Виталий Мутко: "Мы сделали всё, что могли"

Telegram Дзен

2 декабря исполком ФИФА определит страну - хозяйку ЧМ-2018. Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ поделился с корреспондентом "СЭ" предчувствиями перед голосованием.

Борис ЛЕВИН
из Москвы

- Попробуем резюмировать все, что было сказано и написано за последние месяцы. Начнем с реакции российских граждан. Чем вы можете убедить тех, кто до сих пор сомневается в том, нужен ли нам чемпионат мира по футболу?

- Любое развитие регионов и страны в целом, чем бы оно ни было стимулировано, идет только во благо их жителям. А чемпионат мира - огромный толчок к развитию. Это событие выходит далеко за рамки футбола, оно одно из самых значимых по вниманию к себе на планете. С нашей страной познакомится весь мир, и я надеюсь, что у миллионов людей появится желание посетить Россию, а это всегда благоприятно влияет на экономику государства.

Кроме того, подготовка к чемпионату позволит решить целый ряд глобальных вопросов как минимум для 12 российских регионов. Это и выведение на новый уровень дорожно-транспортной инфраструктуры как в самих городах, так и между ними, и комплексное развитие связи и коммуникаций, отелей, больниц, системы безопасности, не говоря уже о стадионах и спортивных базах. Словом, проект без малейшего преувеличения исключительно важен для нашей страны и ее граждан.

- А какие аргументы могут убедить членов исполкома ФИФА? Вам ведь выступать перед ними на заключительной презентации?

- Эта презентация ключевой роли уже не играет - она лишь подводит итог полуторагодового труда заявочных комитетов. Могу сказать о российском: работа проделана огромная. Мы участвовали во всех официальных мероприятиях - пожалуй, только Англия с Катаром могут похвастать тем же. Неоднократно общались с членами исполкома, приглашая их к себе и приезжая к ним в гости. Огромную политическую поддержку оказало нам правительство России - Владимир Путин обсуждал интересующие нас вопросы со многими лидерами стран. Полную поддержку оказал и президент страны Дмитрий Медведев - так, очень плодотворной была его встреча с президентом ФИФА Йозефом Блаттером.

Тем не менее последняя презентация тоже важна - она должна укрепить уверенность в тех, кто намерен голосовать за нас, и, может быть, склонить на российскую сторону тех, кто колеблется с выбором, особенно не в первом туре. Но тезисы своего выступления я вам пока раскрывать не буду.

- Говорить будете по-английски?

- В принципе выступать можно на любом языке, но я готовлюсь сделать это именно на английском. Оксфордского прононса не обещаю, но все, что нужно, до коллег донесу. А если они отдадут нам чемпионат, то в 2018-м обязательно встречу их безупречным английским.

- В чем вы видите главные плюсы российской заявки?

- Во-первых, проведение чемпионата мира оставит у нас куда большее футбольное наследие, чем в любой другой стране. Во-вторых, в Восточной Европе этого турнира не было еще никогда. В-третьих, мы имеем сильнейшую государственную поддержку проекта, причем не только в плане гарантии построения стадионов, но и в плане решения транспортных и визовых проблем. Ну и, наконец, у ФИФА есть некая философия развития, опирающаяся на открытие для футбола новых регионов, и мы в нее вписываемся стопроцентно.

- Понимаю, что с каждым днем волнение только нарастает. Как сами себя убеждаете, что все будет в порядке?

- Без веры в победу нельзя вступать ни в одно соревнование, даже если ты понимаешь, что соперники сильны. Это я вынес еще из футбольных времен. Также убежден, что поражение поражению рознь. Надо бороться до конца и отдать все силы, чтобы потом не в чем было себя упрекнуть. В этом плане сегодня спокоен - мы действительно сделали все, что могли. Взгляните хотя бы на котировки букмекеров - если еще весной России давали не более десяти процентов, то теперь мы фавориты. Это уже оценка проделанной работы. Так же, как и отчет оценочной комиссии ФИФА, подтвердившей, что наша страна способна провести чемпионат мира.

И тем не менее спортивный мандраж, конечно, присутствует, вы правы. Тем более что соперники используют все доступные им возможности - от спортивных до политических.

- Сегодня объявили, что только футбольных звезд, нынешних и прошлых, испанцы с португальцами привезут в Цюрих больше десятка…

- Не думаю, что это окажет какое-то существенное влияние на членов исполкома - они что, не знают, как те же испанцы умеют играть в футбол? А выступить от каждой страны в любом случае смогут только пятеро.

- Мы уже знаем, что одним из пятерки россиян станете вы, еще одним - Андрей Аршавин. Остальных троих назовете?

- Давайте все-таки сохраним какие-то секреты до презентации.

- Хорошо, а список делегации из трех десятков человек уже утвержден? И кто его возглавит - вице-премьер Игорь Шувалов?

- Еще есть время внести коррективы, поэтому не будем забегать вперед. Сегодня, в частности, все задают вопрос: поедет ли в Цюрих наш премьер-министр? Могу сказать лишь одно: он поддерживает заявку и очень рад ей, но объявить о своем участии в последней церемонии, если таковое состоится, может только сам. Так что давайте подождем, недолго осталось.

- Если говорить о ваших личных предчувствиях, они оптимистичны?

- Скажу так: проделанная работа позволяет оценивать наши шансы как весьма неплохие. Но от прогнозов воздержусь - все в любом случае решится только в ходе тайного голосования. И работа будет продолжаться вплоть до 2 декабря. У нас, в частности, еще запланирована пара встреч до прибытия в Цюрих.

- Когда вы там окажетесь?

- 30 ноября - день официальных репетиций для всех делегаций, после чего вечером состоится встреча членов исполкома ФИФА от Европы. Так что во вторник с утра уже точно буду в Швейцарии. И не один, естественно. Но основная часть делегации подъедет ко 2 декабря.

- Есть ощущение, что это станет одним из самых важных ваших выступлений в жизни?

- В моей жизни чего только не было - и победы, и сокрушительные поражения, сродни ванкуверскому. В чем меня тогда только не обвиняли… Прекрасно понимаю, что у победы много отцов, а поражение не готов разделить никто - вспоминаю, к примеру, как к проигравшей на последней Олимпиаде хоккейной сборной пришли только мы с Владиславом Третьяком. И просидели с ребятами почти час. Все остальные от них сразу отказались.

Но в данном случае я верю, что заявка на проведение чемпионата мира объединила если не всех, то подавляющее большинство россиян. А при такой вере победить в Цюрихе будет значительно легче.