Первый в истории НХЛ российский арбитр Евгений Ромасько, перебравшийся в североамериканскую лигу прошлой весной, сравнил местный хоккей с КХЛ. По его мнению, в лигах совершенно по-разному хоккеисты реагируют на справедливые удаления.
- Наверное, на сегодняшний день я начал понимать, что привык к североамериканскому хоккею, - цитирует пресс-служба лиги Ромасько. - Я уже, наверное, даже начал забывать, что такое хоккей на больших площадках. Я адаптировался к маленьким коробкам, нашел свое место на льду, начал понимать, как ведут себя здешние игроки, адаптировался к силовой борьбе, понял, каких сюрпризов можно ждать. Точно не подсчитывал, но я отработал здесь уже более 100 матчей и примерно понял, как все устроено. Здесь нельзя просто встать в угол и смотреть за происходящим. Надо постоянно находиться в поиске, улучшать позицию. Надо выбрать такое место, чтобы ничего не пропустить. Судья должен быть очень внимательным, потому что в один момент могут происходить силовые приемы справа и слева от тебя, а еще один за спиной. Надо выбирать позицию так, чтобы видеть абсолютно все.
Я не получаю карточек с оценками, как это происходит в России и на международной арене. В НХЛ такого нет. После матчей мы просто разговариваем, разбирая основные спорные моменты: как ошибки, так и удачные решения. Разбор происходит всегда, и это очень хорошо. Я считаю неправильно, когда инспектор говорит, что все хорошо. Если бы все было хорошо и идеально, то я бы уже работал на полноценном контракте (смеется). Считаю, что критика должна быть. Мне вообще нравится, когда инспекторы присутствуют на играх, потому что мнение со стороны для меня важно.
Что касается реакции хоккеистов и тренеров, то нигде не любят, когда судьи дают "слабые" удаления. Можно пропустить нарушение правил, потом подъехать к тренеру и честно признаться: так и так, со спины не заметил, бывает. Он поймет и будет не так эмоционально себя вести, как если бы ты додумал удаление, которое может привести к более серьезным последствиям. Еще мне сразу бросилось в глаза, хотя, может быть, я просто русский и ко мне по-особенному относятся, что все очень доброжелательны. До стартового вбрасывания ко мне могут подъехать, спросить как дела, пожелать удачи. Впервые в жизни мне здесь игроки стали говорить, что я им даю хорошие удаления. Это удивительно. Не знаю, в чем причина, в менталитете или чем-то другом, но в России игрок, которого ты удаляешь, никогда тебе не скажет, что ты все правильно сделал. А в Северной Америке этот же игрок, который признает правоту судьи, сидит на скамейке штрафников и, если его показывают на табло, демонстративно выражает недовольство. Но потом он выходит и говорит тебе, что ты все правильно сделал. Такое в основном происходит, когда удаление не привело к голу, но все равно приятно.