Максим Сушинский: "Некому было Овечкину пасик отдать"

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2011

Своим мнением об игре сборной на чемпионате мира, а также о прошедшем сезоне СКА с "СЭ" поделился капитан питерской команды

Никита ЛИСОВОЙ
из Санкт-Петербурга

Бытует мнение, что хоккеист Сушинский - человек не самого простого характера. Да и журналистов недолюбливает. Общается с ними редко, а если и общается, то может ответить так, что второй раз подходить не захочется. Но те, кто знает Максима получше, не дадут соврать - добрее, отзывчивее и интереснее собеседника не найти.

Мы договорились встретиться с капитаном СКА в его фешенебельном автосалоне, в котором он президентствует уже не первый год. Но за час до встречи Сушинский позвонил корреспонденту "СЭ" и предупредил, что немного опоздает: "Я в тренажерном зале, уже начал подготовку к новому сезону". Что ж, не проблема, тем более когда человек в 36 лет чуть ли не за полгода к старту нового сезона готовится!

А подъехал Сушинский к салону на шикарном белом кабриолете. Загоревший и довольный - живая реклама успешной жизни.

ТРОЙКИ БЫЛИ СОБРАНЫ НЕПРАВИЛЬНО

- Настроение у вас, вижу, отличное. Может, матч с Канадой на чемпионате мира до сих пор смакуете?

- Смаковать нечего. В том матче мы просто отскочили. Было видно, что игры у команды нет совершенно. Тройки, как мне кажется, были собраны неправильно. Овечкин играл с Афиногеновым в одной паре - но это же одноплановые игроки. Некому было поддержать атаку, некому Овечкину пасик отдать.

- "Центром" в этой тройке был ваш бывший партнер по СКА Горовиков...

- Костя больше оборонительный игрок.

- А от Артюхина ожидали такой прыти?

- Это его игра. Как не ожидать. Я же с ним в одной команде играю (смеется). Это его хоккей, правильно все делал.

- Он никак не может подписать новый контракт со СКА. Такой игрок нужен команде?

- Уверен, что его подпишут. Артюхин, конечно, нужен.

- Так думают и тренеры сборной России. По-вашему, почему на тренерский штаб обрушилось столько критики, сколько не было за все предыдущие годы, вместе взятые?

- Знаете, говорят, что со стороны виднее. Так вот мне видно, что сборная уже не та, какой было раньше, когда Быков только пришел. Сейчас что-то не то...

- Что вы имеете в виду?

- Нет той командной игры, того командного настроя. В сборную всегда хотелось ехать, а сейчас, по-моему, по-другому. Я помню, когда на чемпионат мира в Швейцарию не поехал (в 2009-м. - Прим. "СЭ"), после победы послал ребятам эсэмэски. Быкову тоже отправил. И получил ответ, было очень приятно. Но, может быть, сейчас мое впечатление создается из-за большого количества негатива в прессе.

КАКОЙ ПОНДУС? ЧТО ЭТО?

- В таком случае объясните, почему пресса недовольна. Ведь с этими тренерами мы выиграли два чемпионата мира!

- Предположу, что причина в отношении тренеров к другим людям. Мне тут рассказали, что Захаркин сказал в интервью "СЭ"... После этого я сильно задумался. Высказывание про "эту страну" вызвало, конечно, очень много критики. Когда я играл в Омске, у меня семья жила здесь, в Питере. Но я об этом никому не говорил - это были мои проблемы. Почему не привезти семью сюда, в Россию? Не понимаю... Это ведь страна, в которой ты родился и в которой ты тренируешь. Не скрою, это неприятно было слышать.

- А что такое пондус, знаете?

- Какой пондус? Что это?

- По словам Захаркина, в спорте так называют доверие игроков своему партнеру. Пока Набоков не получил травму, тренерский штаб считал, что его пондус был выше, чем у Барулина?

- (Удивленно.) Я про пондус первый раз слышу. Скажу так: очень рад, что Барулин так сыграл. На 90 процентов победа над Канадой - его заслуга. Сыграл очень спокойно и надежно. Ни одной ошибки, ни одного добивания не позволил. Все подбирал. Очень рад за него, здорово стоял.

- Со сборной вы расстались не на самой хорошей ноте.

- Почему? Мы заняли второе место в Германии.

- А отношения с главным тренером?

- Конечно, неприятно было... Про нас с Мозякиным на чемпионате мира просто забыли. Ну что делать, такое бывает.

- Как думаете, вам реально вернуться в состав команды?

- Все зависит от того, как я играю. По крайней мере на это надеюсь. Не по политическим же мотивам у нас набирается состав. Судя по статистике, на следующий чемпионат поеду - я в сборную езжу через год.

КОМАНДА ПОСЛАЛА МЕНЯ К СИКОРЕ ПРОСИТЬ ЗА МАРКОВА

- По прошествии времени можете сказать, почему у Набокова не пошло в СКА?

- Честно, не могу объяснить. Кто скажет, почему сейчас в сборной не пошло? Потому, что четыре месяца не играл? Ну может быть. Не знаю, у нас в чемпионате другая игра. Бросков меньше, чем в НХЛ. Может, он не вошел в этот ритм?

- Существует несколько мнений на главную проблему СКА в прошедшем сезоне. Одно из них принадлежит бывшему тренеру команды Каспарайтису: он считает, что чехи Сикора и Вотруба пришли в клуб и устроили для игроков тюрьму, разговаривали только на чешском, с командой вообще не общались. Еще одно популярное мнение - тренеры просто не смогли справиться с многочисленными звездами СКА. Вы что думаете?

- Оба мнения правильны. Хотя я в тренерском плане никаких проблем не испытывал. Просто приходил и тренировался. Но все равно в плей-офф все наши проблемы растворились, и была команда, которая знала, что и как делать.

- Каспарайтис ушел сгоряча или назревало?

- Если честно, я его долго отговаривал от этого шага. Да, это было сиюминутное решение, но как только я и другие ребята о нем узнали, мы сразу начали уговаривать его остаться. Понимали, что он делает это на эмоциях. Но он решения менять не стал.

- После этого лично ваше отношение к чехам изменилось?

- А зачем? Они же никуда не делись бы. Нам надо было работать на одну задачу. Что мне менять отношение - я же не женщина, чтобы с ними какие-то отношения иметь. У нас были чисто рабочие и профессиональные отношения. Что они говорили, то мы и делали.

- Гребешков в середине сезона дал интервью, в котором сказал, что Сикора тренер не уровня СКА. Что думаете?

- Я не знаю, с чего он это взял. Когда Сикора только пришел в команду, я его уважал. Он серьезно себя зарекомендовал, еще когда был вторым тренером. Мне нравилось, что у него интересные тренировки.

- А отсутствие Маркова в седьмой игре серии против "Атланта"...

- (Перебивая.) Этому решению - не ставить Маркова на игру - я очень удивился. Команда настояла на том, чтобы я сходил к Сикоре и спросил, почему он не ставит его в состав. Я пошел и поговорил единственный раз в сезоне. Он мне показал статистику Маркова: из 14 голов, пропущенных СКА в плей-офф, в 12 случаях Марков был на площадке. И заявил, что поэтому на эту игру он его не поставит. Я считаю, что Марков бы помог.

- Может быть, Сикоре не понравилось то, как Марков вел себя на утренней раскатке в день седьмого матча? Тогда защитник произнес зажигательную речь, на которую обычно может отважиться тренер, а не игроки.

- Не думаю, что из-за этого. А как мне объяснили, я вам уже рассказал. Хотя статистику я не проверял. Может быть, стоило проверить (смеется).

НЕ МОГУ БРОСИТЬ СКА

- Ваше интервью "Спорт-Экспрессу" после матча, ставшего для СКА последним в сезоне, вызвало бурный отклик в интернете. Особенно слова про злой рок, который преследует СКА. По-прежнему так считаете?

- Да, и никогда от своих слов не откажусь. Все шло к тому, что мы выиграем, и это было просто непонятное стечение обстоятельств. Как может все решить шайба, которая попала в конек сопернику? Вместо того чтобы идти дальше, мы поехали в отпуск. Разве не злой рок? Плюс Барулин. Победа "Атланта" - это его заслуга. Я пересматривал все матчи, он не дал нам шанса хотя бы на одно добивание. Все намертво ловил, либо отбивал в угол. Костя стал большой проблемой для нас.

- А ваши слова по поводу того, что главная проблема команды, возможно, в вашем присутствии?

- (Задумчиво.) Может быть, и во мне. Может, и нет. Этот сезон должен дать ответ на многое.

- Насколько серьезно были готовы уйти из команды?

- Сначала мне хотелось все бросить. Просто завязать с хоккеем.

- То есть не из СКА уйти, а вообще завязать?

- Конечно. Наверное, я не могу бросить СКА. Если меня самого не выгонят, я не уйду. Хотя жизнь длинная, и если здесь во мне не будут нуждаться, то поеду в другое место.

- И оставите свой большой бизнес?

- У меня хороший партнер, за бизнес я спокоен.

- Когда пришло осознание того, что все сказано сгоряча?

- Вечером в тот же день, когда все начали звонить и успокаивать. Видимо, прочитали интервью. Да и потом ужинали все вместе с командой. С Чаянеком долго разговаривали. Он убедил, что уходить мне не надо.

- А вы его уговорить остаться не пытались?

- Уговаривал. Но он хочет быть с семьей. Я его понимаю.

- Не обидно было постоянно читать, что СКА - слишком возрастная команда?

- А что обидного-то? Так и есть. Другое дело, что это не было проблемой. Физически мы не проигрывали никому. Наша самая большая проблема - игра в большинстве. У нас ее просто не было. Не было одного человека - и все перестало получаться. Все разрушилось. Когда этот человек был, мы единственный раз за всю историю были лучшими в большинстве. Тогда все знали, куда надо открываться. С закрытыми глазами можно было отдавать. Когда-то у нас также было в Омске.

- Неужели от одного человека так много зависит?

- Много. Когда я ушел из Омска, тоже все развалилось. Это вообще серьезный момент. Как пять пальцев на руке. Одного лишился, уже не то - не удобно. Так и здесь.

- Этим пальцем был Зубов?

- Да. Большая потеря для нас. Перед плей-офф у нас был с ним разговор. Он готов был выйти на лед. Хоть на одну игру, но был готов. Сикора опять же не рискнул.

- Не слишком ли рискованно было ставить на плей-офф человека, который весь сезон не играл?

- Я бы сделал так: подпускал бы Зубова только на игру "пять на четыре". Это уже было бы большим плюсом. Почему Сикора не пошел на этот риск, я не знаю. Хотя они разговаривали с Зубовым и обсуждали этот момент.

- Вроде бы Сергей станет в СКА тренером защитников. Правильное решение?

- Очень правильное. Я полностью согласен. Он многое может дать команде, в том числе и с большинством помочь.

С МЕДВЕДЕВЫМ РАБОТАТЬ ИНТЕРЕСНО

- Когда Зубов говорил мне, что завершает карьеру, я ужаснулся из-за чего. Человеку надо менять тазобедренный сустав. После таких слов понимаешь, что хоккей - это не только слава и большие деньги.

- У него очень серьезная ситуация. Не факт, что он будет нормально ходить.

- На вашей памяти случались страшные травмы?

- Да, у моего друга Сашки Прокопьева. Ему выбили глаз, когда он перешел в "Атлант". Воробьев был там тренером, поставил его играть за "Атлант-2". Буквально на одну игру, чтобы восстановиться после травмы. И ему в первой же смене выбили глаз. Закончил с хоккеем, хотя мог еще играть 2 - 3 года спокойно.

- Для вас стало неожиданностью то, что такой человек, как Геннадий Тимченко, возглавил СКА? Знали о нем что-нибудь до этого?

- Не ожидал, конечно. Но кто это такой, разумеется, слышал. Что ж, приятно будет познакомиться лично.

- Как вам работалось с Александром Медведевым?

- Я так понимаю, что Александр Иванович остается в клубе. Поэтому и работалось, и будет работаться очень интересно. С ним всегда можно что-то обсудить и по команде, и по бытовым проблемам. Он всегда открыт для диалога. Поэтому с ним приятно работать.

- В "Зените" телефон Александра Дюкова знают все основные игроки. В СКА так же?

- Наверное, его телефон знают все, кроме молодежи. Хотя, может, и у них есть, но они просто звонить стесняются. А так, любой из нас мог позвонить в любой момент. Александр Иванович открытый человек, в раздевалку после матчей заходит, сидит на ужине с нами. В команде с руководством был свободный диалог.

СВОИ СЛОВА ПЕТРОВ ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ ОБРАТНО

- Мне казалось, что у вас с Олегом Петровым из "Атланта" возникнет серьезный конфликт. Но все обошлось...

- Странно было слышать от такого мастера подобные высказывания. Думаю, что он должен взять свои слова обратно.

- Вроде бы как взял уже...

- Да? Хорошо. Очень повезло ему, что они выиграли. Не хотелось об этом говорить, но обычно за такие слова наказывают. Но мы не смогли.

- А хотелось?

- Конечно.

- Обычно вы всегда в курсе того, кто может оказаться в команде в новом сезоне. Поделитесь секретами?

- В этом году, честно, не в курсе. Мне никто не звонил, не советовался. Знаю, что был разговор с Мозякиным, я тоже с ним поддерживал связь. Но я так понял, что Ржига его не захотел видеть в команде, и с ним перестали вести переговоры. В итоге он поехал в Магнитогорск.

- Четыре миллиона долларов в год Мозякин заслужил?

- Он 4 или 5 лет подряд лучший бомбардир, поэтому мое мнение - да, заслужил. Почему Радулов, Морозов получают, а Мозякин не может?

- Его отсутствие на чемпионате мира у многих вызывало вопросы...

- И у меня тоже большой вопрос.

- По этому поводу Захаркин тоже высказался...

- Я не знал. И что сказал?

- Мозякин, по его мнению, для сборной слишком медленный.

- (Качает головой.) Вот это да! Мозякин никогда не был медленным. У него просто стиль такой: он мало катается, но хорошо катит. Неужели он из-за этого медленный? Я так не считаю. Просто не все такие заряженные, как Радулов. У всех игра разная. Конечно, мне, как и многим другим, импонирует радуловская игра. Очень. Это игра моего плана. А Мозякин техничный и думающий хоккеист.

- Радулов же ваш сосед?

- Да, рядышком живет (кивает в сторону). Встречаемся, когда он в Питере. Если мимо моего салона проезжает, всегда зайдет. Покричать (смеется).

- Про его гулянки в Петербурге легенды уже составляют...

- Я не в курсе этих вещей. Но если человек любит - почему нет? Здоровье ему позволяет.

 СО РЖИГОЙ НАДО ПОРАБОТАТЬ

- Про Ржигу не спросить вас не могу. Про него много разных вещей говорят. А вы что думаете?

- Пока не знаю. Надо поработать с человеком. Пока слышал о нем от других и только хорошее. Сработаемся.

- А генеральный директор "Атланта" Андрей Веревко говорит плохое.

- Он, наверное, не сработался.

- Многие говорят, что именно такой эмоциональности, как у Ржиги, не хватало СКА на тренерском мостике. Согласны?

- Что-то нам каждый год не хватает тренерской эмоциональности. Почему тренер всегда виноват? Айван (Занатта. - Прим. "СЭ") вон, наоборот, был заряженный, но не шло вообще ничего.

- Уже несколько лет подряд вам задают перед началом года один и тот же вопрос: когда уже получится у СКА? Стоит его задавать в этом году?

- Наверное, не стоит. Я сам себе уже столько раз его задавал. А ведь очень хочется и себе самому, и всему городу. Представляю, какой праздник будет для Питера, если мы будем играть в финале. Помните, что творилось на трибунах, когда только начался плей-офф. Дворец раскрасился в наши цвета, сумасшествие, очень красиво. Смотришь на трибуны - восторг, что в Питере теперь так болеют. Люди узнали, что в городе есть хоккей. Ко мне приходят некоторые клиенты и говорят: "Мы раньше даже не думали, что в городе есть хоккей, теперь ходим на каждый матч".

- Когда возвращались в Петербург из Омска, верили, что так может быть?

- Никогда не верил. Но с приходом Александра Ивановича и нового спонсора, я понял, что мечты сбываются. Поэтому сейчас вижу, что осталось недолго до этой мечты. Когда-нибудь она все равно сбудется. Омск шел к этому 10 лет. Один раз выиграли и больше не выигрывали. Это очень тяжелая задача, построить команду, которая сможет выиграть чемпионство. А нам прежде всего надо определиться с костяком. У нас очень большая миграция в команде.

- Ставка на звездных хоккеистов себя оправдывает?

- Не всегда.

- Зато теперь поставлена цель - омолодить состав.

- Посмотрим. Клименко подписали на три года. Ему нужно первое, второе, третье звено. Но никак не четвертое. Этот игрок должен получать время, тогда он будет забивать. Он забивной форвард и очень много шайб может забросить. Федора Федорова подписали, но он уже не молодой. У него как раз хороший хоккейный возраст.

- Ягр фантастически смотрелся на чемпионате мира в Словакии?

- Ягр - да. Человек феноменальный. Есть на кого равняться. Рад, что с ним поиграл.

- Есть шансы поиграть еще. Ходят слухи, что и СКА не прочь подписать с ним контракт.

- Хорошая бы связка получилась. Давно не играли вместе, но приятно будет еще раз попробовать.

- Сколько еще сезонов себе отмерили?

- Не знаю. Я думал, в этом году смогу 333-ю шайбу забросить, но не успел. Пришлось оставить на следующий год, поэтому придется еще сыграть как минимум одну игру.

- После карьеры думаете остаться в хоккее?

- Я боюсь, что без него не смогу. Мне надо жить в хоккее.

- В какой роли?

- Посмотрим. Пока я - хоккеист.