Аркадий Ротенберг: "В Лондоне мы наконец-то должны показать хороший результат"

Telegram Дзен

ДЗЮДО

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Начать, пожалуй, нужно с того, что герой этого материала общается с журналистами крайне редко. А потому сам факт его интервью для "СЭ" - уже своего рода сенсация.

Нельзя не упомянуть и о том, что Аркадий Ротенберг - крупный бизнесмен, один из самых состоятельных людей страны. Заглянув в интернет, вы легко выясните, какими активами он владеет. Список этот, прямо скажем, впечатляет.

Но мы - спортивная газета, и г-н Ротенберг интересовал нас именно со спортивной точки зрения. Тут список тоже внушительный. Мастер спорта по дзюдо, Заслуженный тренер России, первый вице-президент Федерации дзюдо России, председатель Высшего совета Национального союза ветеранов дзюдо, президент Международного фонда дзюдо.

И, наконец, вдохновитель и глава Оргкомитета "Кубка Поколений" - командного турнира по дзюдо, по регламенту которого бок о бок в одной команде борются и юноши, и ветераны. Вот во время этого турнира, который недавно прошел на Зимнем стадионе в Петербурге, корреспондент "СЭ" с Аркадием Ротенбергом и поговорил.

УЮТНЫЙ ЗИМНИЙ

- Как вам ваше новое детище - "Кубок Поколений"?

- По-моему, получилось хорошо и красиво. Было очень приятно видеть, как ветераны и молодежь общаются друг с другом внутри команд. Мне кажется, турнир доказал, что подобная концепция имеет право на существование - преемственность поколений нам очень нужна. Так что на следующий год попробуем провести "Кубок Поколений" снова, а затем сделать его традиционным. Разве что дату, возможно, поменяем.

- Первыми победителями "Кубка Поколений" стали ваши земляки - команда Санкт-Петербурга, которая в финале оказалась сильнее команды Кавказского ФО. Ожидали, что так получится?

- Не то чтобы не ожидал такого результата... Если честно, просто об этом по ходу турнира не думал. Меня гораздо больше занимала сама концепция соревнований, то, насколько она окажется интересной на практике. Но раз так совпало - тоже приятно.

- А помните, как сами в свое время боролись здесь, на Зимнем стадионе?

- Конечно. На Зимнем ведь очень много соревнований проходило. Мне эта арена и сейчас нравится. Она хоть и меньше СКК или "Юбилейного", но - уютная. Со своей спортивной историей.

300 ДНЕЙ СБОРОВ - ЭТО НОРМАЛЬНО

- Теперь вопрос вам как первому вице-президенту Федерации дзюдо России. На прошлогоднем чемпионате мира наша сборная завоевала одну золотую и три бронзовые медали. Как оцените этот результат в проекции на Олимпиаду в Лондоне?

- У нас есть определенный план подготовки к Играм, согласно которому к Олимпиаде и двигаемся. Правда, сейчас начинаем в какой-то степени беречь тех ребят, у кого есть небольшие микротравмы. Что же касается чемпионата мира… Если бы мы задались целью выступить там лучше, то и состав, возможно, был бы несколько иным. Но главное соревнование - это все же Олимпиада. К ней целенаправленно и готовимся, так что всех козырей из рукава в Париже не доставали.

Иными словами, если оценивать результаты парижского чемпионата мира как таковые, то они могли бы быть и лучше, а если рассматривать их именно через призму подготовки к Играм в Лондоне, то они - хорошие.

- Существуют ли у вашей федерации олимпийские медальные планы?

- Спорт - такое дело, что планы тут можно строить какие угодно, а жизнь распоряжается по-своему, и далеко не все мечты сбываются. В любом случае нынешний цикл подготовки к Играм прошел более серьезно и глубоко, чем предыдущие. Поэтому мы должны наконец-то показать на Олимпиаде хороший результат. Если говорить конкретнее, в Лондоне намечено завоевать 3-4 медали. По состоянию команды на сегодняшний день - это достижимо.

- Какого вы мнения о работе главного тренера сборной итальянца Эцио Гамбы?

- Когда мы его приглашали, было очень много критики, в том числе и в мой адрес: мол, зачем нам иностранец, когда много своих тренеров? Увы, в нашем дзюдо, как и во многих других видах спорта, есть, к сожалению, определенный дефицит тренерских кадров. Да, надо растить своих специалистов. Но для этого необходимо равняться на того, кто мог бы задавать определенный тон.

Мы "приставили" к Гамбе своих тренеров, в том числе юношеских. И я вижу, как они растут рядом с итальянцем, впитывают очень много полезного. Речь, в частности, о Макарове, Морозове, Таове. Понятно, что только Олимпиада покажет в итоге, насколько оправданным было приглашение Гамбы, но я все равно считаю, что он - очень хороший тренер. Живет вместе с командой, никуда от нее не уезжает, знает о ребятах буквально все. Нашим тренерам такое тоже не помешало бы. А то они отнюдь не всегда знают, когда кто просыпается, что ест, какие у него взаимоотношения дома и т.д.

При Гамбе ребята, с одной стороны, пашут, а с другой - их состояние, в том числе и эмоциональное, очень хорошее, потому что команда довольна своим тренером.

- Читал, что при Гамбе команда триста дней в году проводит на сборах. Вам не кажется, что это, скорее, по-советски, нежели по-европейски? Или это он у нас и перенял?

- Думаю, что Гамба сам по себе такой. Не стоит забывать, что он - олимпийский чемпион, а не просто так тренер. И потом - сбор сбору рознь. Можно ведь создать в команде такой микроклимат, что 300 дней в году будешь находиться на сборах совершенно спокойно. Если же тебя постоянно "долбать", то и куда меньше времени не выдержишь. А при нынешнем тренере двух месяцев отдыха, мне кажется, вполне достаточно.

И знаете, что еще очень важно? Российские тренеры привыкли тащить каждый своего воспитанника, поэтому в команде, бывало, царили разброд и шатание. Гамба же независим, и задача у него одна - результат. Плюс есть контракт, где четко прописана финансовая составляющая в зависимости от этого результата.

А вообще после Олимпиады мы вновь соберемся и обсудим ситуацию с тренерами. Считаю, надо возрождать аттестации специалистов. Вот вы вспомнили про советские времена. А ведь тогда от аттестаций зависело многое, в том числе и материальное положение тренеров. Говорю об этом как человек, который в те годы тренером как раз и работал.

МЕДАЛИСТОМ МОЖЕТ СТАТЬ КАЖДЫЙ

- Чего, на ваш взгляд, не хватает нашему дзюдо, чтобы наконец-то взять олимпийское золото?

- Нам всего хватает. Но - растем мы, растут и другие сборные. Нельзя исключать и элемент случая, накладки с судейством, многие другие детали. В то же время приведу такой факт. На сегодняшний день по рейтингу Международной федерации дзюдо в десятки сильнейших спортсменов мира входят четырнадцать россиян: десять мужчин и четыре женщины. Причем в весовой категории 66 кг сразу два наших спортсмена - Муса Могушков и Алим Гаданов - идут первым и вторым номером с разницей всего в несколько очков. Такого раньше никогда не было. Любой из них может взять золото. А медалистом - стать каждый член команды. Ну а там - как карта ляжет. Посмотрим.

- Почему в этих десятках наших мужчин больше, чем женщин?

- Если объективно, женская часть команды сейчас послабее мужской. Кстати, здесь, на турнире, мы разговаривали с Анатолием Семеновичем (Анатолий Рахлин - главный тренер женской сборной страны, в свое время тренировал Аркадия Ротенберга и Владимира Путина. - Прим. "СЭ"), и он справедливо заметил: почему, мол, мы уделяем женщинам меньше внимания? Я согласился, что следует иначе взглянуть на женское дзюдо. Сегодня, как я смотрю, у нас хорошие девчонки подрастают. Рахлин, надо признать, нашел к ним подход. За последние четыре года женская команда выросла. Так что надо продолжать планомерно работать.

РАНЬШЕ С ТРИБУНЫ МОГЛИ УНЕСТИ

- С 2010 года президентом ФДР является бизнесмен Василий Анисимов. Выбор пал на него именно потому, что он бизнесмен?

- Не сказал бы. Во-первых, Анисимов человек не ангажированный: он не был спортсменом, и у него нет к чему-либо предвзятого отношения. В конце концов, специалистов в дзюдо у нас среди вице-президентов хватает. А во-вторых, Анисимов - хороший организатор, администратор. У него это явно получается. Бизнесмен он или нет - дело в данном случае второе.

- Глядя на финальные схватки "Кубка Поколений", вы в ходе одной из них воскликнули: "Это мой ученик!" Выходит, по-прежнему смотрите на соревнования глазами тренера?

- Сейчас уже в меньшей степени. А раньше переживал так, что вполне могли унести с трибуны - настолько эмоции зашкаливали. Тем не менее тренерские ощущения, конечно, остались.

- А на татами за ветеранов выступить не тянет?

- Если честно, я сейчас больше люблю в хоккей играть. Просто чтобы нормально бороться, надо довольно долго разминаться, да и былые травмы дают о себе знать. Вы сами представьте: какой-нибудь более молодой ветеран возьмет и со всей силы на тебя запрыгнет (смеется). Хотя была бы возможность - вышел бы с удовольствием.

- Вы были жестким тренером?

- Скорее гибким. Дзюдоисты любят строгость и не любят, когда ты уделяешь им мало внимания. Особенно это важно, когда работаешь с юношами. У нас всегда была, с одной стороны, жесткая дисциплина, с другой - справедливое отношение к каждому. Может, поэтому ребята, которых когда-то тренировал, по-прежнему нормально ко мне относятся.

ПРО ЯПОНСКИЙ РЕСТОРАН

- Вы сказали - "гибкий". Правда ли, что примерно то же значение в переводе с японского у слова "явара" - и именно поэтому клуб "Явара-Нева", генеральным директором которого вы являетесь со дня его основания, так называется?

- Да. История довольно известная. Мы с первыми учредителями клуба - Владимиром Путиным, Геннадием Тимченко (ныне - президент ХК СКА. - Прим. "СЭ"), Андреем Катковым сидели в японском ресторане и придумывали название клубу. В какой-то момент решили обратиться за советом к повару-японцу. Он и подкинул слово "явара". Оно из борьбы джиу-джитсу, по сути, - древнего дзюдо. Ну а слово "Нева" пришло само собой, тем более что с "яварой" они созвучны.

- Правда ли, что идея создания клуба принадлежит Путину?

- Да. Он тогда работал руководителем ФСБ в Москве. Как-то звонит мне и говорит: "Есть идея создать клуб по дзюдо, благодаря этому мы сможем помогать нашим ведущим спортсменам". Мне, говорю, идея нравится. Владимир Владимирович продолжает: "Знаешь, кто будет президентом клуба? Я. А генеральным директором? Ты!".

- И что вы на это ответили?

- В такой компании - с удовольствием.

- Воплощать идею в жизнь пришлось в основном вам?

- Мы все делали вместе. При этом надо отдать Владимиру Владимировичу должное в плане отношения к нашему виду спорта: он как был пацаном, с которым мы боролись на татами, когда нам было по 13-14 лет, так таким же и остался. За дзюдо по-прежнему очень болеет душой. Это его родное. В дзюдо во многом и энергию черпает. Невероятная трудоспособность! Правда, Володя и в юности был впереди всех нас: более организованный, более усидчивый, более требовательный к себе. Да и учился лучше.

На татами он теперь выходит чаще, чем я, и все броски делает просто хрестоматийно. Кстати, мы всегда боролись по-разному. Я до дзюдо занимался акробатикой, поэтому мне многое благодаря отработанной координации давалось довольно легко, тогда как Володя всего добивался на татами своим трудом.

- То есть мастер спорта он честный?

- Абсолютно. А как может быть иначе, если ты - чемпион города? Он же еще не был знаменитым политиком. "Подметали" тогда всех одинаково.

- Доводилось ли вам применять свои навыки дзюдоиста в жизни, отстаивая свою честь?

- Ну, мы же росли во дворах, так что использовать кулаки, добывая эту самую честь, приходилось, причем еще до того, как начал заниматься дзюдо. А когда пошел в спорт, заметил такую вещь. Чем крепче духом и телом ты становишься, тем меньше к тебе пристают. Чувствуют, наверное, что не стоит.

- Какую схватку или турнир времен своего спортивного прошлого вы могли бы пересматривать много-много раз?

- Тогда такой видеоаппаратуры, как сейчас, не было, поэтому записей схваток, которые сейчас с удовольствием пересмотрел бы, просто не сохранилось. Был, например, такой тренер Гершов. Он набрал в СКА очень хороших ребят - Кюленина, Покатаева, Суслина. На Союзе их команда была одной из первых, и смотреть на них было очень интересно. Особенно на Суслина: пряменький такой, красиво очень боролся. Особенно передние подсечки его запомнились. А у того же Покатаева сколько здоровья было - настоящий богатырь! Был еще такой борец Боголюбов - невероятно техничный. Я его не застал, но на кассете как раз видел. Но вообще было настолько много ярких ребят и турниров, что какой-то один выделить трудно.

- Вам дзюдо помогает по жизни?

- Конечно! Не только дзюдо - спорт в целом. Потому что формирует характер. У меня и дети все спортом занимаются. Правда, в дзюдо и самбо никто из них не пошел. Младший, например, играет в хоккей, и получается у него, слава богу, хорошо. Уже в Канаду на турнир ездил, несколько голов забил.

- Ваш племянник Борис Ротенберг профессионально играет в футбол. В связи с этим вопрос: нет ли у вас желания приобрести какой-либо клуб? Футбольный, хоккейный, а может быть - баскетбольный?

- Ну кто знает, может, в этом смысле еще все впереди (улыбается). Пусть младшие спортсмены в семье подрастут, а там - посмотрим. Кстати, одно время наша семья была несколько разрозненной, но за определенное время мне удалось ее, что называется, собрать. Теперь семейные дела решать легче. И я считаю - это правильно.

- В случае чего - это будет российский клуб?

- Конечно. Мы никуда уезжать не собираемся - как жили в России, так и будем жить. У нас в стране, конечно, многое еще нужно менять, но все это сделать можно. Главное - иметь на то желание и поменьше сваливать друг на друга. А то мы привыкли, что печь сама ездит, скатерть-самобранка сама накрывает, все сбывается по щучьему велению и так далее. Каждый должен думать, что он может сделать, причем не только сегодня: о будущих поколениях тоже, уверен, помнить надо. Тогда и результат придет.

Один человек, будь это Владимир Владимирович или кто-то другой, этого результата все равно в одиночку не достигнет. Только в команде. Хотя, конечно же, лидер значит для страны очень многое.

- Довольны ли вы работой Национального союза ветеранов дзюдо - молодой организации, Высший совет которой возглавляете?

- Да. Национальный союз двигается в правильном направлении и организован хорошо, во многом благодаря административному опыту его президента - Павла Бальского. То, что мы хотели, - сделали. Создали и поддерживаем сильное ветеранское движение в стране. Сегодня российская сборная по дзюдо среди ветеранов - первая в мире. И это большой успех. Тем не менее медали чемпионатов мира - не главное. Самое важное - это здоровье, общение наших возрастных атлетов.

- 7 апреля в Звенигороде пройдет очередной Международный турнир по дзюдо среди полиции и армии...

- Хорошо, что вы об этом заговорили. Командный турнир по дзюдо среди полиции и армии проводится с 2007 года, и помимо спортивных задач мы благодаря ему решаем и социальные. Ежегодно в рамках турнира оказываем адресную помощь семьям сотрудников силовых структур, погибших при исполнении служебного долга.

Важно и другое. Соревнования впервые пройдут в Звенигороде, где при поддержке НПО "Космос" построена "Академия дзюдо".

Фактически турнир ознаменует открытие многофункционального комплекса, который одновременно станет домашней тренировочной базой для наших сборных и ареной для соревнований любого уровня. Так совпало, что в апреле мы будем отмечать 50-летний юбилей первой международной встречи команд СССР и Франции. Чествование наших уважаемых ветеранов дзюдо, участников этой знаменательной встречи, также состоится в рамках турнира.

Сергей ЦИММЕРМАН
Санкт-Петербург