"Кунфу – спорт, искусство и возможность укрепить дружбу с Россией"

Telegram Дзен
Во время Международного культурного фестиваля кунфу, проходившего недавно в российской столице, интервью "СЭ" дал президент Международной федерации кунфу, основатель Пекинской Шаолиньской школы ушу, посол доброй воли ООН, известный в Китае каллиграф и поэт Фу Бяо.

Вырабатывай привычку быть человеком слова, быть честным.
Вырабатывай привычку не жалеть силы, пота, мыслей, денег.
Вырабатывай привычку быть человеком высоких устремлений и широкой души.
Вырабатывай привычку внимательно общаться с людьми и помогать им с радостью в сердце.
Вырабатывай привычку обладать высокими моральными качествами.
Фу Бяо

ФУ БЯО.

УШУ, КУНФУ, ГУНФУ И ГОШУ

– Предыдущие пять фестивалей кунфу проходили в Пекине. Почему в этот раз выбрали Москву?

– У Китая с Россией близкие отношения. Несмотря на то, что этот вид спорта родился в Поднебесной, он принадлежит всему миру. Наша цель – увеличить число занимающихся, познакомиться с кунфу большее число людей. И, безусловно, укрепить дружбу между нашими двумя странами. Это не просто слова. Есть программа "Великого шелкового пути", пусть кунфу станет одной из областей сотрудничества. Председатель Си Цзиньпин уделяет много вниманию налаживанию отношений с другими государствами, в том числе в рамках упомянутой программы. Было бы здорово создать свой проект "Шелковый путь", посвященный развитию спорта.

Кунфу – единение языка мысли и языка тела. Это искусство эстетики, силы и мастерства. Оно расширяет границы сознания человека, укрепляет физическое здоровье и дух. Развитие уровня культуры в стране способствует укреплению идеологии. В кунфу есть так называемая "концепция трех": идеологии, культуры и духа. Популяризация и развитие кунфу позволяют поднять национальный дух. Идеология определяет мечты, планы и перспективы народа. Сильный духом народ создает сильное государство. Неважно, о чем мы говорим – об отдельно взятой ячейке общества или целой стране. Все строится на "концепции трех".

Хотелось бы верить, что последователи кунфу станут примером для общества, пропагандируя идеологию, занимаясь культурным воспитанием, тренируя дух и работая над техникой. Чтобы в конечном счете повысить ответственность каждого перед обществом. И выстроить систему ценностей. Слова важны, можно много говорить. Но мы прикладываем и реальные усилия. Не только в Китае, но и за рубежом. Потому как конечная цель нашей Международной федерации – очаровать мир красотой кунфу.

– Существуют разные термины – ушу, гошу, кунфу и гунфу, которые звучат по-разному в кантонском диалекте и на путунхуа, официальном языке КНР. По сути это одно и то же?

– Гошу, ушу – это все процесс тренировки. Кунфу или гунфу – это уровень мастерства, которого вы достигаете на определенном этапе. Уи, саньда, тайцзи – существует много разных видов, их все можно отнести к кунфу. И не важно, чем вы занимаетесь. Главное в том, что вы прикладываете усилия. Мы занимаемся не ради соревнований и побед, а стараемся поднять культурный и духовный уровень каждого спортсмена. В Китае принято говорить, что существует 360 разных профессий. И в каждой из них можно достичь своего уровня кунфу – то есть определенного мастерства. Учу каллиграфию – дохожу до какого-то уровня. Это кунфу. Вожу машину, готовлю еду: когда достигаю вершины – это кунфу.

Кунфу – это искусство, которое превосходит умение обычных людей. Что вы не делали бы, самый высокий уровень вашего развития – это и есть кунфу.

– Много разных географических версий происхождения ушу. Какой придерживаетесь вы?

– У него общекитайское происхождение. Ушу родилось более пяти тысяч лет назад. Такова официальная точка зрения. Хотя, на мой взгляд, оно гораздо старше. Что такое ушу или кунфу? В современном понимании – спорт. А раньше люди просто старались выживать. Если ты хотел чего-то добиться, вбить палку, сломать камень, тебе приходилось прикладывать усилия. В те времена это не называлось кунфу.

ФУ БЯО.

"Истинная добродетель благородного мужа – гармоничное пестование своего духа и тела. Путь к этому предопределен древними мудрецами и зовется он кунфу. Наша задача – бережно сохраняя это искусство, постигать его сокровенно-утонченную сущность".
И ГУАНЬ, мастер кунфу, живший в XVIII веке

ШАОЛИНЬ

– Привычная версия: родина ушу – Шаолиньсы, Шаолиньский монастырь.

– Шаолиньский монастырь – это община, где собирались самые талантливые люди. Они умели то, что не могли делать другие. Речь не только о кунфу. Там занимались, например, медициной. Монахи лечили различные болезни. Понятие "кунфу уи" появилось во времена династии Тан (VII – X века нашей эры. – Прим. "СЭ").

Если хотите, Шаолиньская школа – квинтэссенция мастерства. Но формировалось оно не только внутри Китая. Шел культурный обмен с Индией. Приходили люди оттуда, оставались жить в монастыре, демонстрировали свои умения, делились ими с китайцами.

А так кунфу – это не только Шаолинь. Оно происходит из народа. И вовсе необязательно жить в этом монастыре, чтобы его постичь.

В определенное время нашлись те, кто сделал Шаолиньсы отличную рекламу. На его месте мог быть любой другой монастырь.

– Вроде существовал или существует и другой Шаолинь – так называемый южный.

– Ответвлений от Шаолиньского монастыря очень много. Даже слишком много. Мы этому большого внимания не придаем. Есть южный, есть северный... Но в целом это одна школа. И секретов друг от друга нет.

– Известно, сколько китайцев занимаются ушу?

– Примерно 80 миллионов.

– Это много или мало?

– Мало. Конечно, хотелось бы, чтобы как можно больший процент населения увлекся ушу. Однако в современно обществе оно не настолько популярно. Хотя для занятий не требуется никакого дорогостоящего специального оборудования. Можно заниматься где угодно – дома, на улице. В древние времена китайцы это делали, к примеру, у себя во дворе или в конюшне. По сути, можешь обойтись даже без учителя. Если хочешь, тренируйся сам.

– Каким образом?

– По книгам. По видеозаписям. Это все давным-давно доступно. Результат, возможно, окажется не таким, как хочется. Но заниматься можно самостоятельно. Ведь цели у всех разные. Кто-то прибегает к ушу исключительно ради здоровья.

ФУ БЯО.

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

– Чрезвычайно популярна в Китае гимнастика тайцзицюань. Бабушки, делающие ранним утром растяжку на парапете набережной, вызывают умиление.

– Действительно таких людей сейчас очень много. Особенно среди пожилых. Выходят на пенсию, заняться нечем. А встают рано. Вот и собираются вместе. В тех же парках. И укрепляют здоровье. Тайцзицюань больше подходит для старшего возраста. А молодежи посоветовал бы больше изучать шаолиньцюань – "шаолиньский кулак". И его разновидности и стили. Это не только медленные движения, как в тайцзицюань, но и растяжки, силовые нагрузки. У молодых же много энергии.

– Сколько человек занимаются в вашей школе?

– У меня шесть школ в Китае, там свыше десять тысяч учеников. Также сотрудничаю со школами в США, России, Англии, Малайзии, на Украине... Но это больше спортивные клубы, в них, в отличие от Китая, не занимаются с утра до ночи. Точных цифр не назову.

– А в Китае это школы-интернаты, где они живут и учатся?

– Да.

– Каков возраст учащихся?

– От 4 до 16 лет.

– Родители отдают детей в таком раннем возрасте?

– Конечно. Идеальный возраст для начала обучения. К самым младшим пристальное внимание. Не только со стороны учителей ушу, но и других преподавателей и воспитателей. Те, кто старше, могут ездить домой раз в месяц. А маленькие – каждую неделю на пару дней.

Есть такие дети, у кого чересчур много энергии. С ними родители не справляются. Потому и отдают их нам. Другие родители очень любят кунфу и знают, что это такое. Они считают, что оно помогает закалить характер.

– А где вы сами большей частью изучали ушу?

– Непосредственно в Шаолиньском монастыре лет шесть. Приходил-уходил. Бывал и в других монастырях.

– Не возникало желание стать монахом?

– Нет. Никогда. Просто хотел заниматься кунфу.

– Почему не остались в Шаолиньсы на более долгий срок?

– Мне тех лет было достаточно. Моя цель – развивать кунфу. Свои идеи к тому времени уже сформировал.

– А в каком возрасте начали изучать ушу?

– С четырех лет. И продолжаю до сих пор.

Автор интервью и ФУ БЯО.

"Изучающий кунфу движется от того, что имеет форму, к тому, что не имеет и следа, постигая в этом небесном искусстве сокровенно утонченное начало".
ЧЭНЬ СИНЬ, мастер кунфу, живший в XIX веке

"ПЬЯНЫЙ КУЛАК" И "ЖЕЛЕЗНАЯ ГОЛОВА"

– Какой стиль больше нравится?

– Их несколько. "Пьяный кулак". "Железная голова".

– Неожиданно.

– Не так просто разбивать камни головой, как может показаться. Чтобы добиться определенного мастерства, потребовалось очень много тренировок. Есть разные "железные" части тела. Но "железная голова" мне показалась наиболее интересной.

– А сколько времени вы уделяете занятиям?

– Каждый день достаточно трех-четырех часов. Больше не требуется.

– Как долго следует заниматься в детском возрасте?

– Маленьким – часа два. В моей школе ученики тренируются в среднем по четыре часа.

Смысл любого спорта – не в разрушении своего здоровья, а в его укреплении. Когда был молодым, стремился изучить все опасные приемы, старался посоревноваться с самим собой, хотел доказать себе, что могу. Когда появилась своя школа, решил, что детям нельзя давать подобные приемы насильно. Специально мы их ничему такому не учим.

– Государство вкладывает какие-то средства в ваши школы? Занятия в них платные?

– Бюджетных средств нет. Школы частные. Государство начало поддерживать подобные проекты совсем недавно. Но оно может лишь давать льготы детям, субсидировать питание или проезд. Есть бедные семьи, которым выделяется, к примеру, тысяча юаней в год. Конечно, с таких родителей мы денег не возьмем. До 2008 года экономика Китая развивалась не так, как сейчас. В тот период примерно 600-700 детей обучались у нас бесплатно. Сейчас таких все меньше и меньше, потому что родители становятся все более платежеспособными.

Кстати, когда я вышел из Шаолиньского монастыря, в кармане у меня было всего 170 юаней. Приехал в Пекин без стартового капитала. Никакой помощи от государства в тот момент у меня не было. Помогли друзья, помогли те, кого смог заразить моими идеями. И до сих пор опираюсь только на свои силы, не надеясь на государственную поддержку.

Александр БОБРОВ в Шаолиньском монастыре в 1988 году.

ФУТБОЛ – АХИЛЛЕСОВА ПЯТА

– Не обидно, что так много денег в КНР сейчас вкладывают в футбол – вид спорта отнюдь не национальный?

– Футбол – наша ахиллесова пята. Потому решено финансировать его в таких объемах. Понятно, что Китаю не хочется находиться на последних позициях. У нас не делят виды спорта на китайские и некитайские. Потому и развивается все так быстро. Мы хотим быть первыми во всем!

– А может, деньги вкладываются потому, что Си Цзиньпин любит футбол?

– Он и ушу очень любит и занимается им. Ушу вросло корнями в сознание китайцев. Оно не считается чем-то новым и необычным. Периодически интерес поднимается или падает. Футбол требует специальной экипировки, полей, мячей и так далее. А вот для ушу этого ничего не нужно. Может, потому в цифровом исчислении выглядит так, что в футбол вкладывается намного больше. Но, честно говоря, я не так хорошо разбираюсь – ни в нем, ни в том, что происходит вокруг него.

– Как в одном человеке, как вы, сочетаются марксизм-ленинизм (Фу Бяо учился в институте марксизма-ленинизма. – Прим."СЭ"), ушу, каллиграфия, поэзия?..

– Я многим интересуюсь и, как реформатор, обязан изучать процессы развития общества. Интересовался идеями марксизма-ленинизма, взглядами Дэн Сяопина и Мао Цзэдуна. У каждого может быть много хобби, но сколько времени ты им ежедневно уделяешь? В некоторые из увлечений я вкладываю все свое время – в поэзию, каллиграфию, ушу.

– Сколько же вы тогда спите?

– Каждый день 4-5 часов. Раньше переживал – почему сплю так мало. Но как-то посмотрел телепередачу на эту тему. В ней говорилось, что это не проблема, если такого времени достаточно для нормального сна и отдыха. Перестал заставлять себя уснуть. Не могу – иду книги читать, занимаюсь, тренируюсь. Мне нравится вкладывать душу в стихи, в каллиграфию. Приятно, когда людям нравится то, что я делаю.

– В жизни приходилось применять знания ушу? Дрались когда-либо? Били кого-нибудь?

– Можно подраться, защищая женщину. Но в плане подготовки я нахожусь выше обычных людей и обязан сделать все, чтобы не использовать силу. Честно говоря, не могу припомнить, что мне когда-нибудь пришлось размахивать кулаками за пределами ринга. Считаю, что и детей наказывать шлепками тоже неправильно. Лучше от этого не станет ни тебе, ни им. Они ничего не поймут – только обозлятся.

– Это ваше личное мнение? Или так принято считать в мире ушу?

– Философия ушу. Прежде чем приступить к изучению силовых приемов, мы воспитываем духовность.

Александр БОБРОВ в Шаолиньском монастыре в 1988 году.

МЕЧТА – ОЛИМПИАДА

– Каллиграфия – это искусство, живопись, образ жизни?

– Это квинтэссенция культуры. Каллиграфия – часть китайской культуры. Для меня большая радость, когда написанные мной иероглифы люди вешают на стену. Тренировка каллиграфа схожа с занятием ушу.

– Какой любимый иероглиф?

– "У" – первый из двух иероглифов в слове ушу. Этот иероглиф в моем исполнении везде печатают. Деньги? Денег за это не беру. Никогда.

– Кто вас назвал китайским Путиным?

– Друзья. Окружающие. Сказали, что похожу на него. Не внешностью – поведением.

– Есть желание сделать ушу олимпийским видом спорта?

– Это мечта каждого из нас. И моя самая большая мечта. Много усилий прилагаем, чтобы она осуществилась. Между прочим на показательных выступлениях во время Олимпиады-2008 свое мастерство демонстрировали как раз наши ученики ("А сам Фу Бяо написал слова к песне "Олимпийский Китай", к гимну Игр", – добавила переводчица).