Плотников дарит Ярославлю надежду

Telegram Дзен

КХЛ. КУБОК ГАГАРИНА. 1/2 финала

Во вторник "Локомотив" на родной арене одержал победу над "Львом" (3:2 ОТ) и размочил счет в серии (1-3). Судьба встречи решилась за 19 секунд до окончания овертайма, когда нападающий ярославцев Плотников удачно сыграл на добивании и поразил пустой угол ворот Веханена.

Теперь команды переезжают в Прагу, где в четверг состоится пятый поединок их противостояния.

ЛЕВ – ЛОКОМОТИВ – 3-1

ЛОКОМОТИВ – ЛЕВ – 3:2 ОТ (0:0, 1:2, 1:0, 1:0)

Голы: Новотны – 5, 24:04 – 0:1. Яковлев – 2 (мен.), 34:25 – 1:1. Ойстрик – 3 (бол., Врана, Тернберг), 38:47 – 1:2. Коньков (Холес, Картаев), 53:45 – 2:2. Плотников – 4 (Картаев), 79:41 – 3:2.

Вратари: Сэнфорд – Веханен.

Штраф: 14 – 14.

Броски: 35 (8+8+7+12) – 39 (7+11+8+13).

Три лучших игрока: Плотников (Лок), Новотны (Лев), Картаев (Лок).

Судьи: Гашилов, Кулаков.

8 апреля. Ярославль. "Арена-2000-Локомотив". 9071 зритель (9070).

Счет в серии: 1-3 (0:3, 1:2, 0:3).

Юрий ГОЛЫШАК
из Ярославля

ГОЛОВА ПОНИМАЕТ, А НОГИ НЕ БЕГУТ

Ярославль научил меня кое-чему из того, чему не стоило бы учиться.

Съездил осенью в Белфаст со сборной полицейских – спасибо гендиректору московского "Динамо" и лучшему форварду того турнира Андрею Сафронову – так после месяц норовил вывернуть на встречную полосу. Ездил по Москве с британским акцентом.

За четыре дня в Ярославле я отвык от того, что на дороге присутствует разметка. Ну ее, ни к чему. Народ лавирует между ям непринужденно. Некоторые оставляют колеса на обочине. Включать поворотник в Ярославле считается слабостью. Я включал первый день – мне вслед смотрела вся улица…

На четвертый день в этом городе золотых куполов приспособился – езжу теперь как все. С этими навыками вернусь в Москву – и буду переучиваться.

Ямы в Ярославле такие, что не верю глазам. Хочется выйти и сфотографировать. Но обочина похожа на противотанковый ров – и я еду дальше. Не искушая судьбу.

Вспоминая, как встречал меня когда-то у здешнего железнодорожного вокзала Сергей Николаев.

– Ты мою машину сразу узнаешь. Даже не буду говорить, какая.

Я кидался ко всякому злому джипу, высматривая сквозь тонировку узнаваемую крепкую шею Сеича.

Лучшие люди Ярославля тех лет были очень недовольны. Готовы были скинуть кожанку и надавать мне сочных волжских оплеух.

Сеич подъехал на машине, которую действительно ни с чем не спутаешь. Приделай металлический рукав – и будет комбайн.

– Джип японской морской пехоты, эксклюзивный экземпляр. Рама такая – не прошибешь. В Новокузнецке этой машиной со мной рассчитались. Второй такой в России нет. Как раз для ярославских дорог, – объяснил Николаев.

В холле дворца спорта "Торпедо" рассматривал я доску в память в прекрасном тренере и мастере художественного слова Сергее Николаеве. И вдруг в темени коридора увидел знакомое лицо. Дмитрий Красоткин, десять лет бывший капитаном в "Локомотиве", трехкратный чемпион страны! Нет Красоткина в составе – нет у Ярославля новых чемпионств. Есть ли в нашем хоккее звезды ярче? И как не поговорить с таким человеком? Тренирует, как выяснилось, команду МХЛ. Жизнью доволен.

Взяли ключи от комнатки-музея, поднялись наверх. По дороге узнал я, что вернулся в большую спортивную жизнь Владимир Самылин, еще одна звезда "Локомотива" недавних времен. Еще вчера был от хоккея далек – а сейчас директор этого самого дворца спорта.

Вместе с Красоткиным рассматривали фотографии на стенах. "Локомотив" 15-летней давности. А вот "Локомотив" 2010 года. Кто-то жив, кто-то оказался на борту разбившегося самолета.

– Когда трагедия случилась, по телевидению показывали вот эту самую фотографию. С которой многие на самом деле были живы, – поражался Дмитрий.

– К чему в играх со "Львом" Ярославль оказался не готов? – вернулся я в день сегодняшний.

– Лучше бы находиться внутри команды, чтоб точно знать, – ответил экс-капитан. – Но я думаю, что сегодня организм расплачивается за отличные игры против "Динамо" и Питера. Сил не осталось. Голова понимает, что надо делать, а ноги не бегут. Забить не можем. Одна шайба за три матча! Правда, моменты есть. Не все безнадежно. Вы посмотрите, как ребята бьются. Очень рад за это поколение.

"ЛЕВ" БЫЛ НА ДИВО РАСКОВАН

День между матчами приехавшие в город корреспонденты не теряли. Кто-то поехал подпитываться эмоциями в Кострому: "Всего 70 километров на автобусе, а красота невероятная! Волга там какая – шире ярославской".

Я отправился искать знаменитый Толгский монастырь. Навигатор завел невесть куда – увидел указатель: "Чурилково". Грех было не заглянуть к Саше Галимову, который здесь похоронен на мусульманском кладбище отдельно от остальных ребят из того "Локомотива". Памятник невероятный – Галимов как живой. Море цветов. Привязан к оградке зеленый шарф, привезенный фанатами "Ак Барса".

Вечером на хоккее встретил маму Галимова, Елену Леонтьевну. Рассказала:

– Этот памятник поставили даже не мы, а друзья Саши, хоккеисты. Сами скидывались, сами выбирали, каким он будет. Я тут в интернете наткнулась на спор – кто-то пишет: мол, остальным хоккеистам памятники установили скромнее, меньше… Кто-то поддакивает. Я не выдержала, ответила – если бы Саша погиб со всеми, похоронили бы вместе с командой. И памятник был бы как у всех. Не надо считать чужие деньги. И все, спор закончился.

После добрался я-таки до Толги. Увидел, как ходят обескураженные чайки по замерзшему озеру. Сиплыми голосами зовут весну.

Спустился потом к Волге, к промерзшему берегу. И вдруг закружила метель, обожгла лицо. Быть может, последняя метель этой странной весны.

Четыре чешских корреспондента, доехавшие до Ярославля, жались друг к другу. Казались испуганными. Переговаривались вполголоса.

Немного ожили на самом хоккее. Быть может, это они после матчей складывали из выданных "Локомотивом" надувных палок-стучалок слово "LEV". Прикладывали к стеклу. Хоккеисты, уезжая со льда, разве что не целовали эти буквы. И руками дотрагивались до городошной конструкции, и прижимались грудью.

"Лев" вообще был на диво раскован. Если Дейв Кинг дал своим парням день отдыха, то чехи катались. Все лидеры – на льду. Они не устали.

И никаких секретов. Хотите говорить с хоккеистами – да ради бога! С кем угодно! Иногда кажется, что хоккеисты "Льва" сами были готовы приехать на улицу Майорова, в гостиницу "Спорт". И рассказывать там, отчего у них так ловко получается играть в хоккей этой весной. Самый общительный спортивный директор на свете Рашид Хабибулин составит компанию. Поможет переводом. Золотой человек. Поработал, кстати, в "Амуре", "Ак Барсе", московском "Динамо" и СКА. С такими любезностями сталкиваешься – и чувствуешь вдруг, что уже не равнодушен к этому самому "Льву". Не так огорчаешься его шайбам в ворота российской команды.

Тем более, игроки "Льва" нашли время не только общаться с корреспондентами, но и заглянуть на Леонтьевское кладбище, где лежит большая часть погибшего "Локомотива".

Надо было чем-то ответить "Льву" – и я отыскал его страничку в Фейсбуке. Поставил "нравится".

"Локомотив" же пусть отгрузит моим новым любимцам полную кошелку заброшенных шайб. И серия эта продолжится. Всем нам на радость.

АРЕНА ГОСТЯМ БОЛЬШЕ НЕ ХЛОПАЛА

"Лев", между прочим, оброс языческими бородами. Через день-другой будут они виться по ветру. Косы можно плести. Чем меньше у хоккеиста волос на темени – тем гуще бородища. Даже любопытно, чем все это закончится. При таких темпах роста. Тот же Веханен – форменный мистер Пронька. "Локомотив" в этом смысле смотрится как-то умереннее и свежее.

Насколько знаю, обычно на спаренные матчи выпускает Ярославль одну программку. А тут выдал две подряд. На новой обложке Сергея Конькова сменил Илья Горохов. Давая понять – теперь уж точно шутки кончились. Бой самый решительный.

"Льву" ярославская арена больше не хлопала, хватит. Освистала как надо – и Веханена в первую очередь. Решив: нет Ваханена – нет "Льва".

У вратарей странные закономерности. Приводящие в порядок душевные струны.

– Чем хуже я себя чувствую с утра, тем лучше сыграю вечером, – говорил мне как-то Доминик Гашек. С которым прогуливались по Красной площади.

У Сэнфорда приметы свои – пританцовывал на синей линии под звуки гимна. Чем энергичнее танцует – тем лучше сыграет. Если серия продлится – присмотритесь.

Четыре минуты "Локомотив" отыграл ударно, "Лев" толком не высовывался к воротам нашего танцора. Лучший способ остудить хозяев – навязать потасовку. Пусть силы уйдут туда.

"Лев" так и поступил. Оказался в меньшинстве – и хозяева были близки, ох, как близки к голу. Но промахнулся лучший охотник Ярославской и Владимирской областей Илья Горохов. Как же так! Что за невезение!

Закриссон, рискуя растянуть все связки организма, снял каким-то чудом шайбу с крюка у Егора Яковлева. Перед пустыми воротами. А минуту спустя блеснул снова – вышел один на один с Сэнфордом. На гол не наработал, на две минуты большинства – вполне.

Могучий юниор Плотников крушил чехов плечо в плечо так, что душа корреспондентская наполнялась теплом и светом. Вот это мужик растет для сборной! Олег Валерьевич, запишите…

"Локомотив" играл здорово. Чехи смотрели исподлобья – что-то ускользало.

Но Веханен оставался Веханеном. На этот вечер в его плане прописано было – "подвиг". Кто-то простреливал из-за ворот, Веханен лежал в ближнем углу – Апальков расстреливал ворота, трибуны встали! Как вратарь "Льва" выловил эту шайбу? Как отбил бросок Холеса секунды спустя? Как среагировал на бросок Любушкина? Разбивая мимоходом заблуждение – "Веханен бог лишь внизу. Броски верхом не ловит"…

Сэмфорд тосковал, практически не трогая шайбу. Двумя днями раньше я не представлял, за счет чего "Локомотив" может перевернуть игру. Все было однозначно.

Сейчас я не в силах был понять, как чехи собираются выигрывать. Под трибунами настроены они были горячо – новый матч в Праге с "Локомотивом" им был совсем не нужен. Даже с учетом премиальных. Кто-то из журналистов натужно шутил: "Магнитку" уже изучаете?" Чехи даже не улыбались в ответ – отношение их к "Локомотиву" было более чем уважительным. И вдруг – такая вялость.

ЛИХАЯ МУЗЫКА АТАКИ

Ничто так не удручает вратаря, как ударная игра коллеги. Сэнфорд, не уступая Веханену в классе, очевидно нервничал. Редкие броски чехов отбивал, казалось, подрагивающими руками. Один бросок отразила сохранявшая самообладание штанга.

Я присмотрелся получше – все-таки чех играли с запасом. Об этом говорил я после третьего матча Хабибулину – тот усмехнулся. Перешел на волнительный шепот: "Так и есть".

Но у Ярославля свои приемы – кто-то бил надувными палками друг о дружку с тройным усердием. Кто-то пришел с нарисованной акварелькой – могучий ярославский медвежина грозит супостатам.

От тех акварелек "Лев" рассвирепел. Рассмотрев ко второму периоду во всех подробностях. Гости забили гол, принесший "Локомотиву" еще и моральные потери. Как же иначе? Сэмфорд утратил в эпизоде и ловушку, и клюшку. Сидел обескураженный на льду. Потребовалось выходить человеку в костюме, чтобы привести голкипера в порядок. Во всех смыслах.

А Веханен совершал очередное чудо. Которому "Арена-2000" уже не удивлялась. Вспомнились слова Ильи Ковальчука здесь же, в Ярославле, недели полторы назад, про легионеров из СКА: "Ничего, паспорта выдадим…"

Будь моя воля – начал бы выдачу с Веханена. Такие "русские" нам очень нужны. Я б финский выучил лишь для того, чтоб выведывать секреты у такого вратаря.

Мусатов, отчаявшись прошить Веханена броском, попытался зайти с шайбой в ворота. Но чешские бородачи вытолкали Мусатова с пятачка, не побоюсь слова, взашей. Хоть тот петлял, словно от армии. Все это походило на комичный аттракцион – по воротам "Льва" бросили уж все из заявки "Локомотива". Казалось, сейчас подъедет Сэнфорд. Желая исполнить свою попытку. В его ушах тоже звенела лихая музыка атаки.

Думаю, товарищи по "Льву" этим же вечером оплатят своему вратарю в отеле "Ринг" ванну из брюта. Или сводят в соседний "Макдональдс". Сверившись с умеренным клубным бюджетом.

"Лев" уверовал в непробиваемость своего вратаря. Казалось, чехам самим интересно – есть ли хоть один бросок, который Петри не возьмет?

Уныло разыгрывали большинство – и получили! "Локомотив" улетел в контратаку, Яковлев отдавать на дальнюю штангу не стал. Пустил шайбу под голкипером, и вот оно – 1:1!

Только все стало получаться – новое удаление. Плотников уже бранился с судьями. А тут, очутившись в загоне, отшвырнул клюшку. Прокричал что-то. Судья-то утрется и забудет, ему что, – а вот с собственной клюшкой так нельзя. Ветераны знают.

История едва не повторилась – контратака "Локомотива", Черников почти подставил клюшку… Ох…

"Лев" подхватил шайбу – и показал, как надо забивать. Странно, что эта команда много забивает в большинстве – разыгрывает его как-то натужно. Но вот же, гол за голом. Впрочем, в этот вечер "Локомотив" забил все же больше. И размочил счет в серии.

"ЛОКОМОТИВ" БИЛ И ДОБИЛ

Закончился период, команды разъехались по раздевалкам – и только нападающий "Локомотива" Плотников в центре площадки, глядя на табло, высвечивающее счет 1:2, что-то выпытывал у судьи. Тот обнял форварда и указал на раздевалку: Кинг ждет! Уважай старость! Нет, Плотников искал правду. Смотрел на арбитра такими глазами, будто накануне встречал его лицо в ориентировке…

Двумя днями раньше правду искал и я. Спросил у Дмитрия Юшкевича – есть ли вопросы к судейству? Нет, ответил он. Судейство отличное. "Пашнина удаляли по делу?" – конкретизировал я. "Да!" – ответил Юшкевич.

А он врать не станет. Верю ему, как не верю самому себе.

"Лев", вернув преимущество в гол, снова смотрелся домом образцового содержания. "Локомотив" рвал жилы, играл на пределе. Даже если бы в перерыве Дэйв Кинг исполнил своим хоккеистам романс "Черные подковы", лучше бы они не заиграли. Куда уж лучше.

Жизнь играла какими-то психоделическими красками. Как ни бросай – гола не будет. Вот что это? И как с этим бороться?

"Локомотив" бил и добивал. "Еще раз!" – неслось с трибун. Но шайбу уже накрыл Веханен. А Эмиль Галимов "еще раз" принимал к сведению – и рубил клюшкой по перекладине. Эх, раз, еще раз.

А Плотников-то оказался не так прост. Не зря наставлял арбитра, как непутевого сына. Третий период – и чехи получали удаление за удалением. Но все для хозяев было впустую.

И тут проснулся игрок-загадка. Игрок-космос. Коньков броском самым заурядным – Веханен сегодня тысячу таких отбил! – угодил между щитков. 2:2! Глаза Кари Ялонена, казалось, были полны слез. Чуть потускневший после СКА Вацлав Сикора смотрел куда-то вниз. Будто уже послал "Лев" администратора за шампанским – и теперь пан Вацлав набивал SMS: "Срочно назад". Прочие чехи чесали в затылках.

Первый в этой серии овертайм грозил перерасти во второй, третий… Благо опыт у "Льва" есть – в четвертьфинале с "Донбассом" они как-то доигрались и до четвертого. Но на этот раз все решилось в стартовой дополнительной 20-минутке. Самый активный в этот вечер в составе "Локомотива" Плотников бросил – Веханен отбил, Картаев "выстрелил" – голкипер "Льва" вновь отразил шайбу, но все тот же Плотников, оказавшийся перед пустым углом ворот, цель поразил. Трибуны взорвались и заходили ходуном. До сирены оставалось каких-то 19 секунд…