ЧМ-2010. Сегодня - старт
Накануне старта мирового первенства интервью "СЭ" дал легендарный канадский тренер.
Александр ЧЕХОВ
из Баффало
С легендой тренерского цеха Северной Америки ваш корреспондент встретился на одном из недавних матчей в Баффало, где проживает Боумэн. И на правах старого знакомого задал ветерану несколько вопросов, в том числе о тех российских звездах, которые сегодня утром отправились в Германию на чемпионат мира.
ФИРСОВ - ГЕНИАЛЕН
- Некоторое время назад вы уже давали интервью "СЭ", и ваши слова о том, что лишь шесть русских олимпийцев пробились бы в сборную Канады, вызвали в России мощный резонанс.
- Да?! Честно говоря, я не ожидал такого. Но - вы уж извините - именно так я считаю.
- Если уж говорить о русских игроках, каково ваше общее мнение о них?
- Отличные игроки в России были во все времена. Но лучшим, кого я видел, вне всяких сомнений, был Фирсов.
- Что в нем было особенного?
- Да просто гениальный был распасовщик! С волшебными руками.
- Кого еще отметите из ветеранов?
- Бориса Майорова отлично помню. Михайлов так вообще являлся лучшим центрфорвардом своего времени. Макаров и Крутов были очень хороши. Правда, не тогда, когда они приехали в НХЛ, а в молодости. А Ларионов был одним из самых умных игроков, с которыми я когда-либо работал.
КАК ЖЕ ЖАЛКО КОНСТАНТИНОВА...
- Ларионов олицетворял собой вашу знаменитую русскую пятерку "Детройта"?
- Наша русская пятерка вообще была уникальным явлением. Противники не могли понять, что они вытворяли на площадке! Мы в "Детройте" не использовали эту пятерку на льду постоянно, чтобы соперники ее не раскусили. Но во время решающих игр я выпускал их вместе в самые ответственные моменты.
- Мотором звена был Сергей Федоров?
- Федоров - универсальнейший хоккеист! Он мог играть на любой позиции - в центре, на фланге, в защите. И играть лучше, чем кто-либо. А Владди Константинов... Ох, как же его жалко. Если бы не эта ужасная трагедия, он мог бы стать одним из лучших защитников, когда-либо игравших в НХЛ. И, безусловно, лучшим российским защитником в истории этой лиги.
Вообще, знаете, хороших защитников из России я видел не много. Фетисов, наверное, был лучшим, а Рагулина поставлю на второе место, хотя он тоже был очень хорош. Вот с чем у вас всегда был полный порядок, так это с нападением. Могильный, Федоров, Буре были не хуже Крутова, Ларионова, Макарова. Буре, на мой взгляд, на протяжении лет пяти являлся сильнейшим игроком лиги. Увы, ему не удалось выиграть командные призы.
СМИТ - ТРЕНЕР ХОРОШИЙ
- А кто сейчас вам нравится?
- Сейчас? Овечкин, конечно, сразу же приходит на ум. Хотя он совсем не типичный русский. Наоборот, он, по-моему, играет более в канадском стиле, чем любой из нас, нынешних канадцев. Очень сильный парень, с отличным броском и огромным желанием победить.
- А из канадцев кого отметите? Кросби, наверное? Многие называют его вторым Уэйном Гретцки.
- Ох, рано, рано еще такое говорить. Посмотрим, что будет в будущем, опять же от травм никто не застрахован.
- После пятидесяти лет, проведенных в хоккее, что скажете о сегодняшней НХЛ: она вам нравится?
- Не знаю даже. Мне не нравятся некоторые изменения в правилах. Например, отмена красной линии. Стало очень много длинных пасов, исчезли мысль, комбинации. Сейчас вся игра строится от защиты, и большинство голов забивается в неравных составах. Ключевой позицией стал защитник на точке. Если у тебя есть пара умных, высококлассных защитников, как, скажем, Лидстрем и Рафалски в "Детройте", то победа у тебя почти что в кармане.
- А когда, по-вашему, был самый лучший хоккей?
- Восьмидесятые и, может, конец семидесятых. Это было время атакующей игры, голов. Не то, что сейчас (вздыхает).
- Вы в курсе, что ваш многолетний помощник по "Детройту" Бэрри Смит после отставки из СКА возвращается из России?
- Конечно.
- Почему он в России провалился?
- Трудно сказать. Но тренер он, поверьте, хороший.