Зря пугали Южной Африкой!

Telegram Дзен

ЧМ-2010

МНЕНИЕ БОЛЕЛЬЩИКА

Южноафриканское издание City Press опубликовало интервью с родившимся в Уругвае литовским болельщиком Маурисио Янаускасом,посвященное основным проблемам, присущим чемпионату мира. Спецкор "СЭ" внимательно прочитал его и дал свои комментарии.

 Александр БОБРОВ
из Порт-Элизабета

Передвижение по стране оказалось весьма простым: в каждом аэропорту нас встречали гудки вувузел и флаги, воздушные суда взлетали и садились по расписанию, пропаж багажа не случалось, такси всегда стояли в готовности у выхода, везде было несложно арендовать машину. Перемещаться внутри городов также не составляло труда: цены на услуги таксистов оказались вполне приемлемы. В аэропорту Йоханнесбурга, например, за 45 минут мы успели поменять деньги, распечатать билеты на матчи и приобрести телефон за 25 долларов.

Комментарий спецкора "СЭ". Если судить по Порт-Элизабету, во многом уругвайский литовец прав. За три недели пребывания в "Городе 15 минут" с пробками я не столкнулся ни разу. Чего не скажешь о моих коллегах, живущих в Претории. А вот проблемы с задержками авиарейсов случались, да еще какие. Помню, как усталый швейцарец добрался до нашей гостиницы только в два часа ночи, когда в один из дней по неизвестным причинам по всей стране в аэропортах произошли десятки перебоев. Задержки составляли не один-два часа, а намного больше. Прилетевшие тогда ночью в Порт-Элизабет обнаружили, что такси на стоянке нет. Как ни странно, не удалось их вызвать и из города, хотя здесь таксисты трудятся круглосуточно. Когда еще, что называется, "бомбить", как не во время футбольного форума?! Одной из сотрудниц аэропорта удалось выпросить у начальства микроавтобус, на котором бедолаг-туристов и болельщиков постепенно развезли по гостиницам.

Оспорю и тезис о приемлемости цен на такси. В первые пару дней, еще не зная всех нюансов, несколько раз, как говорится, "попал". Местные умельцы наловчились производить таксометры, накручивающие рандокилометры, как им вздумается. Разумеется, в ущерб клиентам.

ПРЕСТУПНОСТЬ

Безусловно, криминальных проблем в ЮАР хватает. Но, проведя 90 процентов времени в пути, могу сказать, что не чувствовал себя в меньшей безопасности, чем в Бразилии, где пройдет ЧМ-2014. Да, у моего приятеля угнали в ЮАР автомобиль, слышал о других преступлениях, но заметил, что везде много полицейских и приняты серьезные меры, дабы уровень преступности во время чемпионата свести к минимуму.

Комментарий спецкора "СЭ". Одна из моих новых знакомых в Порт-Элизабете не запирает на ночь двери дома. Но выпускает в сад, где в палатке любят спать ее два маленьких сына, собак. Раньше на руках у белых было больше оружия, но относительно недавно значительную его часть законопослушные граждане сдали в полицию. В домах остались только охотничьи карабины и в небольшом количестве пистолеты.

В зарубежных командировках или турпоездках я привык гулять в свободные вечера и перед приездом в ЮАР жалел, что придется изменить обычаю. В первые дни за каждым кустом искал взглядом воришку, но тщетно. Потом каждый вечер ходил на океан, заодно наблюдая за происходящим у одной из гостиниц, выбранной ФИФА для проживания сборных.

Конечно, в Порт-Элизабете есть районы, где с наступлением темноты не рекомендуют появляться в одиночестве, с фотоаппаратом, ноутбуком и мобильным телефоном. Но разве в Москве спокойно? С каждым месяцем, возвращаясь с работы, вижу у выхода из метро все больше мужчин, встречающих жен, матерей, дочерей, сестер...

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТАДИОНЫ

Побывал на трех из десяти стадионов, где проводятся матчи. Современные арены, ничем не уступающие испанским "Сантьяго Бернабеу" и "Ноу Камп". Чисто, уютно, есть все, что требуется болельщику. В очереди за водой, возможно, приходится стоять дольше, чем в странах Западной Европы, но один из гидов сказал мне: "У британцев есть часы, а у африканцев время!" По такому принципу здесь все и работает. На трибунах много пустых мест. Печально, потому что тысячи южноафриканцев хотели бы купить билеты, но не могли себе этого позволить. В нескольких местах организаторы чемпионата создали фан-центры с большими экранами. Конечно, ощущения не те, что на стадионе, но все равно здорово оказаться в толпе с флагами и вувузелами.

Комментарий спецкора "СЭ". Стадион "Нельсон Мандела Бэй" мне нравится. Если и возникли мелкие проблемы у работающих на нем журналистов, то только во время первых двух игр. Организаторы и сотрудники медиацентра быстро поняли, что к чему, и жизнь наладилась.

До вчерашней встречи Бразилии и Голландии на каждом матче на трибунах "Подсолнуха", как прозвали арену, зияли дыры: свободными оставались от 5 до 12 тысяч мест. Проблема серьезная - ожидал, что, допустим, встречи Португалия - Кот-д’Ивуар, Германия - Сербия, Англия - Словения пройдут при аншлаге. Причин случившегося много, и о них "СЭ" уже писал.

"Кусаются" цены, запрашиваемые на стадионе на продукты питания и напитки. Не хочется потреблять фаст-фуд, а в окрестностях "Подсолнуха" никаких ресторанов и магазинов нет. Стадион и прилегающая к нему территория по требованию ФИФА зачищена от конкурентов официальных спонсоров.

Интернет на арене работает без перебоев, розетки есть обоих типов - южноафриканские и европейские. На вредные привычки журналистов закрывают глаза - коллеги из Германии и Швейцарии умудрялись курить даже на трибуне. Забота о здоровье представителей СМИ на высоте: уж извините за интимные подробности, но в туалетных комнатах есть все - от пипифакса до презервативов.

Те, кто вынужден подолгу сидеть, скажем, в "Лужниках" после финального свистка, этот абзац пропустите. Выход со стадиона и доставка болельщиков до перехватывающих транспортных стоянок организованы почти идеально. Один знакомый южноафриканец, едва закончился матч, покинул трибуну вместе с тремя маленькими детьми, которые бредут короткими шажками, сел в шаттл-микроавтобус, доехал до парковки, забрал автомобиль и отправился на ужин в ресторан. Заняло это... 25 минут.

ЛЮДИ

Южноафриканцы - очень приветливые люди. И богатые, и бедные, и черные, и белые. Каждый здоровался, улыбался и выражал готовность прийти на помощь. Все благодарят за то, что мы приехали в ЮАР.

Нас всюду принимали тепло: мы танцевали с продавцами в магазине, делали фотографии в обнимку с совершенно незнакомыми людьми. На моем лице минут 25 в каком-то супермаркете рисовали уругвайский флаг.

Многие, правда, жалуются на надоевший гул вувузел, но они - часть культуры. Представьте, если бы все стали сетовать, что бразильские фанаты слишком шумно и много танцуют или кричат во время матча.

Комментарий спецкора "СЭ". Подписываюсь под каждым словом. Признаюсь, такого не ожидал. Это не карикатурные наклеенные улыбки, не внешне приветливое, но сухое how are you. Вы часто здороваетесь с соседями по подъезду в многоквартирном доме? Я стараюсь, но в ответ нередко следует молчание.

А тут с утра до вечера обмениваешься улыбками с хозяевами гостиницы, уборщицами и официантками, таксистами и волонтерами, продавцами и просто прохожими. Суровые на вид конные полицейские, патрулировавшие набережную, без вопросов и раздумий уступили места на породистых лошадках английским болельщикам, которые облачились в одежды средневековых рыцарей. Улыбались обе стороны. Картина получилась еще та. Жаль, в тот момент со мной не было фотоаппарата.

С враждебностью столкнулся только однажды, когда попытался запечатлеть на камеру работу по лечению поля "Нельсон Мандела Бэй". И то принял и понял отношение агрономов, уставших реагировать на критику СМИ.

Южноафриканцы, соглашаясь, что проблем в стране хватает, с обидой вспоминают о многочисленных статьях, исказивших облик их страны и отпугнувших от приезда десятки тысяч туристов и болельщиков.

Свен-Еран Эрикссон назвал сборную Кот-д’Ивуара, которую привозил на ЧМ, командой-улыбкой. Готов сказать то же самое о стране ЮАР. По крайней мере о той ее части, где довелось работать и жить три недели. Добрых знакомых и друзей приобрел, надеюсь на долгие годы, предостаточно.

ЦЕНЫ

Расценки отелей несколько месяцев назад взлетели в небо, заставляя опасаться, что так будет и во всем. Мы ошибались, цены выросли, но не сильно. 15-минутный проезд на такси стоит 7 долларов США, перекус в забегаловке обходится меньше, чем в 10 долларов, вход в лучший клуб Кейптауна - в 6, тестирование пяти лучших сортов вин - в 4.

Комментарий спецкора "СЭ". Мои расходы несколько больше. Главная их статья - такси, которое немногим дешевле московского. Цены в ресторанах ниже российской столицы, особенно на морепродукты. В клубы не хожу, последние лет пять не пью. Пиво себе позволил, не спонсорское, а здешнее, разливное. Вкусно и недорого.

Номер в гестхаусе обошелся раза в два-два с половиной дороже, чем берут с других юаровской зимой. Несколько подорожали экскурсии и поездки на сафари, но они все равно остаются вполне доступными для большинства туристов и болельщиков.

РАСИЗМ

Читал статью иностранного журналиста о проблемах сегрегации. Могу сказать, что за короткое пребывание в ЮАР с ней не сталкивался. Конечно, еще не зажили раны апартеида, но давайте не забывать, что он закончился только 16 лет назад. Мало смешанных браков, много ошибок в попытках перераспределения богатств от белых к черным. Равенство придет с появлением больших возможностей для развития жизни людей, но для этого нужно время и образование.

Думая об Африке, мы ассоциируем ее со СПИДом, голодом и гражданскими войнами. Надеюсь, Кубок мира покажет нам другую Африку - радостную и добрую. Обязательно скажу друзьям, чтобы добавили ЮАР в перечень стран, где нужно хоть раз в жизни побывать.

Комментарий спецкора "СЭ". Расовая проблема существует. На нее особенно жалуются... белые, потом цветные. Им труднее найти работу, чем чернокожему. Или, скажем, акции сети местных заправок белым вообще не продавали. Предпочтение при приеме в любую контору - от частной до государственной - в последние годы отдается всегда черному. Такова политика - гласная и негласная. Обратил внимание, что в правительственных организациях много темнокожих и мало белых. А вот старшие офицеры полиции - наоборот, африканеры и потомки англичан и немцев. Так же, как и пожарные. Странно звучит, но есть серьезная проблема во взаимоотношениях черных южноафриканцев и людей с кожей того же цвета из Нигерии, Зимбабве и Сомали. Доходит до стычек и серьезных конфликтов. Пусть местные не пай-мальчики, но значительную часть преступлений совершают приезжие.

Что касается рекомендаций друзьям и знакомым, полностью соглашусь с Янаускасом. Буду советовать копить деньги и никого не слушать. Кроме меня.

Что делать с "белыми слонами"?

Александр БОБРОВ
из Порт-Элизабет

Как опасаются в ЮАР, построенные или реконструированные стадионы ЧМ-2010 в дальнейшем останутся "белыми слонами", не то что не приносящими прибыли, а, наоборот, отягощающими своим весом бюджеты городов. Особенно это касается Мбомбелы и Полокване. "Нет людей - некого звать на стадион. Управлять и зарабатывать на таком большом количестве арен, что появились в ЮАР, очень и очень непросто", - считает директор по управлению стадионами ЮАР Бэрри Поллен. Профессор экономики университета в Стелленбосхе Стан дю Плесси ставит под сомнение возможность покрытия расходов на ежегодное обслуживание стадионов в Мбомбеле, Полокване и Порт-Элизабете, не говоря уже о возврате инвестиций в строительство: "Полные трибуны там не соберешь, даже если есть свои клубы, выступающие в чемпионате страны. Средняя посещаемость премьер-лиги низкая".

Вряд ли будет нести большие убытки "Соккер Сити", который после чемпионата мира переименуют в "Национальный". Там планируют принимать все основные спортивные соревнования, проходящие в ЮАР, бизнесс-конференции, свадьбы, дни рождения и похоронные церемонии. Много зрителей привлекут регбийные поединки на "Эллис Парке", "Лофтус Ферсфелде" и "Фри Стэйте". Остальные арены обязательно пробьют дыры в бюджетах.

Конечно, власти и руководство стадионов обязательно обратят взор на любителей музыки, стараясь организовывать концерты и выступления звезд, предоставят территории арен под какие-либо культурные мероприятия, фестивали и выставки, а также разрешат различным религиозным организациям собирать своих адептов на полях и трибунах. Но это все - разовые события, вряд ли способные полностью покрыть затраты. Мэрия Порт-Элизабета планирует также существенно изменить облик "Нельсон Мандела Бэй", создав в Норт Энде второй комплекс "Бодуок", только больших масштабов.

Арена находится неподалеку от океана на берегу озера. Подъездные пути удобны. К стадиону пристроят как минимум три блока зданий, где откроются торговые центры, рестораны, бары и офисы. Зону вокруг "Подсолнуха" собираются облагородить, засадить деревьями, наполнить беговыми дорожками и треками для велосипедистов. Наконец, тут же, видимо, появится парк развлечений, куда можно приходить всей семьей. Но даже в этом случае местные экономисты сомневаются, что в обозримом будущем удастся компенсировать те огромные траты на само строительство.

"В крайнем случае всегда есть простой выход - снести построенных "слонов", - утешает дю Плесси. Такой шаг видится сомнительным: можно представить, какую реакцию он вызовет в стране. Хотя те же корейцы после ЧМ-2002 разрушили один из стадионов.

 СТАДИОНЫ ЧМ-2010

Стадион

Город

Реконструкция

Обслуживание

"Соккер Сити"

Йоханнесбург

3 400 000 000

30 000 000

"Эллис Парк"

Йоханнесбург

240 000 000

20 000 000

"Мозес Мабида"

Дурбан

3 100 000 000

23 000 000

"Грин Пойнт"

Кейптаун

4 500 000 000

23 000 000

"Нельсон Мандела Бэй"

Порт-Элизабет

2 100 000 000

15 000 000

"Лофтус Ферсфелд"

Претория

131 000 000

15 000 000

"Мбомбела"

Мбомбела

1 200 000 000

10 000 000

"Питер Мокаба"

Полокване

1 300 000 000

10 000 000

"Фри Стэйт"

Блумфонтейн

314 000 000

10 000 000

"Ройял Бафокенг"

Рустенбург

460 000 000

10 000 000

Реконструкция - стоимость строительства или реконструкции (в рандах). Обслуживание - стоимость обслуживания в год (в рандах).

ФИФА требует амнистировать "Суперорлов"

 Александр ПРОСВЕТОВ
из Претории

Вчера ФИФА предъявила Нигерии ультиматум: если до 18 часов понедельника, 5 июля, власти страны не отменят решение о неучастии сборных в международных соревнованиях в течение ближайших двух лет, ее членство в главной футбольной организации будет приостановлено. Это влечет исключение нигерийских клубов из кубковых афротурниров и замораживание финансовой помощи.

"Мы заняли жесткую позицию по отношению к Франции, почему же должны поступить иначе по отношению к Нигерии? - задался риторическим вопросом генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, выступая на южноафриканском Радио 702. - У нас 208 ассоциаций-членов, и если кто-то нарушает устав, это ставит под угрозу всю структуру".

Президент Нигерии Гудлак Джонатан, устраняя сборные своей страны с международной арены после неудачного выступления "Суперорлов" в ЮАР, руководствовался стремлением "навести порядок" в национальном футболе. К руководству самым населенным государством Африки этот человек пришел в мае после кончины Умара Яр-Адуа под знаменем борьбы с коррупцией. Уже объявлено о грядущей проверке "финансовых злоупотреблений". Ведь правительство выделило для сборной 2,5 миллиарда найр (примерно 21 миллион евро). "Великовозрастную и усталую команду надо разогнать. Но правительство должно пойти дальше и побороть хроническую коррупцию в национальном футболе, которая служит главной причиной плохих результатов", - приветствовала решение властей газета Punch.

В 80-е годы мне доводилось ездить через Нигерию транзитом. Деньги вымогали все: от сотрудников посольств до пограничников, не впускавших в страну под надуманными предлогами. На шоссе организовывали бесчисленные заставы, где проверяли все - от документов до багажа на предмет контрабанды. Но проверки проверками, а от нигерийских жуликов в ужасе вся Африка, особенно страдает привлекательная для них ЮАР. То есть бороться есть с чем.

Однако многие в Нигерии считают, что в данном случае президент все-таки перегнул палку. Нижняя палата парламента, в частности, выступила с призывом отменить вето на международный футбол и поручить расследование провала "Суперорлов" депутатской комиссии.

Уход с международной арены по собственному желанию грозит Нигерии более длительным отлучением от мирового футбола, чем предполагает ее высокое начальство. За то, что она отказалась в последний момент от участия в Кубке Африки-96, Конфедерация футбола Черного континента подвергла "Суперорлов" дисквалификации на два следующих турнира. Правда, позже КАФ смилостивилась, так что пропустили нигерийцы только розыгрыш 1998 года.

По иронии судьбы, та история тоже была связана с ЮАР, поскольку именно в ней проходил Кубок Африки-96, и носила она сугубо политический характер. Несмотря на африканскую общность, президент Нельсон Мандела критически воспринимал антидемократические действия нигерийской военной хунты Сани Абачи, а после казни писателя Кена Саро-Вивы и восьмерых других оппозиционеров возглавил международную кампанию за введение санкций против режима Лагоса.

Обидевшись, военные власти Нигерии отказали в праве сборной защитить титул лучшей команды Африки, завоеванный двумя годами ранее. Аргументы были словно заимствованы у советских политиков, лишивших спортсменов возможности выступить на Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе. Как объявило тогда нигерийское правительство, "сведения из многочисленных источников" дают основания для беспокойства за безопасность футболистов. В ЮАР-де замыслили в отношении нигерийцев "акты насилия", которые даже могут угрожать их жизни. Робкие просьбы капитана сборной Августина Эгуавона, призывы Ассоциации спортивных журналистов и клубов болельщиков ничего не дали.

Что касается Франции, ФИФА лишь предупредила ее в середине недели, что не потерпит вмешательства политиков в футбольную сферу. Повод дала неосторожным высказыванием министр здравоохранения и спорта Розелин Башело, заявившая, что отставка президента национальной федерации Жан-Пьера Эскалетта неизбежна. Вальке обратил внимание, что государственные деятели не вправе требовать ухода руководителя общественной организации, но ее президент вправе сам подать в отставку, если чувствует ответственность за плохое выступление сборной.

"В Африке мы работаем с правительствами, чтобы команды получали помощь и могли участвовать в международных соревнованиях, но грань иногда бывает очень тонкой", - заметил также генсек ФИФА.

Во Франции-то все обставлено "комильфо", в рамках внешних приличий, как, впрочем, и в России, где формально никто руководителей федерации не увольнял: созывались конференции РФС, проводились выборы. Эскалетта и экс-главного тренера "Трехцветных" Раймона Доменека пригласили выступить перед парламентской комиссией по вопросам культуры и образования, но ответ они держали перед народными избранниками не за спортивный результат, а за некрасивое поведение футболистов (Доменека, впрочем, прессуют и за отказ пожать руку наставнику сборной ЮАР Карлосу Алберту Паррейре, который резко высказался по поводу "руки" Анри). Все пристойненько. В четверг официальный представитель ФИФА Николя Менго объявил, что эта организация не видит во Франции вмешательства властей в дела федерации.

А вот с Нигерией, где рубанули шашкой, ФИФА еще предстоит разбираться. Если в африканской стране упрутся, последствия для ее футбола обещают быть пагубными. Борьба с коррупцией - дело благородное, но слишком резкими приемами можно и дров наломать.