Пять побед великого Тихонова

Telegram Дзен

"СЭ" вспоминает пять самых значимых побед в тренерской карьере Виктора Васильевича

КУБОК КАНАДЫ-1981

Если в 1976-м году наши хоккейные боссы почему-то не восприняли Кубок Канады всерьез и не собрали под знамена сборных всех сильнейших игроков, то пять лет спустя все было иначе. Советская сборная, получившая обиднейший щелчок по носу на Олимпиаде-80 в Лейк-Плэсиде, на этот раз была настроена решительно – и именно наша команда считалась фаворитом турнира. Виктору Тихонову удалось создать внушительный сплав молодости и опыта: к Жлуктову, Мальцеву и Третьяку добавилась набирающая силы молодая тройка, ставшая со временем легендарной – Макаров – Ларионов – Крутов, а также защитники Касатонов и Фетисов, которого уже тогда в Северной Америке называли "советским Бобби Орром". Борис Михайлов и Владимир Петров, бывшие прежними лидерами сборной, завершили карьеры, а Валерию Харламову по спорным причинам места в составе не нашлось, и через несколько дней он трагически погиб в автокатастрофе.

Несмотря на неизбежные попытки коренного обновления состава после злополучного "Чуда на льду", Тихонов оставил в составе 8 игроков, имевших опыт предыдущего Кубка Канады.

Стартовала советская сборная не слишком уверенно. В первом матче нашим досталась в соперники сборная Чехословакии, и игра превратилась в классическую чешскую "защепку", главными условиями которой были тотальный откат в оборону и дисциплина (игра закончилась со счетом 1:1). "Строжайшей дисциплине чехов я не удивлен, они очень строго действовали весь матч. А вот нам оправдания нет, я очень разочарован, особенно первым периодом", – отреагировал Виктор Тихонов.

Обыграв во второй встрече турнира сборную Швеции (6:3), нашей команде предстояло встретиться с американцами, обида на которых после поражения на Олимпиаде была слишком сильна. Месть за Лейк-Плэсид состоялась: несмотря на героические усилия "звездно-полосатых", наши одержали очень важную в психологическом плане победу, однако фееричным этот матч (4:1) не получился.

Финал турнира СССР – Канада состоялся 13 сентября 1981 года в Монреале при переполненных трибунах. Триумф наших, кошмар канадцев – эти понятия стали в тот вечер синонимами: встреча завершилась со счетом 8:1 в пользу сборной Советского Союза. Тихонов с Владимиром Юрзиновым нашли решение, как нейтрализовать Гретцки, который любил выдавать фирменные передачи из-за чужих ворот на ход Лефлеру – по обеим сторонам от наших ворот эти передачи перекрывали защитники.


"Боумэн мне говорил потом: "Виктор, ну почему твои малыши моих здоровенных мужиков обыгрывают? В чем твой рецепт? Как могут твои лодочки топить мои крейсеры?" Я в ответ лишь иронизировал: "Вот если бы они у меня таких же габаритов были, вы бы вообще никогда у нас не выиграли!" Наши хоккеисты были намного сильнее большинства канадцев именно в тактическом и игровом мышлении и были безусловными талантами. Тогда впервые вышло на лед звено Крутов – Ларионов – Макаров. Никто не верил, что они всерьез смогут заменить знаменитую первую тройку Михайлов – Петров – Харламов, но скептики ошибались", – вспоминал потом Виктор Васильевич.

"В это невозможно поверить. Это настоящий пинок по нашей заднице", – признал защитник канадцев Райан Уолтер.

ОЛИМПИАДА-1992

Победа на Олимпиаде в Альбервилле наверняка была одной из самых трудных в карьере Тихонова. Всего несколько месяцев прошло с момента распада СССР, страна рушилась и стремительно менялась, лучшие игроки уезжали за океан, а несгибаемый Виктор Васильевич готовил своих парней к очередным Играм. Даже простое название нашей сборной могло снять все обязательства за результат: официально было принято именовать ее Объединенной командой, вместо национального поднимался олимпийский флаг с пятью кольцами, а вместо гимна страны играл олимпийский. В таких условиях только железный характер Тихонова мог помочь сплотить коллектив, и прославленный тренер сделал это с блеском.

"Свой город же у вас есть? Дом, родня, друзья, родители? Вот за них и сражайтесь!", – говорил тогда Тихонов, и то олимпийское золото до сих пор остается для нашей страны последним.

Впервые после войны хоккейный турнир на Олимпиаде включал в себя матчи плей-офф, в которых проигравший выбывал. Объединенная команда, занявшая второе место в подгруппе, в четвертьфинале разгромила финнов (6:1), в полуфинале обыграла американцев (5:2), а в финале одолела канадцев во главе с Джо Сакиком и Эриком Линдросом.


"Меньше чем за год до Альбервилля я участвовал в Кубке Канады, на котором мы заняли пятое место. У нас самих взрыв эмоций был такой, что в страну не хотелось возвращаться! Пятое место – это позор. И те, кто играл спустя полгода во Франции, прекрасно об этом чувстве помнили", – вспоминал потом нападающий Виталий Прохоров, и в этих словах прекрасно виден тихоновский настрой и максимализм.

Большинство хоккеистов той команды – Шталенков, Хабибулин, Каспарайтис, Юшкевич, Житник, Зубов, Ковалев, Жамнов, Коваленко, Борщевский – затем станут яркими фигурами в Национальной хоккейной лиге, превратившись в мировых хоккейных звезд.

ОЛИМПИАДА-1988

Победа в Калгари стала последним олимпийским золотом для сборной СССР и примечательна двумя главными деталями. Первый нюанс заключался в том, что за несколько месяцев до начала Игр МОК изменил устаревшие правила, разрешив профессиональным спортсменам выступать на Олимпиадах. В выигрыше от этого остались канадцы, пригласившие в свой состав семерых энхаэловцев, но спастись от мощной поступи "Красной машины" родоначальникам хоккея не удалось.

24 февраля 1988 года сборная СССР разгромила Канаду на родном для нее льду со счетом 5:0. Затем с такой же уверенностью и легкостью были сломлены шведы (7:1), и лишь заключительный поединок подопечные Виктора Тихонова проиграли финнам. Набрав 8 итоговых баллов в таблице, советские хоккеисты стали чемпионами, а Крутов, Ларионов и Фетисов вошли в тройку самых результативных игроков турнира.


Вторым нюансом, сделавшим Игры в Калгари особо памятными, стал дебют в сборной Александра Могильного, который годом спустя совершит свой знаменитый побег в НХЛ, а затем станет первым российским капитаном заокеанского клуба. "Если Тихонов что-то обо мне говорил, он был искренним – и зла на него не держу. Мы давно общаемся. У него бывали игровые эпизоды, когда подзатыльник мог получить кто угодно. Но не более", – вспоминал Могильный в интервью "СЭ" в ноябре 2011 года.

КУБОК ВЫЗОВА-1979

Кубок вызова представлял из себя серию игр до двух побед между сборными СССР и всех звезд НХЛ, заменивший за океаном традиционную All Star Game. Под знамена энхаэловской команды собрались все сильнейшие игроки того времени – Кен Драйден, Ларри Робинсон, Марсель Дионн, Бобби Кларк, Майк Босси, Брайан Троттье, но великолепная сборная Тихонова смогла обыграть и этот звездный состав. Уступив в стартовом матче серии со счетом 2:4, наша команда вырвала победу во второй встрече (5:4), а в решающем поединке разгромила энхаэловцев, забросив шесть шайб в ворота Джерри Чиверса.

"Ни на йоту не уступая соперникам в силовой борьбе, наши хоккеисты тo и дело пользовались, и весьма успешно, "длинной атакой". Сборная СССР была как пружина: чем сильнее ее сжимают, тем быстрее она распрямляется, тем больнее бьет. И когда мы повели 3:0, "звезды НХЛ", убедившись, что переломить ход игры они не в состоянии, просто сникли. Кстати, только этим, а не разницей в классе, как пытались заявить некоторые горячие головы, и объясняется счет 6:0. Сборная НХЛ была укомплектована лучшими игроками лиги. Время матчей для профессионалов было идеальным – сезон у них в полном разгаре. Однако, по-моему, "звезды НХЛ" сыграли хуже, чем могли. Не берусь объяснять, почему, в силу каких причин это произошло, но потенциал сборной НХЛ, убежден, выше, чем могло показаться. Скотти Боумэна спросили, согласен ли он отдать Кубок Стэнли советской команде. Мой коллега ответил: "Тихонов правильно сказал: у них свой турнир, а у нас – свой…", – вспоминал Виктор Васильевич в своей книге "Надежды, разочарования, мечты".

ЧЕМПИОНАТ МИРА-1990

Золото чемпионата мира 1990 года в Швейцарии стало последним в карьере Тихонова в сборной. Стремительно наступавшее новое время заметно осложнило работу специалиста, не привыкшего к тому, что некоторые хоккеисты прибывают на мировое первенство уже по ходу турнира, освобождаясь из НХЛ. Тем не менее, сборная СССР смогла вновь опередить всех, обыграв канадцев во главе со Стивом Айзерманом и чехов, в воротах которых блистал Доминик Гашек.

"На встрече с поклонниками хоккея получил записку: "Виктор Васильевич! Вы не уточнили одну вещь – какое звено вы назовете ударным, если результаты у всех звеньев одинаково высокие?" Ответ, по-моему, очевиден. Если все одинаково сильны, то это команда-звезда. Команда, о которой мечтают все тренеры", – писал Тихонов, подаривший нашему хоккею множество таких звезд.