Марат САФИН
Совсем недавно, когда "Северсталь" расторгла контракт с Вацлавом Сикорой, поймал себя на мысли, что в российских клубах КХЛ не осталось ни одного зарубежного тренера. Как-то незаметно их вытеснили новые, относительно молодые наставники, заставляющие игроков не только показывать результаты, но и не стесняющиеся учить их играть, и где-то даже переучивать вроде бы уже сложившихся профессионалов.
Андрей Николишин, безусловно, относится к данной плеяде. Еще совсем недавно один из лучших российских центральных нападающих конца 90-х – начала 2000-х, перед сезоном-2013/2014 все еще хотел играть. Наравне со всеми прошел предсезонку в "Динамо", в знаменитом Пинске, где в редкое свободное время хоккеисты пытаются доползти до кроватей. Однако контракта "Динамо" с Николишиным не заключило.
Зимой того сезона довелось сыграть с Андреем Васильевичем в одной команде. Повалять дурака с неумехами ему, конечно, ничего не стоило. Но каждый раз он неустанно объяснял, как кому следует действовать в том или ином моменте, как сыграть проще или, наоборот, подключить выдумку тому, кому это дано. Подъехал даже ко мне, начавшему было чудить в воротах, и тоже с дельным советом. Команда переглядывалась. Понятно было, что в Николишине пропадает тренер.
Утром того же дня он провел мастер-класс для местной детворы, поспав после ночного перелета каких-то полтора часа. И занятие не превратилось в формальность: раз за разом будущий тренер "Трактора" удивлял юных хоккеистов все новыми и новыми веселыми упражнениями, заставлял отжиматься и кувыркаться тех, кто уступил в мини-состязании, и так далее. Хотя, казалось, какое ему дело до чужих детей, которых он никогда не повезет на соревнование? Подрастает у Андрея Васильевича сын Иван, играющий, и довольно успешно, в Западной юниорской лиге Канады, самой сильной из трех. Практически нет сомнений, что он вырастет в добротного игрока не только благодаря генам, но и в первую очередь благодаря дельным советам отца. Второй сын, Александр, выступает в ВХЛ за "СКА-Неву".
На следующий год новое руководство "Трактора", уволившее финна Кари Киви, призвало Николишина спасать челябинскую команду, уступившую кучу игр на старте. С челябинцами Николишин в прошлом сезоне попал в плей-офф, где в первом раунде совсем не без борьбы, в шести матчах уступил дошедшей в итоге до финала конференции "Сибири".
Однако что-то пошло не так, причем уже с начала нынешнего сезона. Результаты были не самыми выдающимися, но и давление на тренера можно было измерять в тысячах атмосфер. Первые разговоры об отставке пошли в конце сентября. Сразу стало понятно, что недовольство кроется где-то внутри команды. Руководство клуба, в том числе и самое высокое (президентом является губернатор Челябинской области Борис Дубровский), предоставило Василичу, как называют его люди из ближайшего окружения, шанс на исправление. Отставку тренер "Трактора" сумел отсрочить на два месяца: иногда команда нет-нет, да и выдавала короткие серии побед. Окончательное же решение было принято в пятницу.
По информации "СЭ", хоккеисты уже просто не хотели играть под его началом. Отказываться выходить на лед или сливать тренера сегодня просто невозможно: у всех контракты, а у большинства в них прописаны бонусы не только за личные достижения, но и за командные результаты, к тому же премиальных за победы никто не отменял. Ветераны, среди которых в первую очередь Станислав Чистов и Максим Якуценя, недвусмысленно давали понять, что не понимают хоккей Николишина, не умеют играть через вброс шайбы в зону. В общем, хорошо проверенные жизнью динамовские воробьевско-билялетдиновские схемы в Челябинске так и не прижились.
Не простили Василичу и довольно резонансное для местного уровня заявление о том, что школа "Трактора" имеет систематические просчеты в обучении. Игрок мол, Николишин, конечно, авторитетный, право на мнение имеет, но мы и сами с усами – челябинских воспитанников по всей стране от КХЛ до РХЛ играет море.
Но схемы схемами, а недовольство возникло еще раньше – на предсезонке. По словам многих игроков, даже у корифея советской тренерской школы Геннадия Цыгурова тренировки были менее жестокими, а сборы в Италии стали для многих самыми тяжелыми в жизни. Хоккеисты встречались с руководством, жаловались, что команда загнана и что они не привыкли тренироваться по два раза в день, потом играть, а на следующий день опять идти на две тренировки. Жалобы команды наложились на плохие результаты, что и вылилось в отставку.
Что именно послужило виной плохой игре "Трактора": неопытность тренера или лень хоккеистов и их нежелание меняться – пусть рассудит история. Как бы там ни было, случившееся вовсе не означает, что Николишин не может тренировать где-то еще и что его идеи не найдут отклик в какой-то другой команде. Добивается же результатов Андрей Скабелка в "Сибири", с простым в меру хоккеем и далеко не слабой физической подготовкой (проверено на собственной шкуре). Да, часть российских тренеров с ходу добилась результатов, но это происходит при условии полного понимания игроков и выполнения ими требований наставников. Если же клубы вновь, как и раньше, начнут давать шансы тренерам до сентября, лига вскоре опять будет наводнена иностранцами средней руки, а при нынешней ситуации с российским хоккеем – это путь в никуда.
Сергей ГОМОЛЯКО: "НИКОЛИШИН РАБОТАЛ ХОРОШО, НО РЕЗУЛЬТАТА НЕ БЫЛО"
Первый вице-президент "Трактора" прокомментировал отставку главного тренера:
– Андрей Николишин работал хорошо, но, к сожалению, не было результата. Решение об отставке принял президент клуба Борис Дубровский. Кроме плохих результатов, никаких претензий к Андрею Васильевичу нет. Новый тренер Анвар Гатиятулин – челябинский воспитанник. Молодой, амбициозный наставник, знает большинство игроков. Руководство решило дать ему шанс. Что касается его работы в молодежной сборной, то, скорее всего, он не сможет туда отлучаться, поскольку будет полностью занят работой в клубе.