Сегодня в пресс-центре Лужников состоялось представление нового главного тренера сборной России Зинэтулы Билялетдинова. После того как контракт, рассчитанный до Олимпиады-2014 включительно, был скреплен подписями, теперь уже бывший наставник "Ак Барса" и глава ФХР Владислав Третьяк ответили на вопросы журналистов.
Никита ЛУКЬЯНОВ
из Лужников
- Я долго ждал этого момента. Чувствую, что все вы - тоже, - взял слово Билялетдинов. - В период переговоров было большое количество звонков. Но мне нечего было отвечать, пока не был заключен контракт.
- Знакомы ли вы с программой ФХР для нового главного тренера?
- Пока нет. Но времени, чтобы ее изучить, будет достаточно.
- Кто войдет в ваш тренерский штаб?
- Есть целая группа тренеров, которые могут войти в штаб. Пока не готов назвать фамилии, мне еще предстоит с ними пообщаться. Состав штаба объявлю позже.
РОТАЦИЯ БУДЕТ И В СОСТАВЕ, И В ТРЕНЕРСКОМ ШТАБЕ
- Вашими ассистентами будут только российские специалисты?
- Они будут из числа наших тренеров. Это будут специалисты, которые в бытность игроками выступали как в нашем чемпионате, так и НХЛ. Считаю, они перспективные в будущем тренеры. Будет сделан толчок, который поможет им работать в будущем самостоятельно.
- Расширится ли тренерский штаб?
- Идея формирования штаба такова: два тренера будут работать со мной, еще двое - во второй сборной. Потом будет ротация. На чемпионате мира в работе будут участвовать все, то есть пять человек. А может, и больше. Уже определился с кандидатурой тренера вратарей, но сейчас не хочу называть и его.
- Будет ли у сборной генеральный менеджер?
Третьяк: - ФХР и министерство спорта закрывают все технические вопросы. В Канаде и США генменеджер отвечает за подбор игроков. Но у нас несколько иная система, набирать игроков, тренеров, скаутов по Северной Америке будет главный тренер. Все остальные вопросы решим совместно. Мы очень серьезно относимся к подбору кадров: от массажистов и докторов - до тренерского штаба, который поведет нашу команду к победе.
- Ваше отношение к понятию "базовый клуб сборной".
Билялетдинов: - Сейчас это сложно сделать. Может, такой клуб и пошел бы на пользу национальной команде, но это нереально.
- Расскажите о своих первых шагах на посту главного тренера сборной.
- Как уже сказал, сначала мне надо определиться со своим штабом, провести переговоры, а затем предоставить кандидатуры на утверждение ФХР. Затем в моих планах встреча с тренерами КХЛ. Попытаемся консолидировать наши усилия. Думаю, моим коллегам будет интересно. Ну а затем начнется работа по игрокам: просмотр, встречи. Есть ряд организационных вопросов, которые еще предстоит решить. Для меня начался новый период в жизни. В клубе у меня было все поставлено, было проще. Сейчас у меня другая работа, в которую надо вникнуть. Но мне будет интересно.
Третьяк: - Скажу от себя, что через неделю у нас планируется поездка в Сочи. Посмотрим нашу раздевалку, внесем изменения, определим, где будет комната врачей, массажистов, разминочная площадка. Все раздевалки планируется сделать одинаковыми. Но мы решили, что нам нужна своя, отличающаяся от других. Это очень важный момент.
- Как будет построена работа с игроками из НХЛ? Будет ли для них проведен отдельный сбор?
Билялетдинов: - Будет к ним ездить, общаться. У меня запланирован летний сбор перед Олимпиадой. Хотелось бы побольше с ними поработать, но нам нельзя нарушать регламент. Так что будут просто встречи с целью познакомиться друг с другом.
РАССТАВАНИЕ С "АК БАРСОМ" БЫЛО ТЯЖЕЛЫМ
- Стоят ли перед новым штабом задачи занимать определенные места на турнирах, как было в последний год у Быкова и Захаркина?
Третьяк: - В контракте ничего не прописано, это договор на три года до Олимпиады, до 1 марта 2014 года. Но, конечно, мы понимаем, что хоккей - наш национальный вид спорта, мы хоккейная держава. Во главу угла мы ставим Олимпиаду, но плохо выступатьна чемпионатах мира не имеем права. Это понимает и главный тренер. Как и Канада, всегда ставим перед собой задачу занять первое место.
Разумеется, сборную ждет процесс омоложения, это в руках тренеров. Хотя мы понимаем, что сейчас у нас нет таких ярких молодых звезд, какими когда-то были Харламов, Мальцев, которые уже в 17-18 лет были готовы давать результат. Но перспективных ребят мы все же имеем. Так что все будет идти постепенно.
Мы даем тренеру возможность готовить команду к Олимпиаде поэтапно. Но промежуточные результаты также важны для нас. Надо отдать должное Быкову и Захаркину, что они вернули нашей сборной дух победителя. Сейчас же главное - не растерять, что мы набрали, и продолжить движение вперед.
- Собираетесь поговорить с Быковым и Захаркиным, посоветоваться с ними?
Билялетдинов: - Я размышлял над этим. Но не думаю, что из этого что-то получится. Я понимаю их состояние, после того, что произошло. Такого разговора не было и не планируется.
- Можно ли назвать предстоящий сезон экспериментальным в связи с тем, что начинается непосредственная подготовка к Олимпиаде?
- Задачи все равно максимальные, скидок не будет. С экспериментами будем осторожны. Рубить с плеча не собираемся. Но молодежь, хотя бы пятерку, нужно обязательно подтягивать на все турниры. Пофамильно называть игроков бессмысленно. Но вы и сами знаете Кузнецова, Тарасенко и других, кто уже привлекался в сборную.
- Вы уже работали со сборной на Кубке мира-2004. Поможет ли вам сейчас предыдущий опыт?
- Это был маленький этап. Любой опыт полезен, но тогда я руководил командой слишком мало времени, чтобы о чем-то сейчас говорить. В принципе, я и без этого неплохо знаю кандидатов в сборную как из КХЛ, так и НХЛ. Так что моя задача создать хорошую атмосферу и конкуренцию.
- Правда ли, что переговоры о вашем назначении шли на уровне главы правительства России Владимира Путина?
- Слухи немного преувеличены. Хотя отрицать факт разговора с руководством не буду. Работу в сборной перед отпуском мне предложил Третьяк. Затем я уехал, обдумывал этот вопрос. Мы дважды встречались с Владиславом Александровичем, затем был разговор с министром спорта (Виталием Мутко).
Конечно, расставаться с клубом мне было сложно. Была встреча с руководством республики, никто не хотел расходиться. Непросто уйти из команды, в которой ты долго работал. Этот момент меня волновал. Поэтому я так долго думал. Хотя я, как и любой тренер, был счастлив предложению из сборной. Мне будет интересно. К тому же, когда тренеру дают поработать такой цикл, это здорово.
- Из кого будет сформирован костяк сборной?
- Не хочу пока говорить. Есть много хороших ребят. Может, ничего менять и не надо. Посмотрим. Нынешний состав неплохой. Хотя, возможно, коррективы и нужны. Время покажет.
- Готовы ли вызывать в сборную игроков, с которыми в свое время у вас были конфликты?
- Не стоит вспоминать негатив. Поверьте, никаких страшных конфликтов у меня не было, разве что рабочие разногласия. Но они ни о чем не говорят. Это первое. А во-вторых, это сборная, надо иногда переступать через себя. Не только в хоккее, но и жизни. Персон нон-грата у меня нет.
БЫКОВ И ЗАХАРКИН МОГЛИ ПОЛУЧИТЬ
ТАКОЙ ЖЕ КРЕДИТ ДОВЕРИЯ, ЧТО И БИЛЯЛЕТДИНОВ
- Вопрос совмещения постов был отброшен изначально?
- Откровенно говоря, я пытался уговорить, чтобы мне разрешили совмещение, хотя понимал, что это сложно. Но к Олимпиаде надо серьезно готовиться. Может, и хорошо, что я теперь освобожден от работы в клубе. Мне будет сложно, так как не смогу каждый день быть с командой, чувствовать ее. Придется искать пути решения проблем.
Третьяк: - За все время у меня ни разу не было ощущения, что переговоры могут сорваться. Самым сложным был как раз вопрос совмещения. Зинэтула хотел продолжить работу в клубе, хотя бы еще год, но нам удалось его переубедить.
- Вам не кажется, что нынешний контракт Билялетдинова некорректен по отношению к предыдущим тренерам? Ведь у Быкова с Захаркиным в договоре был прописан результат, который они были обязаны обеспечить. И именно из-за этого пункта они лишились своих постов. У Билялетдинова таких пунктов нет…
- У нас с Быковым и Захаркиным была договоренность. Если бы они выполнили задачу на прошедший чемпионат мира, то автоматически получили точно такой же контракт, что и Билялетдинов. У нас все четко: прошлый год была ставка на результат, сейчас начинаем готовиться к Олимпиаде. И наш план никак не изменился из-за смены тренера. Так что тут все корректно.
- Вы говорите об Олимпиаде. Но ведь до сих пор нет ясности, будут ли на ней играть хоккеисты из НХЛ.
- Олимпиада в Ванкувере показала, что весь мир, включая Северную Америку, был прикован к телевизору. Это большой праздник. Главное, что сами хоккеисты за Игры. Я знаю их мнение. Но нам нужно будет удачно выступить в любом составе. Олимпиада-то точно состоится. Я трехкратный олимпийский чемпион и горжусь каждым золотом, хотя тогда профессионалы на Играх не выступали.
- Каков, на ваш взгляд, оптимальный баланс между игроками КХЛ и НХЛ?
Билялетдинов: - Будем решать индивидуально.
- Будут ли у вас пожелания к КХЛ по календарю?
- Возможно, со временем будут. Может, на будущий сезон.
- Готовы к тому, что вам предстоят затяжные поездки по Америке с целью просмотра игроков?
- Конечно. Просмотром займусь не только я и мои помощники, но и целая скаутская группа. Кандидаты уже есть.
- Как думаете, почему у Овечкина не получается раскрыться на чемпионатах мира?
- Мне сложно ответить на этот вопрос. Надо знать, что было в команде.