– Тяжело после Высшей лиги противостоять топ-клубам КХЛ?
– Различия, конечно, большие. Но вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что в КХЛ работать легче. Вести игру намного проще. Те технические моменты, с которыми сталкиваешься в ВХЛ, иногда немножко взбешивают. На них уходит слишком много сил и эмоций. Здесь ребята лучше оснащены технически, и подправлять надо лишь тактические погрешности.
– А предсезонная подготовка в двух лигах как-то отличается?
– Не особо. Все хоккеисты – люди, и везде надо подготовить команду к сезону физически. Конечно, есть нюансы. Скажем, на некоторые технико-тактические аспекты в Высшей лиге приходится тратить намного больше времени.
– "Автомобилист" прилично омолодился этим летом, а вы в ВХЛ зарекомендовали себя хорошим специалистом по работе с молодежью. Это стратегия клуба или просто так совпало?
– Все зависело от соотношения цены и качества. Мне все равно, молодой игрок или старый. Удобно работать, когда хоккеист слушает, когда я для него авторитет. Я – начальник, он – подчиненный, надо исходить из этого. У нас есть Мегалинский, Логинов, Коукал, Коварж – очень опытные игроки. Но если говорить про стратегию, то я исходил из того, что лучше взять двух-трех молодых на те же деньги вместо одного опытного хоккеиста, который каждый год в течение нескольких лет переходит в новую команду. Если его не оставляют в клубе, значит, что-то с ним не так. А из этих молодых хотя бы одного можно будет раскрыть и дальше с ним работать.
– Нескольких хоккеистов "Ижстали" вы взяли с собой в "Автомобилист". Они потянут уровень КХЛ?
– Я надеюсь. Например, Андрей Алексеев – добротный хоккеист среднего уровня КХЛ. Он много играет в меньшинстве, выполняет большой объем работы при игре в равных составах. Павел Турбин – игрок оборонительного плана. Вроде бы незаметен на площадке, но очень полезен. Николай Тимашов еще слишком молод, чтоб однозначно оценивать, способен ли он играть в КХЛ.
– На кого-то из молодежи рассчитываете, как на игроков основы?
– Я буду рад, если 18-летние ребята станут лидерами команды, но пока рано говорить о чем-то конкретном. На турнире в Челябинске здорово показали себя Щемеров и Митякин. Есть у нас Анатолий Голышев, который должен играть в ведущих звеньях команды, учитывая его талант. Но иногда после одного хорошего матча молодой хоккеист целый месяц живет со звездой во лбу. Очень тяжело после такого достать из него все необходимое. С молодыми всегда так: две-три игры могут выдать на уровне, а потом на десяток игр "пропасть".
– В Челябинске "Автомобилист" играл очень агрессивно и против "Авангарда", и против "Магнитки". По ходу сезона будете варьировать тактику в зависимости от соперника?
– Будем обязательно. Для того и нужны предсезонные турниры, чтобы проверить разные варианты. Хотелось посмотреть, как команда будет действовать на фоне усталости, потому что полдня на восстановление, которые у нас были, – маловато. Перед командой не ставилась задача обязательно выиграть. Надо было узнать, как мы выглядим в разных ситуациях, найти потенциальных лидеров, пощупать слабые места.
– С этой задачей справились?
– Конечно. Я даже отчасти рад, что мы проиграли 1:8 "Авангарду". Потому что после этого нам удалось преодолеть последствия поражения, справиться психологически. Поговорив и расставив все точки над i, мы неплохо провели следующих два матча. Хороший урок, бесценный опыт.
– Ваш коллега из "Торпедо" Петерис Скудра сказал, что в Западной конференции играют в более современный хоккей, чем в Восточной. Согласитесь?
– А на западе летают столько же, сколько на востоке? В прошлом сезоне чуть ли не троекратная разница по длине перелетов была. Это же сильно сказывается! В Сибирь и на Дальний Восток летали далеко не все западные команды. Я соглашусь, что лидеры "Запада" – СКА, ЦСКА, "Йокерит", московское "Динамо" – в прошлом году выделялись на общем фоне. С другой стороны, взять нынешние "Ак Барс", "Магнитку", "Авангард" – чем они хуже? В общем, если "Запад" и сильнее, то не намного.
– С "Магниткой" вам довелось встретиться и на челябинском турнире и предстоит сыграть на ее льду на Мемориале Ромазанв. Реально ли закрыть тройку Коваржа?
– Мы пытались. Они нам забили при игре "пять на три". Есть другой выход: не закрывать это звено, а забить еще больше голов, чем они. А вообще, мало того, что это очень сильные игроки, – еще важна работа тренера. Я стоял на другой скамейке и видел, как с этой тройкой во время игры работает Кинэн. По телевизору я таких моментов и близко не видел. Удивительная работа, грамотная, и совсем не заметная со стороны.
– Не приоткроете секрет, что увидели?
– (Смеется.) Зачем? Если я это увидел, то постараюсь сам этим воспользоваться.
– Некоторые сравнивают вас с молодым Кинэном. Как относитесь к таким сравнениям?
– Если я покажу через двадцать лет результаты, которых достиг Кинэн, этим сравнением буду очень доволен. А что касается тех эмоций во время игры, которые были у молодого Кинэна, и того, как я кричу во время матча, это не лучшее сравнение.
– Себя оцениваете как тренера-мотиватора? Или это неверное определение?
– То, что я готов постоять за свою команду, – это правда. В Высшей лиге я был гораздо более эмоционален. Сейчас, сыграв перед регулярным чемпионатом КХЛ шесть игр, я уже веду себя более спокойно. Стоять на лавочке тяжелее, чем играть, это факт. Но необходимо контролировать свои эмоции. Стараюсь сдерживаться. В прошлом году на меня вешали разные ярлыки, сравнивали с Назаровым, сейчас вот стал новым Кинэном. Это дело журналистов – искать "перчинку". Мне бы не хотелось быть этой вишенкой на торте для представителей вашей профессии. Под прицелом должна находиться команда, которой я руковожу, а не сам я с какими-то выходками. Тренеру лучше быть в тени.
– В КХЛ в последнее время появилось немало молодых тренеров, и вы в том числе. Ветеранам тренерского цеха уже не доверяют?
– Все зависит от результатов команды. Раз пошла мода на молодых специалистов, значит, именно они дают результат. Те же Квартальнов, Назаров чего-то достигали – и их приглашали в другие, более сильные клубы. После удачных выступлений все обращают внимание на молодых тренеров.
Челябинск – Москва