Неделю назад мы рассказали о "марихуановом скандале", в результате которого пожизненные дисквалификации были наложены на ведущих борцов профессионального сумо – россиян Сослана и Батраза Борадзовых. Сегодня речь пойдет о других громких историях, имевших место в последние годы.
Бутылками по голове
29 июня 2007 года трагически оборвалась жизнь скромного японского юноши Такаси Сайто. 17-летний борец, успевший получить псевдоним Токитайдзан, отнюдь не горел желанием пройти по нелегкой стезе сумоиста. Напротив, парня привлекали куда более приземленные ценности. Но, как это зачастую бывает, выбор за сына сделали родители.
Полуказарменные борцовские будни легли на Сайто непосильной ношей. Новичок, зачисленный в школу профессионального сумо, на первых порах выполняет функции, сходные тем, что возлагаются на зеленого солдата. Такаси Сайто дважды убегал из борцовского общежития, но оба раза под нажимом упертых родителей был вынужден вернуться. После второй из отлучек тренер школы приказал старшим ученикам проучить нерадивого спортсмена. А те, как водится, восприняли слова своего наставника слишком буквально.
Если верить японской прессе, Сайто был подвергнут регулярным избиениям с применением бейсбольных бит, деревянных палок и пивных бутылок. Ну а в свободное от побоев время опального юношу заставляли бороться, бороться и бороться. До изнеможения. Неудивительно, что все закончилось плачевно: в ходе тренировки Сайто потерял сознание и позже скончался в больнице. На скорую руку смерть борца списали на сердечный приступ, однако проведенное по просьбе семьи погибшего вскрытие указало на многочисленные травмы от побоев.
- Если воспитанник окончательно довел учителя, тот может взять палку и шлепнуть ученика по заднице. По лицу не бьют никогда, - рассказывал в интервью "СЭ" Батраз Борадзов. - Парень, который погиб, изначально не хотел заниматься сумо, оно ему было неинтересно. Как-то раз Сайто втихаря курил на балконе и окурком попал на балкон соседнего дома, жильцы которого пожаловались в клуб. Виновника быстро вычислили. После чего ояката (тренер. - Прим. Д.О.) этого сумоиста и старшие борцы начали его откровенно гонять и в один прекрасный момент просто не рассчитали силы. Они, конечно, переборщили: стали прямо во время тренировки бить парня бутылками по голове. Когда юноша потерял сознание, другие борцы оттащили его в ванну, окунули. Но откачать его так и не удалось.
Не факт, что учитель призывал снова и снова бить парня. Но так заведено, что ученик выполняет указание своего ояката до тех пор, пока тот не прикажет остановиться. Учитель в это время мог сидеть и читать газету, а его ученики продолжали издеваться над несчастным.
...Единственный на сегодня россиянин в высшем дивизионе профессионального сумо Алан Габараев в разговоре с автором этих строк был более категоричен.
- Тот случай произошел по вине тренера, - констатировал Габараев. - Сайто был еще очень молодым, физически неокрепшим борцом. И старшие его загнали. Отношения "старшие - младшие" и в моем клубе, конечно, присутствуют. Но у нас нет открытой дедовщины. До рукоприкладства не доходит. При этом надо помнить, что слово тренера - закон...
Остается добавить, что к разным условным срокам тюремного заключения были приговорены борцы Акиютака, Дото и Токиомара, в то время как бывший тренер Футацурю, продолжавший возглавлять школу до 5 октября 2007 года, получил реальный срок: он сел на пять лет.
И тогда он купил гору
Имя великого чемпиона из Монголии Асашорю известно далеко за пределами профессионального сумо. Выдающийся спортсмен, к 29 годам Долгорсурен Дагвадорж сумел зарекомендовать себя как щедрый меценат и общественный деятель, однако не избежал и сомнительной славы скандалиста. Летом 2007 года, к примеру, Асашорю стал первым в истории йокодзуной, временно отстраненным от участия в турнирах.
Сославшись на травму, Асашорю под предлогом лечения вылетел в Улан-Батор, где принял участие в благотворительном футбольном матче и даже забил гол. Заметим, что Асашорю, заядлый футбольный фанат, гордится личным знакомством с такими звездами, как Кака, Бекхэм и Зидан. Ну а наказанием за демарш послужила четырехмесячная дисквалификация. Это, как стало понятно позднее, был только первый звоночек.
В начале февраля нынешнего года, пребывая в расцвете карьеры, Асашорю под нажимом общественности был вынужден завершить свой спортивный путь. К тому моменту на счету монгола было уже 25 кубков императора, вручаемых за победы на классических супертурнирах года - басё. Асашорю, крайне амбициозная и талантливая личность, был совсем не против того, чтобы побить "вечный" рекорд по количеству выигранных турниров: у давно завершивших свои славные карьеры великих чемпионов Тайхо и Тиёнофудзи титулов-то не намного больше - 32 и 31 соответственно. А ведь Асашорю, как виделось совсем недавно, мог бы еще выступать и выступать.
Увы, его, как и многих, сгубила тяга к выпивке. 16 января сего года в 4 часа утра, аккурат в разгар Хацу басе, Асашорю, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, сломал нос владельцу ресторана и затем насильно удерживал его в своем автомобиле. По крайней мере, так гласила официальная информация.
Невероятно, но пострадавший согласился пойти на мировую и отозвал свое заявление в полицию, однако подробности инцидента стали известны журналистам. Специальная комиссия, созданная советом директоров Всеяпонской ассоциации сумо для расследования происшествия, пыталась собрать доказательства невиновности борца, однако не смогла спасти обладателя высшего иерархического звания. Когда руководителям ассоциации сумо стало ясно, что "автомобильное дело" не удастся спустить на тормозах, великому чемпиону было предложено добровольно сложить свои полномочия.
Асашорю были организованы пышные проводы, а общая сумма выходного пособия составила почти 2 миллиона долларов. Часть этих денег, что неудивительно, Асашорю намеревается вложить в развитие горнолыжного курорта в Монголии.
Как уже сообщал "СЭ", недавно принадлежащая Асашорю компания купила гору неподалеку от Улан-Батора.
Дмитрий ОКУНЕВ