Возвращение Сергея Федорова на родину после 20-летнего перерыва комментирует обозреватель "СЭ Интернет" Игорь Ларин.
То, о чем ровно месяц назад на первой полосе сообщил "СЭ", наконец свершилось. Последний форвард советской империи и последний действующий чемпион СССР, рулевой знаменитой Красной машины и мозговой центр тройки Буре - Федоров - Могильный официально оформил свои отношения с магнитогорским "Металлургом". Как и информировал "СЭ", контракт подписан сроком на те самые два года, на которые стал магнитогорцем и младший брат Сергея Федорова - Федор. Условия договора стороны, по всей видимости, раскроют уже по ходу сезона, но речь уже сейчас можно вести о годовом окладе порядка трех миллионов долларов.
Возвращение Федорова - не только сенсация, но и сильнейший имиджевый ход как "Магнитки", так и всей КХЛ. Если говорить о лиге, то подчеркивать свою конкурентоспособность она обязана каждый год. И если прошлым летом мировое информационное пространство взорвали Яромир Ягр и "Авангард", то теперь пришла очередь самого принципиального соперника омского клуба. Причем Магнитогорск сорвал российский трансферный банк уже на флажке - за несколько дней до открытия рынка свободных агентов в НХЛ. Трансферное лето-2009, которому многие в России уже поставили клеймо "тихое и бессобытийное", спасено!
Если говорить о "Магнитке", то она, вне всяких сомнений, сработала грандиозно. Одним трансферным ходом сформировано ударное звено - братья Федоровы и, видимо, Станислав Чистов, с которым Федоров-средний выступал еще в "Анахайме" и который рядом с легендой отечественного хоккея обязан наконец-то вырасти из коротких штанишек вечно подающего надежды. Если учесть, что в "Металлурге" сохранило прописку и чешское звено Марека, Ролинека и Кудрны, то вопрос о главном фаворите предстоящего сезона КХЛ с повестки дня снят. Также просьба не забывать, что с командой работает Валерий Белоусов, пожалуй, лучше всех в России настраивающийся на волну заокеанских звезд. В свое время Валерий Константинович адаптировал к России Ягра, и, нет сомнений, теперь он обречен на профессиональнейшее взаимопонимание с братьями Федоровыми.
Надо заметить, что "Металлург" уже давно проявлял интерес к 91-му номеру. В частности, глава ММК Виктор Рашников встречался с ним еще два года назад в Коламбусе, когда хоккеист защищал цвета местных "Пиджаков". Контакты были продолжены и после квебекского чемпионата мира, на который академик Федоров вопреки всем прогнозам впервые за два десятка лет прибыл. Причем не только прибыл, но и вывел в золотой свет своих юных партнеров по ударному звену сборной России - Александров Овечкина и Семина! Что любопытно, в Квебеке интерес к Сергею вроде бы проявлял и СКА во главе с президентом КХЛ.
Однако летом 2008 года Федоров не был готов рвать энхаэловские сети, которые опутывали его почти двадцать лет. Тогда он только перешел в подающий надежды "Вашингтон" - клуб, набиравший ход и впервые за много лет пробившийся в плей-офф. Академик заокеанского хоккея понимал, что в сезоне-2008/09 столичная команда во главе с авангардистом Овечкиным станет серьезной фигурой на кубковом поле. Потому и предпочел подписать с ней однолетний контракт на солидную для столь возрастного игрока сумму, близкую к четырем миллионам.
Как и просчитывал Федоров, сезон у "Вашингтона" получился ярким. За два этапа до финала и лишь в седьмом матче он уступил будущему обладателю главного трофея. Однако готов предположить, что многие вещи ветерана насторожили. В середине сезона, когда 39-летний форвард переживал небольшой спад, его убрали из ведущих троек плюс произвели залп из местной прессы. Многоопытный Федоров, который в свое время съел пуд дипломатической соли в "Детройте", где клуб больно бил по нему именно через журналистов, сразу же почувствовал, откуда ветер дует. А дул он из вашингтонского офиса, где уже прикинули клубную ведомость и где поняли, на ком сэкономить.
Такая ситуация игрока, видимо, больно задела. Его, ветерана, черновая работа оставалась незамеченной ни первыми лицами "Вашингтона", ни пишущими проводниками их идей. Работая в обороне за себя и за того парня Майка Грина, убегавшего вперед завоевывать "Норрис Трофи", Сергей был обречен слышать разве что замечания о низкой результативности. Так Федорова выводили на статистику, которая гарантировала ему существенное понижение оклада. И так руководители команды показывали, что не понимают главных причин поражения в плей-офф. А значит, они поставили дальнейшие перспективы "Вашингтона" под большой вопрос.
Все эти негативные моменты от внимания трехкратного обладателя Кубка Стэнли, мозгового центра клуба ускользнуть не могли. Спев свою лебединую вашингтонскую песню и забив "Рейнджерс" победный гол в решающем седьмом матче серии, 91-й был вынужден делать ставку на российский рынок. "Магнитка" же стала безальтернативным кандидатом сразу после того, как выиграла у "Нефтехимика" борьбу за Федора Федорова. В результате во второй половине мая, по информации "СЭ", стороны достигли принципиального соглашения.
Почему Федоров ждал еще месяц? По двум причинам. С одной стороны, двадцатилетние путы давили психологически - и агенты игрока все-таки попытались прощупать энхаэловский трансферный рынок. Еще одной - и, скорее всего, главной - причиной задержки стало то, что Сергей был приглашен почетным гостем в Лас-Вегас на церемонию вручения индивидуальных трофеев НХЛ по итогам сезона. Федоров, зная о том, что все призы распишут между собой его наследники Малкин, Овечкин и Дацюк, манкировать такое мероприятие не захотел. Поэтому был вынужден лететь на него в беспроблемном статусе энхаэловца, а не в проблемном кахаэловца. И лишь когда русский хоровод в Лас-Вегасе завершился, карты наконец-то были открыты, а подписи поставлены.
Прощайтесь быстрее с американскими кораблями, Сергей Федоров! Мы так долго ждали вас на родном российском балу...