Милане": с его помощью футболисты приучаются контролировать эмоции и противодействовать стрессу.
Играть в "мозгомяч" просто: двое садятся друг против друга за стол, размеченный, как футбольный газон, на головы обоим крепят обручи с датчиками, подключенными к "полю", в центральный круг кладется шарик - и матч начался. Делать ничего не надо - вернее сказать, надо ничего не делать. Сиди как можно расслабленнее, отключи мысли и чувства, и если получится сделать это лучше соперника, шарик сам потихоньку покатится к его воротам. Не получится - к твоим. "Получается, лучший способ выиграть - заснуть?" - поинтересовался я у сотрудника Castrol. "Точно! - улыбнулся он. - Только если дурной сон не приснится и не активизирует ваши мозговые импульсы".
Как и в настоящем футболе, здесь оказались в ходу предматчевые хитрости: коллега поначалу садиться за стол отказывался, ссылаясь на якобы расстроенную нервную систему, заведомо обрекавшую его на поражение. Какое там! Когда я все-таки (на свою беду) уговорил его сразиться, передо мной оказался человек с лицом медитирующего буддистского ламы! А пластиковый "мячик" тут же неумолимо пополз к моим воротам. Куда благополучно и закатился, не прошло и минуты.
- Видите эти два экрана? - начал дежуривший около тренажера специалист, которого я попросил разобрать причины моего поражения. - Черная линия отражает любое движение тела, красная - мозговые импульсы. На вашем экране черной нет вообще - то есть тело вам удалось расслабить полностью. А мозг - нет: красная показывает, что вы во время игры о чем-то беспокоились, не сумели отвлечься от своих мыслей и забот. Соперник же ваш, как показывает график, шевелился, зато оказался выдержаннее: его красная линия заметно ровнее вашей.
Легко сказать - отвлечься от забот: у корреспондента, работающего на чемпионате мира, их, как говорится, полон рот. Но соперник-то смог! Да, есть над чем поработать...
Взять реванш корреспондент "СЭ" наивно попытался в соревновании с экс-голкипером сборной ЮАР Андре Арендсе. Здесь соперник, правда, был виртуальный: поприветствовав меня с экрана, вратарь предложил посостязаться в скорости реакции и широте бокового зрения. Между нами в разных точках загорались лампочки, и гасить их надо было, хлопая по ним руками. Верхний правый угол, нижний левый, удар низом по центру, вновь в "девятку"... Боюсь, команда, чьи ворота я защищал бы, уступила бы сопернику с хоккейным счетом.
Некоторым утешением послужил ответ другого профессионального в прошлом вратаря - Гэри Бейли, сыгравшего в свое время почти 300 матчей за "Манчестер Юнайтед", - на мой вопрос, пробовал ли он превзойти электронного Арендсе.
- Пробовал - и проиграл, - вздохнул экс-голкипер, ныне выступающий в качестве лица Castrol. - Мне все-таки уже 51, реакция не та...
Что же, Гэри, спасибо - не так я, значит, бездарен: мы с вами ровесники, и я к тому же в воротах играл разве что во дворе...
Фиаско по-черному
ЗАМЕТКИ БРЮЗГИ
Борис ЛЕВИН
Уж сколько лет нам твердят о развитии футбола в Африке семимильными шагами. Пожалуй, началось это после успехов Валерия Непомнящего со сборной Камеруна в 90-м. И постепенно дошло до того, что многие ожидают - африканцы вот-вот должны выиграть чемпионат мира. А особенно эти предвкушения возросли после того, как мундиаль впервые отдали Черному континенту. И что в итоге? Полный пшик, настоящее фиаско по-черному…
Оговорюсь сразу - пишу эти строки до начала матча Бразилия - Кот-д’Ивуар, где самый солидный представитель континента-хозяина может еще сотворить вселенскую сенсацию. Но даже если это произойдет (во что, если честно, верится мало), общая тенденция никак не изменится - по гамбургскому счету африканские сборные выглядят в ЮАР неконкурентоспособными, и почему их здесь больше не только, чем азиатских или центральноамериканских (что тоже непонятно), но и латиноамериканских (!), ответить не получится, как ни старайтесь.
Уж казалось бы, кому-кому, а стране, принимающей мундиаль, все карты в руки. Ни разу еще представители славного племени хозяев не оставляли свои надежды на стадии группового турнира, пусть иногда их карты и были слегка краплеными, что, собственно, входит в неписаные правила игры.
Но южноафриканской сборной не помогло бы даже полное знание прикупа - их созидательная импотенция не могла компенсироваться никакой, пусть и достаточно четкой тактической организацией, тем более что та периодически сводилась на нет индивидуальными ошибками достаточно средних, если не сказать слабых игроков.
Да, в матче с Уругваем хозяевам в чем-то не повезло, да, при счастливом стечении обстоятельств они могли обыграть легкомысленно отнесшуюся к ним Мексику, но все это было бы делом случая, не более - потенциала для выхода в плей-офф там не просматривается.
В любой хорошей сборной есть запоминающиеся футболисты. А кто запомнился в ЮАР? Разве что обладатель прелестного девичьего личика Тшабалала, исполнивший сумасшедший гол в первом матче и выгодно отличавшийся от своих партнеров во втором. Даже имеющий солидную европейскую репутацию Пинар растворился на поле, словно сахарная песчинка в стакане черного кофе.
Неудивительно также, что первой страной, которая может уже паковать чемоданы, стал Камерун. Дебютный матч эта команда провела в полулетаргическом сне, очнувшись минуте к восьмидесятой и просто подарив в итоге три очка дисциплинированным (но не более того) японцам.
Во втором Камерун играл уже на полную катушку и сразу продемонстрировал глобальные командные слабости. Получив в соперники бесшабашную датскую сборную, африканцы устроили любимую ими игру без защиты, которая у них отсутствует как класс. И тут выяснилась ключевая подробность - исполнить что-либо внятное на линии огня может у Камеруна лишь Это’О, но он почему-то все время терялся в тылу, а оказывавшиеся раз за разом на передовой Вебо и Эмана соревновались в том, кто напортачит больше. И на фоне Бендтнера с Роммедалем их поражение выглядело весьма логичным.
По идее должна была уже паковать чемоданы и Нигерия, проигравшая не только могучим аргентинцам, но и квелым грекам. Однако судьба дает ей еще один шанс. Воспользуются ли им нигерийцы? Если будут вести себя так, как Сани Кайта, удалившийся на ровном месте и сразу разваливший командную игру, то вряд ли. В любом случае, запоминающихся игроков у нигерийцев здесь тоже не оказалось, да и организация игры вызывает много вопросов.
Если Одиа и Ко шансы все-таки имеют - надо только собраться и выдать классный матч с корейцами, то у Алжира их, на мой взгляд, нет, несмотря даже на героическую ничью с англичанами. Впрочем, ничья та полностью на совести самих британцев, показавших что-то на редкость невразумительное, и как собираются алжирцы забивать тем же американцам - большой секрет.
Думаю, что не доберется до плей-офф и Гана - самая пока успешная африканская сборная. Ее многие хвалили за матч с Сербией, но ничего выдающегося там ганцы не показали. А то, как гоняли их во втором тайме десять австралийцев, окончательно убеждает в мысли - никакого командного духа нет и здесь, хотя ярких личностей у Ганы побольше, чем у соседей.
Резюмируя, можно отметить, что главная беда остается в Африке той же - даже при наличии игроков-звезд команду-звезду создать не удается. А уж без них, как у большинства нынешних сборных… В общем, говорить о конкуренции сильнейшим мировым сборным со стороны Черного континента по большому счету не приходится. А стало быть, возникает вполне логичный вопрос: не слишком ли много африканских команд приглашается на мундиаль?