Александр ЖИЛИН
из Магнитогорска
МЕНЯ ЗОВУТ ВИТЯ
– Как правильно: Войтек или Войцех? И надо ли писать "и краткое" в конце вашей фамилии?
– Войтек. Так и в паспорте написано. Хотя партнеры зовут меня Витя (смеется). Буквы "и краткое" в фамилии нет. Правильно – Войтек Вольски.
– Вы в России уже третий сезон. Справились с языковым барьером?
– Не могу сказать, что преодолел его. Я учусь. С каждым днем понимаю по-русски все больше, но пока знаю язык не настолько хорошо, чтобы общаться на нем. Мне нравится в КХЛ, и я надеюсь, что настанет день, когда я начну слышать, понимать и свободно разговаривать по-русски.
– Не получается, потому что не хватает времени?
– Я пытался учить язык… Сейчас есть масса программ – в компьютере, на телефоне. Но они не позволяют овладеть русским в полной мере. Думаю, в ближайшее время начну заниматься с репетитором.
– Вам нравится в России?
– Поначалу, конечно, трудно. Ты уезжаешь далеко от дома, вокруг много непривычного. Но сейчас, после двух лет, мне более комфортно. Это уже не так тяжело. Я не прочь задержаться еще на пару лет.
– Два сезона в "Торпедо" – это позитивный опыт?
– Конечно. Я стал увереннее чувствовать себя на льду. Первый год в КХЛ был больше адаптационным, учебным. Я впервые играл в России, нужно было привыкнуть к отличиям от НХЛ. Прошлый сезон сложился по-настоящему хорошо. А сейчас я продолжаю двигаться вперед.
– Можете сравнить Кинэна и Скудру?
– Оба иностранцы, оба эмоциональны в работе, очень страстно к ней подходят, много переживают. Иногда это для нас, игроков, выходит боком. Что мне нравится в работе с Майком Кинэном – с ним проще найти общий язык. Мы родом из одной страны, он хорошо понимает меня. Ну и выиграть сразу два Кубка – Стэнли и Гагарина – большой опыт, разумеется.
– В прошлом году вы установили рекорд, забив "Сибири" три гола за минуту и 46 секунд. Как такое возможно?
– Это случилось так быстро, что я даже не подумал про какой-то там рекорд. Первый гол забил, убежав в прорыв. Тут же удалось забить во второй раз. Отправился на смену, потом вышел – и снова гол. Уже после игры парни сказали, что это действительно круто и такого никому раньше не удавалось. Буду рассказывать об этом своим детям.
– Еще одно достижение – лучший круг на скорость в Матче всех звезд-2015. Готовились?
– Перед стартом я поговорил с Мэтом Гилроем. Он спросил, в каком виде мастер-шоу я хочу выступить. И возмутился: "Почему это ты побежишь? Я быстрее тебя катаюсь!" Посмеялись с ним. Но я был в отличной форме, пробежал хорошо, и когда вернулся на скамейку, парни обрадовали: "Ты побил рекорд".
КАМЕНЩИК – АДСКАЯ РАБОТА
– Правда, что вы могли перейти в "Магнитку" в сезоне-2013/14 вместе с Тимом Брентом, кстати, ассистентом вашего первого гола в КХЛ?
– Да. Тим позвонил накануне дедлайна, спросил, не хочу ли я перейти в "Металлург". Но я еще осваивался в КХЛ, незадолго перед этим приехал из "Вашингтона" в "Торпедо", проводил неплохой сезон и не счел правильным снова менять команду.
– А могли бы выиграть Кубок Гагарина…
– Я был очень рад за Тима. Мы знакомы много лет, еще с хоккейной школы. Здорово, что он стал победителем. В этом году я тоже хочу получить такую возможность. Тиму желаю удачи. Он женился этим летом – большое событие. Надеюсь, у него получится удачно заиграть в НХЛ.
– Этим летом у вас было много предложений помимо магнитогорского?
– Мной интересовались "Авангард", "Сочи", "Ак Барс", "Спартак". Я разговаривал со многими. Но "Металлург", во-первых, топ-клуб. Во-вторых, здесь играли мои друзья – Тим Брент, Тим Стэплтон, Джастин Ходжмен. Им нравилось здесь, они отмечали высокий уровень тренерского состава. Об этом же говорил Крис Ли. Я все взвесил и решил, что Магнитогорск – лучшее место для меня.
– Всех новичков "Металлурга" возят с экскурсией на ММК. Вас впечатлил этот металлургический гигант?
– Это очень интересное место. Наблюдать за раскаленным металлом было невероятно. Мы находились так близко, что ощущали, насколько там жарко. В жизни ты видишь машины, что-то еще сделанное из стали, но не задумываешься над тем, как они были сделаны. А здесь видно, как жидкий металл превращается в большой лист, потом становится все тоньше и тоньше. И на другом заводе станет машиной. Это… Нет слов!
– Вы знаете, что в Магнитогорске есть так называемый "польский городок"? Один из цехов ММК строили поляки, и специально для них возвели микрорайон. Многие остались жить в Магнитке.
– Нет, мне такого еще не рассказывали. Обязательно хочу это увидеть. Вдруг там есть хороший польский ресторан?
– Какое ваше любимое блюдо?
– Оно меняется каждый год. В прошлом году я объедался роллами. Сейчас предпочитаю мясо с овощами.
– Сами любите готовить?
– Да, но удается только летом. Пока идет хоккейный сезон, времени нет. Обычно готовлю блюда гриль. А супруга подает различные салаты. У нас с ней совместное творчество.
– Вы рассказывали, что в свободное время любите заниматься строительством. Какое самое грандиозное сооружение удалось возвести своими руками?
– Ну не такое уж грандиозное (смеется). Пару лет назад я построил во дворе каменный камин. Провозился около трех недель, нужно было много копать… Мне помогал отец – он по профессии каменщик, отлично разбирается в мраморе, граните, известняке. Без него я бы не справился. Когда закончили, я был горд и в то же время понимал, насколько это адский труд – каждый день копать, таскать камни. Так что это было еще и отличное напоминание, что я счастливчик, зарабатывая на жизнь игрой в хоккей. Нужно быть благодарным за то, что имеешь.
МОЯ ЖЕНА – ОСОБЕННАЯ ЖЕНЩИНА
– Вы по-прежнему считаете, что Кросби – лучший хоккеист в мире?
– Да. Вы знаете, если он здоров – он невероятен. Мне нравится смотреть, как он играет. Не меньшее удовольствие доставляет Малкин. Этих двух парней, если они в форме, не остановить!
– В "Вашингтоне" вы выходили на лед с еще одной звездой – Алексом Овечкиным. Какие воспоминания остались от того времени?
– Он невероятный снайпер! Дайте ему один-единственный шанс, и он забьет гол. Очень мощный, сильный, быстрый. В НХЛ было всего несколько защитников, способных догадаться, что он предпримет на льду. Но даже они опасались, как бы он не выставил их на посмешище.
– В НХЛ сбылась ваша мечта – сыграть с кумирами детства Петером Форсбергом и Джо Сакиком.
– Глядя на Форсберга и Сакика, я взрослел как хоккеист. Но в "Магнитке" есть похожие игроки – Сергей Мозякин и Данис Зарипов. Они обладают невероятными хоккейными навыками и в этом смысле напоминают моих кумиров. Их игра вызывает у меня те же чувства.
– О чем теперь мечтаете?
– Больше всего о том, чтобы иметь большую, здоровую и счастливую семью. Недавно у меня случилось важное событие в жизни – родился первенец. Сейчас я сконцентрирован на хоккее, но через несколько лет закончу играть, и настанет большой период жизни вне хоккея. Вот тогда я хочу сфокусироваться на своей семье, проводить с ней столько времени, сколько возможно. И хочу иметь много детей. Троих, четверых и даже больше.
– Планируете перевезти семью в Магнитогорск?
– Да, жена с ребенком скоро приедут сюда. Пока на пару месяцев. Моя жена – особенная женщина! Она едет сюда, не зная языка, не зная вообще ничего. Но ей важно поддержать меня. Это очень здорово.
– Не исключаете возможности вернуться в НХЛ?
– У меня двухлетний контракт с "Металлургом". Может быть, по истечении этого времени я и задумаюсь о возвращении. Думаю, если у нас появится второй ребенок, мы с женой захотим вернуться в Северную Америку. Но если ситуация сложится по-другому, я останусь в КХЛ, продолжу играть, буду обустраивать семейную жизнь здесь.