Вячеслав Фетисов: "Мне предлагали отказаться от полномочий за 30 процентов бюджета"

Telegram Дзен

КХЛ. МАТЧ ЗВЕЗД

На пресс-конференции перед Матчем звезд председатель совета директоров КХЛ, президент ХК ЦСКА сенсационно объявил о своем уходе из хоккея - и из лиги, и из армейского клуба

Андрей КУЗНЕЦОВ
из Риги

Приготовленная Вячеславом Фетисовым сенсация насыщенную программу Матча звезд, конечно, не затмила. Но по громкости и значимости события оказалась где-то рядом. Не каждый день легендарный игрок и большой хоккейный босс публично объявляет о том, что рвет со спортивным миром. Вот как это было.

На пресс-конференции, посвященной старту звездного уик-энда, именитый "отставник" как ни в чем не бывало сел на место с табличкой "Председатель совета директоров КХЛ". Внимательно выслушал приветственные речи двух капитанов - Озолиньша и Федорова. Подбадривал Александра Медведева, который рассказал об интересе всего хоккейного мира к рижскому матчу. А потом и сам потянулся к микрофону:

- Чтобы не задавали лишних вопросов, начну с главного. Я принял осознанное решение об уходе из хоккея. Со всех руководящих постов. И из лиги, и из ЦСКА. Желаю Александру Ивановичу Медведеву дальнейших успехов в развитии КХЛ.

...Улыбка мгновенно слетела с лица президента нашей лиги. В глазах Фетисова появились искренние слезы. Зал затих, переваривая услышанное. Нет, в том, что на посту президента ЦСКА знаменитому ветерану осталось работать недолго, сомнений было мало. Слишком принципиальными и глубокими оказались его расхождения с взявшей в клубе власть "Роснефтью". Тем более что менеджерская команда, которую сам Фетисов расставил на ключевых постах армейского лагеря, при первых же признаках конфликта переметнулась на сторону богатой нефтяной корпорации, по сути, сдав своего президента.

Но вот добровольный уход с поста председателя совета директоров КХЛ оказался для всех полнейшей неожиданностью. Впрочем, когда явно настроенный на откровенность Фетисов уже после пресс-конференции начал отвечать на вопросы "СЭ", логика в его решении стала проступать все явственнее.

- Я долго был в подвешенном состоянии. Было бы неправильно, скажем, уйти из ЦСКА и остаться в руководстве лиги. Поэтому принял решение покинуть абсолютно все посты, - сказал Фетисов.

- Судя по шоковой реакции Медведева, он был не в курсе вашего решения?

- Мы проговаривали с ним эту ситуацию. Не в такой форме, конечно, но все же… Я ни в коей мере не хотел омрачить звездный уик-энд, хотя, наверное, для кого-то мой уход станет еще большим праздником. Так или иначе, тянуть до следующей недели посчитал неправильным. Решение неспонтанное, причины у него самые весомые: ситуация, сложившаяся как в ЦСКА, так и в российском спорте.

Что касается моего решения, то оно возникло после беседы с отцом. Мы сели перед Новым годом, все обсудили. Разговор был долгий. Мы прикинули все "за" и "против" и пришли к совместному выводу. Ведь порой складывалось ощущение, что в ЦСКА многие вещи происходили спланированно. Специально гробили команду, чтобы Фетисов никакого результата не добился. Накипело, не вижу смысла дальше оставаться в хоккее. Предел есть у каждого мужика.

- Кто конкретно гробил ЦСКА, вставляя вам палки в колеса?

- Менеджмент. Немчинов. Те люди, которых я сам привел в клуб. Там и Гущин не отошел от дел, и вся эта бригада, которая в свое время распилила ЦСКА на части. Все их усилия много лет сводились к одному: занимаемся своими делишками и ни в коем случае не хоккеем. А потом пришел человек, который многим наступил на хвост и на руки. И этим деятелям все это очень не понравилось.

Они взорвали ситуацию в клубе изнутри. Я вот анализирую события последнего времени - например, вспоминаю, с кем из хоккеистов ЦСКА расстался, - и прихожу к грустным выводам. С другой стороны, многие правильные шаги специально не делались. А в последние месяцы я вообще остался без полномочий. Что есть президент, что его нет.

В свое время очень уважаемые мной люди попросили вернуться в армейский клуб и начать его поднимать. И я делал все во благо родной команде. Инициировал письмо ветеранов с просьбой о поддержке, пошел к премьер-министру страны, нашел в спонсоры крупную компанию. Государственную. Одна беда: оказалось, что там почему-то очень любят заниматься частными делишками. А ведь "Роснефть" должна с максимальной скрупулезностью подходить к менеджерской работе. Денежки-то она расходует не чьи-то личные, а народные. Государственные. Нужно бережно относиться к каждому рублю. И сейчас ситуация в ЦСКА такая, что никакой хорошей перспективы не видно. У всех какая-то эйфория, люди потирают руки и занимаются непонятно чем.

Представьте ситуацию - я прихожу к новому руководству армейского клуба и слышу: "Вот тебе тридцать процентов от бюджета, делай с этой суммой что хочешь, только откажись от полномочий". Я многие вещи не озвучивал публично, но теперь вы понимаете, события какого толка происходили. Откуда ноги растут. Услышав предложение "Роснефти", встретился с Шуплером. "Что делать-то будем?" - спросил. Кстати, когда главный тренер просил премиальные игрокам выписать, на это денег не нашлось. Вот вместо того, чтобы развиваться, мы в последние месяцы и топтались на месте. Боролись с обстоятельствами. Так что мой уход - не побег, а очень актуальное и взвешенное решение.

- Считаете, ваш уход из ЦСКА - праздник для Немчинова?

- Он слишком слабый и ничтожный человек, даже не хочу говорить о нем. Он оказался слабым тренером, бездарным менеджером и еще хуже как человек. Уверен, что перспектив в армейском клубе у этого гражданина нет никаких.

- Правда ли, что бывший главный тренер сборной России реально мог вернуться в ЦСКА в середине нынешнего сезона?

- Эта ситуация была неправильна априори. Кстати, я с Быковым тут недавно общался. Посидели со Славой, расставили все точки над i в отношениях. Армейскую ситуацию обсудили. Я признал, что, возможно, был не совсем объективен, когда жестко оценил его уход в "Салават". Сейчас понимаю, что Быков тоже не просто так убежал в Уфу. Некоторые люди в армейском лагере и его рост тормозили. Общались мы долго, неплохо, расстались нормально. Так что все свои отношения с хоккейным миром я прояснил и никаких проблем не оставил.

Возвращаясь к слухам о возможном приходе Славы в ЦСКА: все это нужно было обставить как следует, а не в такой форме. Как себя чувствовал на фоне всех этих слухов тот же Шуплер? К нему вообще отнеслись очень некрасиво, это выглядело форменным безобразием. Вообще руководить командой в таком состоянии невозможно. А еще агенты начали ребятам голову морочить, травмы пошли. Мне было жаль пана Юлиуса, я его поддерживал как мог. В то же время убежден: Быков - специалист для работы в топ-клубах. А в организациях типа рижского "Динамо" или ЦСКА Шуплер эффективнее, поскольку умеет добиваться успеха без больших денег. Потому и получил весной от меня приглашение.

- Совет "Роснефти" по правильному управлению клубом дать готовы?

- Не хотел бы говорить на эту тему. Ситуация с ЦСКА проклятая какая-то. Как я в 89-м уехал в НХЛ, так команда даже плохонькой медальки не выиграла. Все какая-то возня. Виктора Васильевича Тихонова накрутили там сейчас здорово, он свои проблемы решает. Это понятно: ему и сына надо куда-то пристроить, и самому в обойме быть. Те люди, которые рулили все время клубом, как своей игрушкой, мечтают вернуть хорошие для себя времена. А теперь еще и мальчики пришли в боссы - всякие родственнички больших начальников. Не знаю, насколько они понимают в хоккее. С дворцом пошумели - и отложили дело в долгий ящик. Один сплошной фарс. Просто издевательство над великим именем клуба, убийство курицы, которая способна нести одно золотое яйцо за другим. Быть частью этого дерьма просто не хочется. Пришел вот только, молодым ребятам перстни вручил.

- Правда, что оплатили эти перстни из своего кармана?

- Чистейшая. К спонсорам обратился: "У нас денег нет и не будет". Сказал Немчинову: "Давай пополам, коль скоро ты зарабатываешь в клубе большие деньги". А он - категорически говорит "нет".

- "Не получаю" или "не дам на перстни"?

- "Не дам". Хорошо, думаю, слово Фетисова крепкое. Обещал - подарил от всей души. Надеюсь, это поможет им в карьере. Правда, зашел во дворец на вручение - и так противно на душе стало. Гадко. Вот после этого ощущения и слов отца: "Сынок, уходи" терпение и кончилось. Медведеву, конечно, неприятно о моем шаге было узнать. Но ведь в его силах было поменять ситуацию вокруг ЦСКА.

- Как?

- Мы летели в Ригу, разговаривали. Мои слова звучали так: "Послушай, Саша, мне надоели все эти дела". У него я в свое время тоже просил поддержки армейскому клубу. Там нужно-то было десять миллионов долларов, чтобы сделать нормальную команду и ни за кем в поисках денег не бегать. Эту сумму обещали-обещали, Касатонов все ноги стер, бегая по кабинетам, но везде был какой-то загадочный ступор. Наверное, это общее положение дел в управлении нашим спортом. Куда ни ткнись, все без результатов. Я плюнул и сказал Касатонову: "Все, Леша, иди в Питер" (смеется).

- Если Быков знает хотя бы о том, что вы рассказали сейчас, ему и идти-то в ЦСКА, наверное, не хочется?

- А кому сейчас хочется туда идти? Не могу и представить (смеется). Разве только идти не для работы на благо хоккея, а для других дел. А Славку-то я прекрасно знаю. Помню, как хрупкий 50-килограммовый мальчик Быков появился в нашем ЦСКА. Он, конечно, обаятельный парень. Умел расслабить команду и создать веселую атмосферу в раздевалке... А в декабре нам нужно было выговориться друг перед другом. Он сам подошел на празднике в честь 65-летия отечественного хоккея, инициировал встречу. "Давай, с удовольствием", - сказал я. И в беседе с глазу на глаз не обошел ни одного острого момента. Должен был подчеркнуть, что тренер не имеет права убегать из команды, где он под контрактом, - подчеркнул. Игрок еще может так поступить, тренер - никогда.

Тот шаг Быкова был неправильным априори, а не из-за моих личных претензий. Особенно поразила формулировка "создание в Уфе базового клуба сборной". Любую другую причину озвучивай, но только не эту. Об этом Славе и сказал. Сейчас у нас все нормально.

- В Америку теперь уедете?

- Все хотят, чтобы я уехал из своей страны. Своим врагам передаю: "Не дождетесь!" Никуда я из России не уеду. Было время, когда мог убежать за границу за колоссальными деньгами. Но честь и имя, которое мне отец дал, сделать это не позволили.

Слава богу, я самодостаточный человек и найду чем заняться. Сохраняю за собой пост в Совете федерации, в сенат меня выбирал Приморский край. Кстати, в составе тамошнего законодательного собрания большинство из 38 депутатов - от коммунистов, ЛДПР и "Справедливой России". И все они проголосовали за мое выдвижение в сенат, хотя представляю-то я другую политическую партию. Такую поддержку мало кто из политиков может получить. Не люблю хвастаться, но о степени уважения к фигуре Фетисова этот факт говорит, так? Вот и буду уделять внимание своему Приморскому краю.

- Ваш многолетний ледовый партнер Игорь Ларионов после работы в системе российского хоккея тоже покинул ее с тяжелым сердцем.

- Регламент КХЛ я написал еще в 2003 году. Если помните, это был проект Евро-Азиатской хоккейной лиги, он полностью соответствовал спортивным и иным принципам, к которым наш чемпионат сейчас движется. И ничто этот процесс не остановит. Уйдет Фетисов - придут новые люди, жизнь продолжится. Но наш разговор не об этом. А о моем нежелании формально числиться в совете директоров КХЛ, который сейчас ничего не решает.

Лигу в свое время я двинул в жизнь по поручению Владимира Путина, Стеблина из главных хоккейных боссов убрал, все, что нужно было расчистить, расчистил. Молодежный чемпионат родился. Фетисов приложил руку и к строительству трехсот катков по всей стране. Все перспективы есть у России, чтобы идти вперед.

- То есть свою миссию в нынешнем хоккейном мире считаете выполненой?

- Миссию нельзя отделять от влияния на ситуацию. А когда она превращается в формальность…

- Если совет директоров КХЛ ничего не решает, кто решает?

- Он никогда ничего не решал. Лигой управляет Александр Иваныч Медведев. У нас нормальные отношения. Но чтобы влиять на процесс, нужно находиться внутри каждый день. А у Медведева своих проблем хватает. Общегосударственных забот.

- В последние годы было заметно, что ваши взгляды на хоккей все больше расходились с медведевскими. Тоже причина расставания?

- Это были рабочие моменты. Отношения у нас, повторяю, нормальные. Просто я как-нибудь расскажу, как на самом деле строилась КХЛ. Какой саботаж был со стороны общественных организаций. Вы даже не представляете! Кстати, соглашение о Панъевропейской лиге мы с Медведевым и президентом финской федерации Куммолой год назад подписали в ресторане Торонто на салфетке! Куда это годится? Или взять отношения с ИИХФ. Ее главу, Фазеля, мы в свое время очень хорошо поддержали. Ведь скандинавы его снимать собирались. Рене звонит, чуть не плачет: "Слава, что происходит?" Слава вступился. А теперь международная федерация волком на КХЛ смотрит. Большая политика, что тут еще скажешь.

- Не исключаете, что лет через пять захотите вернуться в хоккейные боссы?

- Ничего не исключаю. Нужно лишь понимать, с какими целями куда приходишь. Опыт, связи никуда не денутся.

- Лиге помогать продолжите?

- Доброта многими людьми воспринимается как слабость. Поэтому понял для себя: надо быть более жестким. Во всех отношениях.

- Время закручивать гайки?

- Сто процентов.