СВОЯ КОЛОНКА
Андрей КУЗНЕЦОВ
Спорные контракты между звездными игроками и топ-клубами – едва ли не главный тренд хоккейного лета-2013. Причем интересные события происходят не только в НХЛ, где филадельфийские "Летчики" развели свою орбиту с тольяттинским космонавтом Брызгаловым, а Ковальчук и нью-джерсийские "Дьяволы" оформили развод всех времен и народов. Нам куда любопытнее смотреть на свою лигу.
Вот Жердев получает увольнительную в Мытищах и, судя по низкому градусу интереса со стороны кахаэловского рынка, рискует войти в сезон безработным. Вот Фролов проходит через владивостокский драфт расширения и находит общий язык с "Авангардом" только к концу отпуска.
Трудовой спор чемпиона мира-2009 с "ястребами" вообще вылился в знаковую эпопею. Во многом "благодаря" стороне хоккеиста, агрессивно обвинившей омский клуб в неуважении и к известному игроку, и к контрактно-правовой системе КХЛ. Вот только попытки нарисовать черно-белую картину, представив одну сторону злодейской, а другую ангельской, мгновенно рушатся. Если озвучить всего несколько "почему".
Клуб выдвигал Фролову не ультиматум, а компромисс. Компенсируя снижение зарплаты продлением срока контракта. Почему нужно было отказывать "Авангарду" в праве искать цивилизованный выход из непростой ситуации?
Степень защищенности игроков в нашей лиге близка к абсолютной. Почему звезда не пошла в комиссию контрактных споров, на что, как подчеркнул президент КХЛ Александр Медведев, имела полное право? Выходит, сомневалась в прочности упреков и убедительности собственных аргументов?
Курьянов в межсезонье-2012/13 согласился с тем, что свою высокую зарплату в свитере "ястребов" не отрабатывает. И предпочел взаимовыгодный вариант – с расставанием и переходом в "Трактор". Ситуация с другим ударным форвардом так же далеко не зашла. Но почему вообще Фролов оскорбился, когда к нему применили тот же подход, что и к другому звездному чемпиону мира?
И, наконец, главное. Почему мы так любим рассуждать, на что имеет или не имеет право клуб – а об ответственности самого спортсмена зачастую забываем? Почему одному из лидеров зарплатного хит-парада КХЛ не стыдно заканчивать плей-офф с нулем забитых шайб и показателем полезности "минус семь"? Кто кроме самого Фролова виноват в том, что вопрос о несоответствии цены с качеством вообще появился? Оклад в четыре миллиона долларов стоило б достойно отработать хотя бы из чувства спортивного самолюбия. Увы, самолюбие "включается" только во время летних переговоров о финансах. Это, кстати, психологическая проблема многих звезд нашей лиги, которым не стыдно ни проваливаться в Кубке Гагарина, ни играть в День Победы на 1:2 против сборной Франции.
Тот, кто идеализирует НХЛ, мгновенно вспомнит Брызгалова. Пусть и провалившегося, но не услышавшего от "Филадельфии" ни намека на снижение суммы выплат по контракту. Означает ли это, что заокеанские соглашения, в отличие от российских, безупречно надежны? Конечно, нет. Просто в Америке не размениваются на переговоры с отдельными спортсменами. Там разом меняют глобальные правила игры.
И, надо сказать, меняют не раз в сто лет. Помните Бобби Холика, ставшего символом безрассудной контрактной политики в НХЛ начала 2000-х? Выиграв Кубок Стэнли в четвертом звене "Нью-Джерси", он подписал с "Рейнджерс" пятилетнее соглашение на 45 миллионов долларов. Естественно, оказался недостоин и четверти этих денег. Насмотревшись на вакханалию выброшенных на ветер средств, лига отреагировала максимально сурово. Впервые в истории установив жесткий потолок зарплат, от которого пострадали не только холики – но и огромная масса отрабатывавших "допотолочные" деньги спортсменов.
Другой пример. Вспомните, с каким негодованием Бэттмен и К восприняли долгосрочный контракт Ковальчука с "Нью-Джерси". Да, тот самый, аннулированный в конце прошлой недели. И во время нового локаута, в 2012-м, ограничили срок отношений клубов со своими звездами восемью сезонами. Первой жертвой новых правил стал партнер Ковальчука по олимпийской сборной России Евгений Малкин, получивший от "Питтсбурга" куда меньше заслуженного. НХЛ вновь сработала по принципу "как бы чего не вышло" – обжегшись на одном прецеденте, заблаговременно ущемила интересы десятков других хоккеистов.
Так неужели кому-то хочется, чтобы российский клубный хоккей шагал по тому же пути? Неужели нам тоже нужен локаут, итоги которого ударят по всем – а не только по нашим холикам? Не проще ли массе переоцененных звезд чемпионата России приучать себя уважать не только собственную зарплату, но и собственную статистику?
Как показывает пример НХЛ, эпоха односторонней ответственности клубов может очень быстро закончиться.