Евгений Касутин: "Однажды прыгнул с тридцатиметровой скалы"

Telegram Дзен

Еще совсем недавно было трудно поверить, что "Белые тигры" обыграют "Омских ястребов". Однако случилось так, как случилось. Прошло несколько дней, и страсти улеглись. Оренбург в  ожидании новых побед.  Новый соперник жаждет крови. Как идет подготовка к новому раунду, рассказал защитник "Тигров" Евгений Касутин, проведя экскурсию по одному дню своей жизни. Вот  что у нас получилось. 

Утром в гостинице, где живут "Тигры", тихо. Не хлопают двери, не слышны голоса. Но это ненадолго. Скоро сонная вереница хоккеистов потянется в столовую на завтрак.  В  пятом номере живут герой этого сюжета Евгений и нападающий Дмитрий Ардашев.

- А я люблю поваляться в кровати, до последнего лежу и наслаждаюсь пробуждением, - рассказывает Женя по пути в раздевалку.  - Да, и завтракать мне особо не нравится, потом тяжесть в животе, тренироваться становится труднее. А так легкость, хочется работать, двигаться, после тренировки можешь еще и в тренажерный зал сходить или попрыгать. А покушаешь - и все, расслабляешься…

- У тебя большая семья?

- Да, мама Ирина Николаевна,  учила раньше детей на фортепиано играть, а потом появились мы, и она занялась домом. Папа Дмитрий Дмитриевич в  свое время  играл в хоккей и им интересовался Владимир Юрзинов, старший брат Иван - вратарь "Нефтехимика", и есть еще младший Димка, он тоже хоккеист. Нападающий ЦСКА-2003, недавно стал лучшим на турнире "Ингосстрах". У нас очень дружная семья.

-  А как начиналось утро у вас, когда ты жил в семье?

- Обычно мама либо с вечера готовила бутерброды, либо сам  поутру делал. Еще теплый чай, хотя можно и кофе. Вот так обычно начиналось мое утро дома, а затем я шел на тренировку.

На этом мы поставим маленькую точку. И немного расскажем о другом.

Дворец "Звездный", где живут и работают хоккеисты, был построен несколько лет назад. Второй этаж жилой, на первом столовая и лед, а в подвале - раздевалка.

В раздевалку спускается лестница, и вот она - святая святых. Редко здесь появляются посторонние. Маленькое помещение. Много разбросанных вещей. Вот место Мартина Шимона – единственного чеха в МХЛ. Только здесь на стенке большие цифры - 73. А вот и  Женин уголок, слева Дмитрий Ардашев,  справа главный вратарь и надежда "Тигров" Александр  Заливин. Вещей у Касутина минимум, зато всяких технических принадлежностей море.

- Люблю заниматься формой, подшивать, что-то подделывать, ремонтировать, - опережает он мой вопрос. Честно, обожаю этот процесс. У меня в бауле полно всякой ерунды, кому-то не нужно, а мне очень даже.

- А как в хоккей попал? – спрашиваю, удобно устраиваясь на его месте.

- У меня папа играл в свое время в Череповце и в Вологде, мы сами оттуда. Так вот папу  даже приглашал Владимир Юрзинов, но его родители не отпустили. Они не могли представить, как это так - сын  в другом городе, поэтому он стал просто заниматься хоккеем и приобщил своих детей.  Сколько себя помню, постоянно на льду, а папу запомнил в красной майке СССР. Я же катался вместе с братом еще в Ярославле, мешался.  Иван тренировался, а я присоединялся к пятерке и шестым  полевым игроком бессменно катался. Правда, однажды случилось, было это в Вологде, натолкнулся на Павла Богрянцева и получил перелом ключицы. Два  месяца  лежал в гипсе, после отдали меня в хоккейную школу, но уже в Ярославле, куда мы переехали всей семьей. Участвовал трижды  в турнирах Чехии, где наша команда побеждала, а в прошлом сезоне я в составе команды "Москва Центр" стал чемпионом регулярного юниорского чемпионата Москвы, и серебряным призером плей-офф. Пока высоких достижений не было, но все еще впереди.

- За успехами брата следишь?

- Конечно, стараюсь смотреть матчи, если показывают. Очень переживал, когда играли  с "Авангардом". Попортили омичи нервы. Честно скажу, думал, пройдут, но не дожали. И главное как шли -  счет 2:1! Знаешь, у меня мечта сыграть с ним, а может, повезет, и с младшим в одной команде или хотя бы  друг против друга. Диме еще долго расти, а вот старшего было бы интересно обыграть, забить шайбу. Кстати, Ваня прошлым летом женился. Свадьба состоялась в Ярославле. Было очень весело.

- Есть неудобный для тебя вратарь?

- Неудобный? Да нет вратарей неудобных. Они не идеальны, всегда можно обхитрить и забить, но я защитник, моя главная задача защищать. У меня тренировка начинается. Пошли?

И вот снова лестница, поворот и арена, рядом с которой уже вся команда. Играют с мячом, от удара он поднимается в воздух, потом следует удар головой. Ардашев. Заливин. Касутин отбивает ногой. Антропов. Святына. Гуцевич. Лукьянов. Шимон промазывает, и мяч падает. Чех выбывает - и все заново. Мяч. Удар. И вот опять проигравший.

Выбывшие из круга разогревают мышцы, после чего переодеваются и выходят на лед. Дмитрий Алексеевич Романов, тренер команды, дает установки, и парни тут же их выполняют.

Иванов проходит вдоль правого борта, пересекая синюю линию, смещается к центру, под него выкатывается Касутин. Женя подсекает, перебрасывает через себя.  35-й номер отдает пас на ход партнеру, выигрывающему один на один, щелчок - и шайба в воротах.  В середине тренировки вдруг вспоминают, что у администратора команды Алексея Звёздочкина  день рождения. Аплодисменты клюшками были бурные и долгие.

И опять отработка пасов, бросков, щелчков, во время одного из которых у Жени от удара о шайбу ломается клюшка.

- И часто такое бывает? - спрашиваю у него, когда он подъезжает к борту.

- Иногда за тренировку могу три сломать. Отрабатываешь удары, вот и получается так. Зато во время матча будет легче.

- А почему 35-й номер выбрал - или это тайна?

- Вообще у нас в семье так сложилось, что счастливые цифры 3, 5, 7. Хотел 77-й, он оказался занятым, потом 37-й - и тоже не судьба,  вот и решил остановиться на 35-м -  номере моего региона, где родился, а родине не изменяют.

-  Помнишь самую яркую свою шайбу?

- Самая яркая? Это было очень давно. Мы проигрывали на турнире "Кубок Ярославля", как сейчас помню, счет был 1:2, но мне удалось забить и сравнять. Я был счастлив, тогда мне присудили лучшего игрока.

- Удобные партнеры были в твоей жизни?

- Да в принципе играю со всеми. В "Тиграх" начинал с Шимоном, а последние матчи выпускали меня со всеми. Честно, на льду не думаешь, стараешься выполнить установку тренера, не до привычки и тем более не до удобств. Вообще у меня по жизни не было удобных партнеров, и поэтому выделить никого не могу. Хотя бывало, с кем-то не шло у меня. Вот команды порой бывают неудобные. В этом сезоне такой командой была кирово-чепецкая "Олимпия", еще можно выделить тольяттинскую "Ладью". Понимаешь, когда на сильную команду идешь, ты себя готовишь, настраиваешь, и она становится для тебя удобной. А с более слабым соперником появляется расслабленность, это и проявляется в матче. Все, мне пора. Поговорим потом. Хочешь, можешь с нами побегать, сейчас мы будем вокруг арены круги наворачивать.

- У тебя по выходным вокруг дворца хорошо получается бегать, но без меня, я кушать с тобой пойду.

И вот она, столовая, уютная, а главное, что здесь вкусно готовит повар Аня.  Девушка молодая, когда ее нет, ощутимо ее отсутствие.  Сейчас она кладет рис с овощами и рыбу, беру тарелку и сажусь за столик рядом с Женей.

- А что ты больше всего любишь кушать, готовить сам умеешь?

- Обожаю глазунью, могу есть ее в диких количествах,  что же до готовки…  Есть такое, умею готовить и люблю.  Однажды было дело, сидел дома, сварил макароны, залез в холодильник, а кроме морепродуктов ничего не было. Взял, поджарил, смешал с  макаронами, на удивление получилось вкусно. Семья очень была довольна.

- В этом сезоне ты много удалялся? – продолжаю я о хоккее.

- Да, многовато, было удаление и даже до конца матча случалось, конечно, нужно стараться играть аккуратнее. Но в игре бывает всякое, иногда перед тобой выбор - предотвратить гол ценою удаления. Ты бы на моем месте что выбрала? Вот и я о том же. Приходится садиться на скамейку штрафников. Впрочем, бывало не раз, что вскипал, но вспоминаешь установку тренера: "Держать себя в руках", хотя раз не сдержался - с "Серебряными львами" играли тогда. Я спать. Зайду, как проснусь.

Когда в ледовом тихий час, все опять замирает. На цыпочках, тихо ходят по этажу сотрудницы на каблуках. Шуметь нельзя. "Тигры" спят и набираются сил, а после сладких снов - снова раздевалка и опять тренировка.

В раздевалке громко звучит музыка. Сейчас хит-песня из рекламы: "Тип-топ каблучки, макияж, все тип-топ, и это день наш", - именно она оказалось фартовой в матчах с "Омскими ястребами"

- А в рекламе чего ты бы хотел сняться? – спрашиваю я защитника "Белых тигров" по дороге на лед?

- Не знаю, честно, не думал об этом никогда. Может, шикарной одежды какой-нибудь или хоккейной экипировки. А лучше в рекламе хоккея. Впрочем, от съемок ролика духов не отказался бы, может, тоже.

Обычно после матча у коробки куча мальчишек и девчонок, жаждущих взять автограф и ударить по кулаку "Тигра", чтобы  почувствовать себя частью команды. В городе Оренбурге это единственная хоккейная команда, и внимание со стороны фанатов к ней повышенное. Сейчас здесь тихо, и только на льду происходит действие. Две пятерки играют друг против друга, только вместо шайбы теннисный мяч. "Тигры" падали, поднимались и снова падали, забирая мяч у соперника. Спустя минут десять подъезжает  к бортику тренер.

- Дмитрий Алексеевич, а что вы думаете о Касутине? – не дав отдышаться, спрашиваю я.

- Женя? Интересный вопрос. У каждого игрока есть свои плюсы и минусы. Задатки у него нормального защитника, игрока. Но нужно над собой работать. Плохо о нем не скажу. Мы с ним общаемся, ему есть над чем работать. Видно, относится с пониманием, старается делать то, что говорят. Был момент, когда у него был спад, но на стадии плей-офф сделал выводы. Пока неплохо, потом посмотрим. Ответил на ваш вопрос?

- Думаю, да, - ответила я и продолжила смотреть тренировку.

Она длилась недолго, около часа. "Тигры" уставшие переоделись, поужинали и разбрелись по своим комнатам, ну а мы, одевшись, пошли дышать свежим воздухом, совершая прогулку вокруг дворца. У выхода нас встретили две местные кошки, ожидавшие ужина.  Усатые крутились под ногами и муркали, положив кусок рыбы, мы двинулись. 

- А кто из тренеров оказал на тебя большее влияние?

- Самый главный тренер для меня - это мой папа, никуда от этого не деться. А вообще, у нас не семья, а одни сплошные тренеры: папа, мама,  я и Ванька. Сейчас все воспитываем младшего. С Димкой летом занимаемся правильной техникой катания.

- Ваш очередной соперник "Толпар"? Вы же им однажды проиграли 15:2, не боишься?

- Нет, это было тогда, а это сейчас. Вспоминать тот матч страшно, вышли - гол, два, три, даже не руки команда опустила, а она явно о чем-то другом думала. Хотелось, чтоб быстрей матч закончился. Ничего, на матчи плей-офф у нас другой настрой. Это ведь плей-офф. Нам по зубам любой соперник, главное грамотно и четко выполнить все установки тренера. Да, бывают у команды спады, но получалось иногда вырвать победу. "Омские ястребы" в регулярном сезоне тоже говорили, что мы деревня. Они постоянно нас оскорбляли. И… Мы прошли дальше, а у них отпуск.

- В проигрышном матче с "Ястребами" удалось установить нехороший рекорд: за пять минут три шайбы пропустили, причем все их забил  Дмитрий Майданюк…

- На площадке я не думал и не следил, кто забивал в наши ворота. Почему так вышло? Видимо, расслабились и потеряли концентрацию, на миг забыли, что на льду.

- А ты можешь прыгнуть с парашютом? Или испугаешься?

- Я - нет! В смысле не испугаюсь, помню, мне было 8 лет, отдыхали в Испании с семьей, так вот, залез на обрыв тридцатиметровый и прыгнул вниз, упал в воду. Если тогда не испугался, сейчас разве это возможно? Кстати, это самое яркое интересное воспоминание. Мужики стояли и не решились, а я, какой-то мальчик, взял и сделал всех.

- Много путешествуешь?

- Да, есть немножко, но хочется больше и больше. Съездил бы с удовольствием в Австралию, говорят, город Сидней очень красивый. Или, может,  в  США.  Много  где хочется побывать, не отказался бы даже и от Северного полюса, там  моржи, белые медведи или нет? Мишки на южном, вроде. Еще хотел бы в Мексику или на Кубу, посмотреть на голубой океан и золотой песок. А еще Париж в списке значится. Главное открывать что-то новое.

- Для тебя важнее что? Быть хорошим хоккеистом, но плохим человеком, или, наоборот, плохим хоккеистом, но  хорошим человеком?

- Хочется и хорошим хоккеистом быть, и хорошим человеком, в жизни вообще нужно стремиться к лучшему. Нет второго, есть  только первое. Мужчина должен все уметь.

Вот и все. Хотя нет. Вечер у Жени обычно заканчивается просто. Просмотр телевизора, звонок папе и, конечно, судоку, после чего сон.

Вот такой он, день одного из игроков команды "Белые тигры", которая совершила сенсацию в первом раунде плей-офф.

Анастасия ПРИЩЕПА