Путевые заметки из Белфаста. Монреаль разбит!

Telegram Дзен

ЧМ-2014. Отборочный турнир. 14 августа. СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ – РОССИЯ

Запись четвертая

В преддверии матча футбольных сборных Северной Ирландии и России в Белфасте находится  спецкор "СЭ". Сейчас там проходят Всемирные игры пожарных и полицейских.

Юрий ГОЛЫШАК
из Белфаста

***

Наши волновались зря – канадцы "перегорели". Яростно бившись первый период, ко второму сникли. А в третьем всем видом просили о пощаде – только не забивайте больше десяти. Лоск сошел.

– А сейчас я буду бриться. Пошли, будешь смотреть! – генеральный директор московского "Динамо" Андрей Сафронов за эти дни оброс приличной бородой. И теперь на моих глазах этой красоты лишался.

Белфаст болел за Канаду ровно до того момента, пока тот же Сафронов не начал после сирены отправлять на трибуны подарок за подарком.

Пораженные ирландцы про Канаду забыли. А канадцы пытались вернуть любовь – кинулись в раздевалку, вынесли что-то… Щедрости хватило на пару бейсболок. После приходили в нашу раздевалку – просили майки. Наши снимали с себя – гулять так гулять!

***

С Белфастом расставаться грустно. Пусть маленький, пусть двухэтажный – а грустно. Очаровал.

Я бродил с утра по нашей деревеньке – обнаружил остатки крепостной стены. Поросшей чертополохом. В другой стороне отыскались и ворота. Что за лорд здесь жил? О чем мечтал?

А в соседнем дворике уж привыкла ко мне белая лошадка. На редкость разумная – поднимает голову, ждет гостинца. Позирует перед фотокамерой.

Из напитков путем вечерних изысканий и отшелушивания лишнего остановился на "Bushmills Black". Чудо как хорош. Странно, что не эти два волшебных слова на гербе Северной Ирландии.

***

Люди в сборной "45+" удивительные. Кино про таких снимать. В газетах писать.

– Ну, ты располнел! – встретил меня в Москве Сафронов накануне поездки. – Вот так можешь сделать?

Он, 50-летний, поднял ногу и забросил на спинку высокого кресла. Я осилил половину пути. Подними чуть выше – смеялась бы даже бригада травматологов.

– А вот так? – Сафронов вывернул кисть руки и оперся на стену.

Я попробовал. Что-то защемило в плече. Еще малость – и корреспондент лишился бы рабочей руки. Подумал – едва ли ордена Ленина общество "Динамо" будет платить мне пенсию. Хоть ему по силам.

– Ага, – подытожил Сафронов. – В Белфасте будешь заниматься каждый день. С нами едет такой тренер! Для кого-то эта поездка будет развлечением, а для тебя – Ваганьковским кладбищем. Каждое утро в 7 часов чтоб был на разминке…

От занятий я увильнул, но с тренером Владимиром Плетневым познакомился. Человек такой – слов нет. Поражает гимнастическими способностями весь город. В 59 лет – словно пружина.

– Я ведь ездил по китайским монастырям, учился у монахов. Освоил много всяких практик. Еще при Советской власти занимался карате. Потом работал частным детективом, и убить меня пытались. Спасло чудо. А начались занятия с того, что еще молодым человеком сидел выпивал, курил у телевизора. И вдруг – то ли видение, то ли что. Увидел кого-то обрюзгшего, в штанах с вытянутыми коленками, с бутылкой. И голос: "Это ты в сорок лет". Я понял – такого не хочу. Пересмотрел всю свою жизнь. А еще пишу стихи. Сейчас вам прочитаю…

Я понял – с таким человеком надо встречаться в Москве. Делать интервью не на ходу.

***

В городе – распродажи. А спортсменов столько, что в помине нет размеров XXL. Все смели.

Ветер носит вдоль бухты запах холодного моря. Который ни с чем не спутать.

Где-то позади орут то ли гагары, то ли чайки. Оборачиваюсь – никакие это не гагары галдят, а рыжие ирландские девчонки…

А на солнцепеке коптятся заживо бегущие полумарафон. 20 километров. Кто-то идет – но дистанцию не бросает. Аплодируют даже полисмены. Перевешиваются люди со второго автобусного этажа – кричат ободряющие слова. Марафонцы, обливаясь потом, прибавляют…

Но хоккеистам еще сложнее. Вспомнил же Сафронов перед финалом, как говорили про зимние Олимпиады: "Можно проиграть что угодно. Только не хоккей".

Ходят по городу люди с медалями на заслуженных шеях. Что-то выиграли. И вот красуются под дождем.

– А медали-то железные, – оцениваю наши коротким взглядом. – Пока до отеля доедет, заржавеет.

Нашим же хоккеистам почему-то выдали медали совсем другие. Продолговатые, красоты неимоверной.

***

Сколько пишу о хоккее – впервые в жизни ехал с командой вместе на самый главный матч. Это что-то.

Андрей Сафронов, капитан сборной "45+", прямо перед автобусом вспоминает, кто в чем собирался на победный полуфинал. Уличенных в невнимании к приметам отправлял переодеваться: "Ты же в белой бейсболке был? Ну-ка, давай за ней…"

Всю дорогу команда молчит. Проезжаем мимо крематория – все словно по команде отворачиваются в другую сторону. Хоть ездили мимо него каждый день – никто и не думал отворачиваться.

Все в этом автобусе помнили, как переигрывали год назад в финале полицию Торонто – и упустили все за последние две минуты.

К "Одиссей-арене" чуть оттаяли.

– Во! – указал кто-то буквы на витрине. – Стрижка за два с половиной фунта!

– Это не стрижка, – всмотрелся другой. – Это парик в аренду. Возьми, не пожалеешь. Убей канадцев до матча.

С каждым голом в канадские ворота надрывались на трибуне женщины:

– Let’s go, Montreal, let’s go…

С последующим визгом.

Визжали так, что не по себе становилось даже "Монреалю". Морщились.

С каждой шайбой крику было все больше. Особенно высокую ноту взяли после пятой. Восьмую встретили хрипом. Полную калитку набросали канадцам уже в первом периоде.

Канадцы сверлили глазами лед на глазах собственных дам. Утешение одно – у "Монреаля" на этом чемпионате самая красивая форма.

Канадские барышни дожидались после матча наших – и аплодировали, аплодировали. Казалось, позови их за собой в Москву – ни одна не откажется.

***

…Я всматриваюсь в оконную темень. Степь тает в мутном небе – и кажется какой-то монгольской, бесконечной. В Ирландии нет цикад. А цикады были бы кстати. Фонарь отражается в мокрой траве.

Наутро эта степь снова будет идеальным британским газоном. Снова выйдет солнце. Но сейчас – вот так.

А снизу доносится в десятый раз "Команда молодости нашей". Это Россия отмечает выигранный хоккей. Хоккей она проиграть права не имела.

Потому усадила за отдельный столик наша полицейская сборная гостиничного ди-джея, расставила перед ним напитки. А музыку достали эти парни чуть моложе пятидесяти свою. Такую в Белфасте еще не слышали.

Бог даст, услышит Северная Ирландия все то же самое очень скоро. 14 августа.