Владислав Третьяк: "Теперь у нас есть сборная волкодавов"

Telegram Дзен

"СЭ" продолжает серию интервью с чемпионами мира-2014. Сегодня герой этой рубрики – президент ФХР, лучший хоккеист XX века по версии ИИХФ. Ведь он тоже получил в Минске золотую медаль!

В МИНСКЕ БЫЛ КАКОЙ-ТО УЖАС!

– Традиционный для рубрики "чемпионы-2014" стартовый вопрос: какие моменты победного турнира в Минске остались в вашей памяти

– Этот чемпионат мира получился абсолютно уникальным. И в роли игрока, и в роли президента ФХР я прошел через десятки мировых первенств, но такого не припомню. На старте турнира каждый поход в российскую раздевалку приводил к "удару по психике". Травмы сыпались на команду одна за другой. В первом матче вылетает плечо у Андрея Локтионова, во втором ломает руку Дмитрий Орлов, с глубоким порезом выбывает из строя Андрей Зубарев, ломает палец Артем Анисимов, увозят в госпиталь с поврежденным коленом Александра Овечкина. Это был какой-то ужас!

– Врачи "Скорой помощи", чья машина стояла у "Минск-Арены", горько шутили: мол, в матчах сборной России уже после первого периода звездный пациент им гарантирован.

– Да, именно так все и было. Признаюсь, с опаской заходил в нашу раздевалку. Здесь – гипс, там – бинты, чуть дальше – лед. И везде – врачи. А где-то посредине Олег Знарок. Словно полководец – абсолютно спокойный, уверенный в своих бойцах.

– Когда вы поняли, что эта сборная страну не разочарует?

– Именно в стартовые дни. Да, игроки один за другим отправлялись в лазарет, но ряды команды каким-то волшебным образом смыкались, и она становилась все сильнее и сильнее. Показательным стал момент с тем же Овечкиным, который едва ли не за одну ночь справился с коленом. Вроде бы накануне Александр еле-еле смог покинуть арену, а буквально на следующий день в специальном щитке уже летал по льду. После героического эпизода с капитаном стало ясно: эту машину не остановить.

Николай Кулемин:
"Закрываю глаза и вижу, как Знарок заходит в автобус"

УБЕДИЛИ КУРРИ, ЧТО ШИПАЧЕВ НЕ ХОТЕЛ ФОЛИТЬ

– Вы сказали, что такого героического мирового первенства не припомните. Однако старожилы рассказывают, что на ЧМ-1978, судьбоносном для тренера Виктора Тихонова, наша сборная тоже прославилась чем-то подобным. Братья Голиковы играли с травмами коленей, Сергей Капустин – с температурой под сорок, а Валерий Васильев из-за нехватки защитников, говорят, вообще выходил на лед с инфарктом. Ну а еще одним героем того чемпионата был Владислав Третьяк, который защищал ворота сборной СССР со сломанным большим пальцем левой руки…

– Безусловно, в летописи отечественного хоккея немало славных страниц. Тем не менее остаюсь при своем мнении: Минск-2014 выделяется даже в этом ряду. О чем тут говорить, если в середине чемпионата сборной пришлось играть в две пары защитников?! Причем дело было не только в травмах. Вскоре к нам пришла еще одна беда – дисквалификации…

– Тогда многие критиковали ИИХФ за жесткую трехматчевую дисквалификацию Вадима Шипачева. Ну а после истории с "жестом пирата" Олега Знарка и его последующим отлучением от финала...

– Вы правы, эмоций было много. Но сегодня, когда градус обсуждения спал, давайте обсудим все с холодной головой. А для начала замечу: я был едва ли не единственным президентом федерации, который ходил на все разбирательства в Дисциплинарном комитете ИИХФ.

В случае с Шипачевым, нокаутировавшим финна Йормакку, мы сразу попытались локализовать ситуацию. После игры вместе с генеральным менеджером сборной Андреем Сафроновым встретились с Яри Курри, с тренерами финнов. Выразили сожаление, что все так произошло, извинились, передали добрые слова Йормакке. Финны согласились, что удар Шипачева не был умышленным.

Показалось, обе стороны нашли общий язык, крови никто не требовал… Увы, на комитете страсти опять разгорелись. Во многом "благодаря" двум канадцам, которые доказывали, что Шипачев шел в столкновение с намерением нанести травму. А это уже пять матчей дисквалификации! Пришлось поднимать "кредитную историю" Вадима. Доказывать, что он всегда добивался своего на технике, на катании, а не на силовой игре.

После заседания я был уверен, что нам удалось убедить оппонентов, и Вадим получит одну игру, но… В итоге решение оказалось компромиссным – три матча.

Сергей Широков:
"Капелло есть чему поучиться у Знарка"

ЖЕСТ ЗНАРКА ВОШЕЛ В НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР

– Эпизод с одноматчевой дисквалификацией Знарка вызвал еще больший резонанс...

– Все верно. Жест Олега уже вошел в народный фольклор. Вот недавно меня пригласили на КВН, так и там у Знарка уже нашлись последователи. Было смешно… А в Минске на дисциплинарном комитете нам было скорее грустно. В отличие от финнов в эпизоде с Йормаккой шведы настроились жестко. Не знаю, может, они испугались Олега Валерьевича, но эмоции били через край. Тем более что инцидент все время крутили в многочисленных повторах…

И все же нам удалось по максимуму затушить ситуацию. Выбрали такую линию защиты: инцидент спровоцировали шведы, которые не смогли достойно принять поражение в полуфинале и грубо атаковали Сергея Плотникова. В этой ситуации наши тренеры сделали все возможное, чтобы избежать потасовки команда на команду. Причем инициативу – если хотите, огонь – принял на себя именно Знарок. Да, где-то этику он, вероятно, нарушил, но...

– Слышал, что вместо дисквалификации вы предлагали выписать нашей команде штраф. Это так?

– Совершенно верно. И это был бы идеальный вариант – мы сохраняли на финал главного тренера.

– Почему не получилось, ведь в новом регламенте возможность штрафа существует?

– Канадцы уперлись: мол, мы начали чемпионат по старой дисциплинарной "книжке" – по ней его и завершим. С другой стороны, считаю, что дисквалификация тренера сборной где-то даже помогла. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. После этой несправедливости команда уже не могла отдать финал.

Евгений Малкин: "Уже держу в уме Олимпиаду-2018"

КАНДИДАТУРА КАМЕНСКОГО ФАЗЕЛЮ ПОНРАВИЛАСЬ

– Не кажется ли вам, что наши интересы в ИИХФ не всегда защищаются должным образом? А у тех же канадцев и представителей других стран – напротив, развязаны руки.

– Не согласен. В каждом комитете ИИХФ у ФХР есть свои люди. И они, не сомневайтесь, жестко отстаивают права нашей сборной и нашего хоккея. Более того, после истории с матчем Россия – США в Сочи и отмененным голом Тютина мы решили выдвинуть в дисциплинарный комитет Валерия Каменского – из практически аналогичного комитета КХЛ. В ответ президент ИИХФ Рене Фазель сказал: "Да, Каменский – очень хорошая кандидатура".

– Не хочется вспоминать в этом интервью об Олимпиаде, но замечу, что недавно глава Департамента судейства КХЛ Александр Поляков в интервью "СЭ" заявил: ни в КХЛ, ни в НХЛ гол Тютина не был бы засчитан…

– Как говорится, что и требовалось доказать. Хотя после Сочи горячие головы нас убеждали, что там был некий административный провал, и Россию просто засудили. Наверное, это говорили инопланетяне, которые не понимают, что сегодня мы все живем в большой хоккейной семье и никому вопреки правилам руки не выкрутишь… Но я в любом случае хочу подчеркнуть: работа по усилению наших позиций в ИИХФ идет.

Сергей Бобровский:
"Верю, что Кубок Гагарина-2015 возьмет СКА"

НА МЕСТО ЗНАРКА ПРЕДЛАГАЛИ КИНЭНА

– Финал чемпионата мира Россия – Финляндия в нашей стране смотрели 40 миллионов телезрителей. Футбольная сборная, недавно выступавшая в Бразилии, о таких рейтингах не смогла даже мечтать. Нашему хоккею есть чем гордиться?

– Во-первых, скажу, что прессе удалось здорово подогреть интерес к финалу. Ну а, во-вторых, мы вновь убедились в том, как в нашей стране любят хоккей. При этом от любви до ненависти и обратно у нас – один шаг. После Сочи, где сборная огорчила страну, она была обязана реабилитироваться. Как итог: десять побед в десяти поединках и 40 миллионов россиян у телевизора во время золотого матча.

– Готовы сказать, что ход с приглашением в сборную Знарка сработал?

– Итоги будем подводить в конце четырехлетнего олимпийского цикла. Но на данном этапе ситуацию в сборной удалось развернуть. Победный минский турнир, большое внимание первой команды к молодежной сборной, которая вчера в Канаде обыграла чехов, – все это только радует.

– В одном из интервью вы сказали, что некоторые специалисты советовали вам впервые в истории нашей сборной сделать ставку на иностранного тренера.

– Так и было. Звучало мнение, что нужно подстраховаться и пригласить именитого североамериканского тренера. Например, Майка Кинэна. Однако мы со своего пути не свернули. Убежден, в такой стране, как Россия, главным тренером хоккейной сборной должен быть россиянин. К Знарку мы присматривались давно. Следили за его развитием в КХЛ, видели, как его "Динамо", не имея финансовых преимуществ над соперниками, два года подряд завоевывало Кубок Гагарина. Поэтому и сделали ставку на динамовский штаб.

Майк Кинэн:
"Вашу сборную должен возглавлять россиянин"

"НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ, КОГДА НАДО – ПОБЕЖИМ!"

– Между тем стартовала сборная Знарка довольно тяжело. На Евровызове были поражения и от Германии, и от Латвии, и от Словакии…

– Все верно. Команда находилась под нагрузкой, тяжело вкатывалась в игры, и это бросалось специалистам в глаза. После одного из таких поражений подошел к Знарку и спросил: "Олег, что-то не получается?" Но он был абсолютно спокоен, и его ответ мне очень понравился: "Не волнуйтесь, Владислав Александрович, в Минске побежим!" И точно ведь – побежали. (Смеется.)

Знаете, в Белоруссии ко мне подходили друзья и говорили, что наша команда словно вернула их в славные для нашего хоккея советские времена. И действительно, сборная Знарка действовала в советском стиле: очень активно, навязывая свою игру сопернику уже в чужой зоне. Мне даже показалось, что нас вновь начали побаиваться. Кто-то из шведов сказал: "У русских теперь сборная волкодавов". По-моему, интересная оценка. И точная. В любом случае в Минске мы увидели новую команду. Скорее она походила даже не на сборную СССР, а на наш ЦСКА, который делал результат в первые 10 минут, практически гарантированно забрасывая по две-три шайбы.

– Нынешние болельщики, воспитанные на безвременьи девяностых и на диктате НХЛ, в те дни, наверное, сделали для себя большое открытие. Ведь в последние годы их приучили, что первые периоды мощно начинает только сборная Канады…

– (Смеется.) Надеюсь, мне поверят на слово: ЦСКА в советские годы делал результат именно в первые 10 минут, когда дополнительное время получали ударные звенья – Михайлов – Петров – Харламов или Макаров – Ларионов – Крутов. И очень хорошо, что эта традиция возвращается.

СБОРНАЯ – НАШЕ ВСЕ

– Теперь – о предстоящем сезоне КХЛ. Его главной сенсацией уже стало то, что сборная и ФХР согласились не останавливать регулярный чемпионат во время двух этапов Евротура.

– Да, мы откликнулись на пожелания лиги, пошли ей навстречу. Планируется, что в ноябре на первом этапе Евротура национальная команда в основном просмотрит молодых хоккеистов. При этом все должны понимать, что нынешний календарь – экспериментальный. По итогам сезона мы все соберемся, выслушаем друг друга и дадим общую оценку эксперименту.

– В России все любят и умеют искать оправдания. Нет опасений, что некоторые клубы, делегировав игроков в сборные, в случае отрицательного результата крайней сделают именно национальную команду?

– Я считаю, что здесь у нас есть национальное согласие. Те 40 миллионов телезрителей, о которых вы упомянули, выстроили приоритеты. В России сборная – это наше все. Гарантируем, что те хоккеисты, которых генеральный менеджер и главный тренер вызовут в сборную, соберут вещи и приедут в Новогорск. Здесь никаких иллюзий ни у кого быть не должно. Без этапов Евротура и Евровызова нашей победы в Минске могло и не быть. На этих турнирах новый штаб "просеял" около полусотни хоккеистов, заложил необходимый фундамент, вывел в нужный момент на пик формы. Мы обязаны это понимать!

– Вас не огорчает, что календарь КХЛ, несмотря на бонусные недели от ФХР и сборной, вызвал критику у большинства клубов?

– Я слежу за обменом мнениями и понимаю восточные города, которые хотят видеть клубы двух наших столиц. В свое время приезд ЦСКА был праздником для любого города. Возможно, КХЛ имеет смысл несколько сократить формат предсезонных турниров и начинать чемпионат пораньше – например, 20 августа. И тогда календарь порадует всех.

– Финал КХЛ-2013/14 "Магнитка" – "Лев" стал едва ли не самым зрелищным в истории лиги, однако ТВ-рейтинги этой серии в десятки раз уступали рейтингам чемпионата мира. Парадокс?

– Я хотел бы избежать каких-то сравнений. Главное – уважать традиции своей страны. Вот вы сказали о календаре, а ведь в нашем хоккее всегда огромный интерес вызывали матчи клубов из глубинки против столичных лидеров. Ну а сборная – всегда была, есть и будет только на первом месте!