Фазель забросил удочку

Telegram Дзен

 В конце минувшей недели в Словении завершил свою работу конгресс ИИХФ, на котором было принято несколько важнейших для мирового хоккея решений. "СЭ" рассуждает о том, к чему могут привести эти нововведения.

ПО ПРИМЕРУ КВЕБЕКА

Нынешний конгресс состоялся всего три недели спустя после проходившего в Торонто всемирного хоккейного саммита. Неудивительно поэтому, что многие вопросы, поднимавшиеся на прошлой неделе в Словении, органично вытекали из итогов предыдущей встречи в Канаде.

ИИХФ в прошлые годы зарекомендовала себя как донельзя консервативная организация, готовая идти на перемены только под серьезным внешним давлением. В роли двигателя прогресса на этот раз выступила коммерческая составляющая. Главное решение, утвержденное в Словении, - изменение формата чемпионата мира с 2012 года. Инициаторами перемен в этом вопросе стали Швеция и Финляндия, которые совместно проведут турниры 2012 и 2013 годов. От приевшейся за десять лет формулы ЧМ с двумя групповыми этапами было решено отказаться. По крайней мере на два года. Заменит ее схема, при которой 16 участников сразу будут поделены в соответствии с рейтингом ИИХФ на две группы. По четыре лучшие команды выходят в четвертьфинал, а по одной худшей выбывают в дивизион рангом ниже.

При этом с командами из другой группы можно будет встретиться не ранее полуфинала. Сделано это для того, чтобы не мешать самим сборным готовиться к решающим матчам, а их болельщикам - не ломать голову над тем, как быстро переехать и разместиться в другой стране. Одна группа команд - участниц ЧМ будет базироваться в Швеции, а другая - в Финляндии. Подобная схема применялась на чемпионате мира 2008 года в Канаде, когда турнир проводился в двух городах, находившихся в приличном удалении друг от друга, - Квебеке и Галифаксе, сообщение между которыми осуществлялось только с помощью авиаперелетов.

Кроме того, с 2012 года на чемпионатах мира можно будет заявлять перед стартом турнира сразу 25 игроков. Раньше, как известно, действовала схема "20+3", а еще двух хоккеистов вносили в заявку в случае надобности после окончания предварительного раунда.

Рост количества матчей на турнирах 2012 и 2013 годов (команды-финалисты, например, проведут по десять игр) с 56 до 64 не должен сказаться в худшую сторону на посещаемости. Ведь останутся в прошлом совершенно бесполезные встречи, в которых разыгрывались места с 5-го по 8-е. Зрительский и коммерческий интерес к этим матчам был минимален.

 КАРЛИКИ - НА РАЗОГРЕВ

Канет в лету и междусобойчик для неудачников, боровшихся за место под солнцем. Смотреть за "баталиями" Италии и Словении, согласитесь, было интересно разве что немногочисленным болельщикам этих команд. Тогда как теперь в рамках группового этапа, когда судьба хоккейных карликов еще не решена, такие матчи хорошо подойдут для разогрева перед столкновениями фаворитов.

Но есть в новой системе розыгрыша и повод для тревоги. Ведь практика показывает: стоит североамериканским сборным заранее обеспечить себе место в плей-офф на групповом этапе, как они тут же расслабляются. И чем дольше будет проходить первый этап, тем выше вероятность "ненужных" матчей для вышедших в плей-офф команд. Хотя надо признать, что заниматься подборкой будущего соперника по четвертьфиналу - не в стиле канадцев и звезднополосатых.

Кроме того, весьма вероятно, что при новой формуле некоторые топ-сборные могут за два года не сыграть друг против друга ни разу. Уже на стадии четвертьфинала ряд ведущих команд будет выбывать из борьбы, так и не встретившись с оппонентами из другой группы. Допустим, такими командами окажутся Россия и Канада. Сколько тогда проклятий на разных языках мира полетит в адрес организаторов и президента ИИХФ Рене Фазеля лично?

Матч Россия - Канада становится украшением любого турнира. Как с игровой, так и с коммерческой точек зрения, о чем сейчас особенно печется международная федерация. А как быть, если еще и непримиримые соседи - шведы и финны - для междусобойчиков оставят только этапы Евротура? Народ, как говорится, может не понять. Остается надеяться, что предстоящий чемпионат мира в Братиславе поможет "правильно" расставить команды в рейтинге ИИХФ по ранжиру.

МАЛЫЙ ЛЕД ИЛИ БОЛЬШОЙ?

Что касается идеи Рене Фазеля, предложившего провести Олимпиаду в Сочи на катках финского размера, которые на два метра меньше в ширину, чем евростандарт (28 против 30), то она способна привести к хоккейной революции в Старом Свете. Однако никаких решений на этот счет в Словении принято не было. К этой теме большие хоккейные руководители должны вернуться на следующем конгрессе ИИХФ, весной 2011 года, во время чемпионата мира в Братиславе. Но почву для размышлений глава международной федерации дал благодатную.

Итак, чего, собственно, добивается Фазель, "забрасывая удочку" в вопросе уменьшения размеров площадок? Как известно, на Олимпиадах, проходивших на европейских коробках в последние 30 лет, сборные Канады и США не выигрывают. Более того, чаще всего они вообще остаются без медалей. Однако вряд ли Фазель сейчас выступает в роли засланного казачка, пытаясь работать на НХЛ. В голове он наверняка держит огромный коммерческий успех хоккейного турнира в Ванкувере, проходившего на канадских "полянах". В своих выступлениях по окончании Игр-2010 Фазель это не раз подчеркивал. И скорее в этом вопросе подстраивается под интересы североамериканского зрителя, которому больше по душе так называемый вертикальный хоккей.

В то же время нельзя поспорить с тем, что успешность и "смотрибельность" турнира в первую очередь обеспечивают звезды. Размер площадок тут - дело не первостепенной важности. Ведь присутствие Овечкина и Кросби обеспечат успех чемпионату мира, даже если такой турнир пройдет на замерзшем озере в глухой тайге.

Будет ли готов к вертикализации наш хоккей?

КХЛ, также лоббирующей идею урезания ширины катков, думается, не составит труда моментально приступить к созданию 28-метровых площадок. Вполне вероятно, что наша лига будет готова к такому переходу даже раньше, чем ИИХФ одобрит олимпийское нововведение. В любом случае можно не волноваться, что к Играм в Сочи наша сборная, которая, скорее всего, как минимум наполовину будет состоять из представителей своего же чемпионата, получит возможность как следует подготовиться.

Уменьшение размеров площадок наверняка приведет к переменам в подготовке хоккеистов. Соответственно, станет другой и манера игры российских команд. Потеря особенностей национальной школы может оказаться невосполнимой. Тем более что перед глазами есть живой пример.

В Европе в роли пионеров этого стиля - игры на площадках шириной 28 метров - выступили в середине 1990-х финны. Однако особых дивидендов, если оценивать выступления сборных и подготовку молодежи, им это не принесло. Все большие успехи Финляндии связаны с героями, появившимися на сцене еще раньше: Селянне, Койву-старшим, Нуммелином. Хоккей "бей-беги" по-фински привел к тому, что страна стала выдавать на поток кучу обученных середнячков, заточенных под игру на новых коробках. В то же время за последние 15 лет в Финляндии не выросло ни одной яркой звезды (вратарей в расчет не берем - это отдельная тема).

Поэтому, прежде чем рубить с плеча, неплохо бы поближе изучить финский опыт.

ЕДИНАЯ ЕВРОПА

Помочь в появлении звезд способно еще одно важное решение, озвученное на конгрессе - инициатива, поддержанная всеми ведущими европейскими державами, об ограничении отъезда юниоров в канадские и американские лиги. Плюс к этому введение возрастного лимита: игроку, собравшемуся за океан, должно исполнится 18 лет.

О том, сколько теряет Старый Свет на миграции юниоров как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, много говорилось на саммите в Торонто. На местных специалистов это особого впечатления, впрочем, не произвело. До проблем других стран, где хоккей в лучшем случае не развивается, в худшем - загибается, североамериканцам большого дела нет. Борьба за свои права по одиночке ни к чему не приводила, но перед лицом единой Европы, скорее всего, федерации хоккея Канады придется пойти на уступки. Тем более что такой шаг совпадает с интересами НХЛ, забиравшей себе за последние 20 лет из Старого Света все, что можно.

Эта лига по-прежнему заинтересована в притоке талантливых европейцев, а их воспроизводство в последние годы неуклонно снижается. Особенно на руку это решение должно прийтись России, которую последние пару лет покидают десятки талантливых юниоров с потенциалом игроков первой сборной. Введение лимита само себе не гарантирует появления новых звезд, хотя и служит для этого хорошей стартовой площадкой.

 Михаил ЗИСЛИС