Дело ясное, что дело темное

Telegram Дзен
НХЛ

Слава МАЛАМУД из Вашингтона

Локаут будет. Это уже понятно всем и практически неизбежно, если только комиссар НХЛ Гэри Бэттмен и глава профсоюза Дональд Фер не побьют в ближайшие сутки все рекорды по скорости достижения компромисса в многомиллионных сделках при полнейшем исходном несогласии обеих сторон друг с другом.

Но в том-то и дело, что почвы для компромисса у НХЛ и профсоюза на момент их последней встречи в среду в Нью-Йорке не было и быть не могло. Ибо лига и профсоюз в настоящий момент обитают на разных почвах, говорят о разных вещах и работают с разными наборами цифр. Так что, как уже говорилось выше, завтра в НХЛ почти наверняка будет объявлен локаут. Вопрос теперь должен стоять не о том, будет ли он, а о том, сколько он продлится.

Если ответить коротко, то кто его, заразу, знает. Похоже, что никто. Владельцы, если и знают, то молчат. В НХЛ с этим строго: любая утечка информации о ведущихся переговорах да и вообще какие бы то ни было комментарии на тему локаута караются штрафами (за миллион долларов, между прочим) и потерей мест в драфте. На игроков эти страшные правила не распространяются, но они-то знают не многим больше нашего. Поймала пресса тут недавно вратаря "Бостона" Тукку Раска на поле для гольфа и попыталась на сей счет потрясти. Тукка лишь плечами пожал.

- Мы слышим, что сезон может начаться в ноябре, - повторил уже прошедшую в СМИ информацию Раск. - Или в декабре. Или после Нового года. Но точно никто ничего не знает.

Прессе задавать такие вопросы игрокам - вообще дело гиблое. Они скорее сами готовы о том же самом прессу спросить. Давеча случилось мне пообщаться с одним из наших легионеров НХЛ, так первым его вопросом ко мне был: "Как думаешь, сколько локаут продлится?" Комментарии излишни.

КОМУ ОНО НАДО?

Но иные не стесняются выражаться и посмелее. Например, новый игрок "Вашингтона" Майк Рибейро предупредил болельщиков и владельцев, что игроки локаута не боятся, ибо они везде нужны.

- Если они хотят локаут, то ребята найдут, где играть, - провел жесткую линию центрфорвард. - Мы в прошлый раз узнали, что играть можно и в других местах, неплохо при этом зарабатывая.

Не то Майк не читал последних правил КХЛ о подписании заокеанских "погорельцев", не то надеется на золотые россыпи в Швейцарии, но запасные аэродромы хоккеисты действительно готовят. Некоторые, впрочем, перспективы локаута не на шутку страшатся.

В Монреале, например, группа хоккеистов во главе с Джошем Горджесом пытается предотвратить закрытие НХЛ в судебном порядке. Дело в том, что по закону провинции Квебек ассоциация игроков НХЛ официально не считается профсоюзом, а следовательно ей нельзя объявить локаут, то бишь - не пустить наемную силу на рабочее место. НХЛ, конечно, над этими потугами посмеивается. Какое ей дело до провинции Квебек и ее законов? Даже если тамошний суд програссирует на французском вердикт за игроков и "Монреаль" будет вынужден открыть арену, то с кем он будет на ней играть?

Однако мотивация Горджеса и компании в целом логична. Локаут однозначно выгоднее владельцам, чем игрокам. Семь лет назад, увидя, что хозяева клубов не моргнув глазом пожертвовали целым сезоном, хоккеисты пошли на попятную и согласились на условия, которые раньше были для них немыслимы. Чем больше игр сжигается в топке безрезультатных переговоров, тем больше шанс на то, что игроки начнут жертвовать принципами.

ТРИ СОТНИ ЗЛЫХ МУЖЧИН

Но Дональду Феру разброда и шатаний не надо, и он весьма аккуратен в том, чтобы держать руку на пульсе подопечных. Поэтому во вторник, перед началом очередного раунда переговоров, было проведено (посредством телефонной связи) общее собрание месткома, продлившееся где-то полтора часа. Игроки чувствовали себя втянутыми в перипетии дискуссии, Фер умело им подыгрывал. После чего было решено продемонстрировать плотность своих рядов самым наглядным образом, и на вечер четверга было назначено заседание членов профсоюза - уже очное и прямо в Нью-Йорке сразу же после окончания переговоров. В Большое Яблоко в итоге прикатило около трех сотен игроков.

Картинка получилась впечатляющая. Игроки вышли на пресс-конференцию с Фером, став у него за спиной, как гвардейцы за его высокопреосвященством, и твердая позиция профсоюза была решительно оглашена. После такого действа можно было подумать, что Фер только что провел несколько часов, внося непоправимые коррективы в профессиональный профиль и персональный анфас Бэттмена. На самом же деле никаких конкретных результатов переговоры не принесли.

Во-первых (и это самое грустное), речь шла только на одну тему, зато самую важную - про экономическую структуру лиги. То есть о том, какую долю от доходов будут получать игроки, как будет определяться потолок зарплат и что делать с нынешними контрактами. Даже если бы Бэттмену и Феру удалось договориться по этим параметрам, на столе переговоров осталась бы нетронутой еще куча важных вещей: длина контрактов новичков, право на арбитраж, "выслуга лет" до статуса свободного агента, лимиты на сроки соглашений (иными словами, борьба с "контрактами Ковальчука") и так далее и тому подобное, включая участие в Олимпиаде в Сочи, которое ни в одном раунде переговоров даже еще не было упомянуто. Вот и сами решайте, удастся ли НХЛ разгрести эти завалы за ближайшие 24 часа - время, оставшееся до локаута.

А во-вторых, даже по ключевым экономическим вопросам согласия пока нет и, повторюсь, быть не может. Просто потому, что лига и профсоюз говорят о совершенно разных экономических структурах. НХЛ хочет установить жесткий потолок зарплат, профсоюз - привязать его к доходам лиги. НХЛ хочет немедленно урезать действующие контракты игроков, чтобы уместить их под новый потолок, профсоюз протестует. При этом все уступки, на которые идет Фер, отталкиваются от его экономической системы, а все контрпредложения, сделанные Бэттменом, - от совсем другой.

Бэттмен, например, пошел на попятную в вопросе урезания контрактов (предложил урезать их на меньшую сумму) и согласился считать "хоккейную прибыль" по той же формуле, что и раньше (летом владельцы предлагали новую, более выгодную для себя). Но что профсоюзу эти предложения, когда он не согласен со всей предлагаемой лигой системой?

На самом деле компромисс в переговорах найти не так уж и сложно. Суммы контрактов можно утрясти, потолок - водрузить на взаимовыгодную высоту, и так далее и тому подобное. Но только когда лига с игроками заговорят на одну и ту же тему. Пока же Бэттмен лишь ограничился предупреждением: если нынешнее предложение принято не будет, то с объявлением локаута оно исчезнет, и все уступки, на которые владельцы за это время пошли, испарятся. Ясно, что Гэри надеется на повторение 2005 года, когда игроков удалось заставить принять еще менее выгодное предложение. Но вряд ли игрок нынче тот же, что и тогда. Игрок нынче пошел образованный.

А тем временем "Бостон" подписал Тайлера Сегина на шесть лет и 34 миллиона долларов. Всюду жизнь, как говорится… Даже перед ядерной зимой.