В последние годы российские кинематографисты все чаще обращаются к теме спорта, что не может не радовать. Баскетбольное «Движение вверх» несколько лет возглавляло список самых кассовых российских лент, «Чемпионы» даже заслужили продолжение, вышли биографические фильмы про Эдуарда Стрельцова и Льва Яшина, недавно закончились съемки картины о жизни Федора Черенкова.
А незадолго до Всероссийского дня хоккея, отмечаемого 1 декабря, на экраны страны вышла семейная комедия «Хоккейные папы». Посмотрев ее, рассказываем, почему фильм обещает стать новой страницей в истории отечественного кино.
В поисках себя
Если спросить рядового болельщика или даже человека, не особо интересующегося хоккеем, о самом известном фильме на эту тему, то вам с ходу назовут «Легенду №17». Основанная на биографии Валерия Харламова и с Данилой Козловским в главной роли, она 10 лет назад взорвала российский прокат. Пожалуй, именно «Легенда» убедила продюсеров и режиссеров, что у спортивного кино в стране отличное будущее.
Впрочем, «Хоккейные папы» соревноваться с лентой Николая Лебедева совершенно не стремятся, и это хорошо. Они совсем про другое. Вот ведь какое дело — хотя фильмов о спорте за последние годы снято достаточно, жанрового разнообразия создатели не проявляют. Плюс-минус любой — либо биография выдающегося атлета, пересказанная более или менее близко к оригиналу, либо драма. Что автоматически влечет за собой выбор и средств выразительности, и сюжетных ходов.
А вот ниша развлекательного спортивного кино до поры до времени была свободна. И авторы «Хоккейных пап» ориентировались именно на нее. Хрестоматийный пример из Голливуда — «Могучие утята». Семейная комедия про несостоявшегося хоккеиста, а ныне адвоката, вынужденного стать тренером детской команды, стала в Америке классикой. Было снято несколько продолжений, выпущен мультсериал, а в НХЛ даже появилась команда «Анахайм Дакс».
Но и «Могучие утята» для «Хоккейных пап» не канон и не образец для подражания, а просто ориентир. Ни адаптацией, ни даже вольным пересказом здесь не пахнет. Скорее нужно было уловить настроение. Как сейчас принято говорить, вайб.
Победа на спор
Да и тренировать главному герою фильма Андрею Фролову большую часть фильма предстоит взрослых. История начинается 20 лет назад, когда в финале турнира «Золотая шайба» в провинциальном городе два лидера разных команд, Андрей и Игорь, бьются не только за победу, но и за возможность впечатлить заезжего скаута, а также за внимание девочки Светы. Из этого финала каждый уйдет со своим трофеем, и еще не факт, какой из них важнее.
Два десятка лет спустя Андрей, которого играет Алексей Бардуков, так и не стал профессионалом. Зато он женат на Свете и тренирует в местном видавшем виды Ледовом дворце детскую команду «Суровые тигры», в которой играет и его сын. Звезд с неба ребята не хватают, да еще и родители у них разношерстные — школьный учитель, работяга, менеджер среднего звена. Тем временем арену приобретает новый столичный инвестор-олигарх, которым, к изумлению тренера и директора дворца, оказывается Игорь в исполнении Юрия Чурсина.
Новый владелец тут же сообщает, что намерен снести ледовый и построить на его месте торговый центр, которого так не хватает в городе. Хоккеисты и их родители устраивают стихийный митинг и почти ложатся под технику. Но тут Андрей заключает с Игорем пари — он выиграет Ночную хоккейную лигу, где, как известно, победителю полагается 100 миллионов рублей на возведение катка. И пока команда не вылетит из турнира, старую арену сносить не будут.
Вот только проблема в том, что команду Фролову предстоит составить из тех самых пап своих воспитанников, многие из которых имеют отдаленное представление о том, как стоять на коньках и орудовать клюшкой. Да и бороться предстоит не всегда по-спортивному. Плюс ко всему еще и Света (очаровательная Анна Чиповская) устала прозябать в провинции и решает отправиться покорять Москву.
Стать командой
На протяжении двух часов нам с вами предстоит увидеть, как главный герой будет решать эти проблемы, а его партнеры — превращаться в настоящую команду. Как рассказали создатели фильма, еще до начала съемок Михаилу Пореченкову, Александру Обласову, Сергею Перегудову, Даниилу Вахрушеву и другим звездам фильма пришлось ежедневно в 6 утра приезжать на тренировки. Некоторым из них в буквальном смысле слова пришлось проделать тот же путь, что и их героям.
На премьере из уст создателей несколько раз прозвучало слово «мотивирующий». Этот фильм, где герои максимально близки обычному зрителю, действительно может подвигнуть кого-то после выхода из зала найти где-нибудь на антресолях давно забытые коньки и записаться на тренировку. Или вовсе начать с нуля.
Но главная ценность «Хоккейных пап», пожалуй, не в этом. Это, в конце концов, комедия. Большой зал за время премьерного показа и сдержанно хихикал, и смеялся в голос. Фильм очень теплый и семейный. И не так важно, что местами наивный. При всей простоте фабулы создатели припасли в сценарии несколько поворотов, заставляющих поменять мнение о героях. А заодно оставили заделы под возможное продолжение.
Но будет оно или нет — зависит от нас с вами. От того, сколько зрителей придет на сеансы и проголосует рублем. История еще далеко не окончена, и хотелось бы, чтобы у создателей появилась возможность рассказать ее следующую главу.