Газета Спорт-Экспресс № 37 (2233) от 18 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 6

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 февраля 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ЦЫМБАЛАРЬ

Один из экс-тренеров нашей сборной рассказал мне такую историю. В 1996 году в разгар чемпионата Европы в Англию приехал Дино Дзофф, работавший тогда в "Лацио". Целью визита прославленного в прошлом вратаря была покупка Ильи Цымбаларя, блиставшего в российской команде. Дзофф разыскал полузащитника и предложил великолепные условия контракта. А в ответ услышал, что Цымбаларь с удовольствием готов продолжить карьеру в "Лацио". Но с одним условием: с ним на Апеннины должен отправиться его друг Юрий Никифоров. "Без Юры не поеду", - категорично сказал Цымбаларь.

"Что?! - изумился Дзофф. - Помилуйте, я ведь вас не в хоккейную команду приглашаю - в футбольную. Здесь пятерками не играют". После чего развернулся и уехал. Навсегда.

История кажется забавной, не так ли? Только не Цымбаларю, который оказался сегодня в крайне непростой ситуации. Будем откровенны: один из лучших игроков в истории российского футбола по большому счету не нужен сейчас ни серьезным западным клубам, ни, увы, команде, символом которой считался, - "Спартаку". А ведь еще два года назад за ним вели охоту селекционеры и тренеры европейских грандов.

Кстати, условие Цымбаларя, так шокировавшее Дзоффа, был готов выполнить в том же 96-м "Нант". Воодушевленные выступлением лидеров "Спартака" в еврокубках французы проявляли огромный интерес и к Цымбаларю, и к Никифорову. При этом полузащитник, по словам спортивного директора "Нанта" Робера Будзински, должен был заменить перешедшего в марсельский "Олимпик" Педроса. И вновь ничего не получилось. "Выяснилось, что за Цымбаларя и Никифорова просят просто-таки немыслимые деньги, - сказал тогда Будзински в интервью "СЭ". - У них были странные посредники, и неясно, какой "навар" они хотели получить. Их цена? 45 миллионов франков (9 миллионов долларов - бешеная по меркам трансферного рынка того времени сумма. - Н. К.).

А затем произошло то, к чему должен быть морально готов каждый футболист: Цымбаларь серьезно травмировал колено. Повреждение переросло в хроническую травму - именно из-за нее спартаковец после окончания сезона-97 не уехал в мадридский "Реал". Можно понять и испанцев, которые не решились приобрести пусть и классного, но прошедшего через две серьезные операции игрока.

Увы, сейчас Цымбаларю пришлось резко понизить планку притязаний. В "Торпедо" и "Крылья" его приглашают. А вот в "Реал" - уже нет. Минувшим летом в интервью "СЭ" полузащитник сообщил, что готов уехать и в один из турецких клубов - "Бешикташ" или "Трабзонспор". То есть туда, где платят немалые, по нашим меркам, деньги. Контракт с лидерами турецкого первенства по каким-то причинам сорвался, и тогда возник вариант с аутсайдером. "Позвонил Игорь Добровольский и сказал, что со мной хочет договориться одна из команд, название которой не помню, - говорит Цымбаларь. - Причем на очень хороших условиях. Я поинтересовался, какое место она занимает. Когда услышал, что четырнадцатое, поблагодарил за внимание и отказался". Отмечу: ранее Цымбаларь отверг предложения греческого АЕКа и израильского "Маккаби" из Хайфы.

Можно понять амбициозного игрока, который не захотел растрачивать талант в средних клубах. Но вот беда: Цымбаларь так и не нашел пока нового места работы. Говорят, им интересуются нескольких японских команд, представители которых вроде бы на днях прилетят в Москву на переговоры. Даже если это так, не будем забывать: Япония не относится к числу ведущих футбольных держав. И еще. Раньше в Стране восходящего солнца платили игрокам с именем огромные деньги. Но после недавнего азиатского кризиса сказочных гонораров в японских клубах нет.

Обидно. И прежде всего за самого Цымбаларя. Кто знает, как сложилась бы его карьера, прими он предложение Дзоффа...

ВЕРЕТЕННИКОВ

Уникальный случай: восемь лет тренеры чуть ли не всех российских клубов вынуждены были решать проблему Веретенникова. Если судить по статистике - так и не смогли. Олег Веретенников забил в матчах чемпионата страны 141 гол. Вполне достойный, казалось бы, показатель, чтобы привлечь внимание Европы. Никто в России не был шокирован, когда два года назад президент "Ротора" Горюнов объявил стоимость трансфера бомбардира - 5 миллионов долларов.

Только вот на Западе этой суммы не поняли. Это в России Веретенников - суперзвезда, а за кордоном его по большому счету не знали. В самом деле: за сборную футболист так и не заиграл, в еврокубках засвечен почти не был. Опытный бизнесмен Горюнов отдавал себе, конечно, отчет в бесперспективности затеи. Возможно, даже специально хитрил, желая сохранить в команде любимого футболиста. Или это был чистой воды PR: благодаря ему представители европейских клубов должны были узнать о существовании в России суперснайпера: не зря же его ценят так высоко!

Но, по всей видимости, в какой-то момент Горюнов даже самого себя убедил, что Веретенников должен уехать именно за пять миллионов - и ни центом меньше. Президент не почувствовал: наилучший момент для продажи атакующего хавбека уже позади. Надо было заниматься этим в 95-м, когда "Ротор" сумел пробиться в 1/16 финала Кубка УЕФА, оставив за бортом "Манчестер Юнайтед", а лидер волгоградцев забил гол самому Шмейхелю. "Тогда ко мне проявил серьезный интерес один из английских клубов, - вспоминает Веретенников. - Но иностранный футболист, претендующий на рабочую визу в Англии, должен провести определенное количество игр за сборную. В общем, все закончилось тем, что через некоторое время представители той команды сообщили: им так и не удалось добиться разрешения на мой переход".

Веретенников тогда не очень сильно расстроился. Он не сомневался: если не в этом году так в следующем все равно окажется в Германии или Испании. Так бы, наверное, и произошло, если бы интересы игрока представлял грамотный агент с хорошими связями в Европе. Увы, такого у Веретенникова не было. И нет до сих пор. "Это дело вкуса: кто-то работает с агентом, кто-то - с близкими ему по духу людьми, - утверждает футболист. - И лично я благодарен тем, с чьей помощью оказался в "Арисе".

"Арис" - середняк чемпионата Греции. В этом клубе Веретенников выступает на правах аренды с января. Ориентировочная стоимость трансфера - не более 300 тысяч долларов. "Пока меня в Салониках все устраивает, - говорит легионер. - Греки приняли как родного, помогли решить все бытовые проблемы. Играю я, правда, пока мало, но ведь это только пока. Что же касается чемпионата Греции, то он, похоже, немного посильнее российского первенства. При этом в матчах, которые я видел, крайне амбициозный "Арис" превосходил соперников по игре".

Но, конечно, "Арис" - совсем не тот клуб, о котором мечтал в свое время главный российский снайпер. "Стараюсь сейчас относиться к своей карьере философски, - рассуждает полузащитник. - Да, в свое время я не смог попасть в какую-нибудь суперкоманду. Так что теперь убиваться из-за этого? Я ведь и сейчас не намерен отказываться от давней мечты - поиграть в каком-нибудь сильном европейском чемпионате. А Греция может стать для меня чем-то вроде стартовой площадки".

При этом Веретенников не исключает, что рано или поздно вернется в "Ротор". Все зависит от того, будут ли на тот момент волгоградцы конкурентоспособны в сравнении с лучшими клубами нашего первенства. "Вы тоже считаете, что я ошибся, уехав за границу так поздно? - спрашивает Веретенников. - Но разве я мог уйти из любимой команды, не осуществив главную мечту - выиграть с ней золото чемпионата России? Мы ведь дважды были так близки к этому! Очень надеюсь, что судьба предоставит мне с "Ротором" третий шанс. Тогда сделаю все, чтобы его не упустить".

Срок аренды у Веретенникова заканчивается 30 июня. А еще через полгода ему исполнится 31...

ПЯТНИЦКИЙ

Одна из самых великолепных и одновременно трагичных фигур в истории российского футбола. Лучший бомбардир Кубка кубков-92/93 мог рассчитывать на очень солидный контракт в Англии или во Франции. В 1994 году его был готов приобрести "Монако". Все испортила тяжелая травма ноги. Из-за этого Андрей Пятницкий по собственному желанию ушел и из главной команды своей жизни. "Быть в "Спартаке" и не играть в полную силу - нонсенс, - утверждает футболист. - А я понимал, что эта треклятая травма не позволяет мне показывать все, на что способен. Болельщики приходили на стадион, чтобы увидеть прежнего Пятницкого. И уходили разочарованными. Было очень больно во время матча слышать их свист".

В 1997 году Пятницкий оставил попытки вернуться в большой футбол. "Не было счастья, да несчастье помогло, - говорит он. - Наконец-то я смог вернуть долг своим близким и посвятить себя семье". В последнее время Пятницкий играет в футзальном "Спартаке". А большинство его одноклубников начала 90-х - Карпин, Черчесов, Бесчастных, Попов, Радченко - в испанских и других зарубежных командах.

"Для любого футболиста трагедия, если в 27 лет он вынужден завершить карьеру, - говорит Пятницкий. - Не скрою, и мне было очень больно. Но с другой стороны, не я первый - не я, к сожалению, и последний. Вспомните ван Бастена - он ведь тоже в 27 лет сломался, да так и не смог восстановиться. Дай бог, чтобы другим футболистам не суждено было повторить наш путь!"

ТИХОНОВ, ЧУГАЙНОВ И К°

В России не так уж много футболистов, представляющих интерес для серьезных зарубежных клубов. Титов, Смертин, Семак, Варламов, Нигматуллин, Тихонов, Чугайнов - кто еще? Да, эта семерка - наше национальное достояние, их отъезд, нет сомнения, мог бы стать ударом по российскому чемпионату. Но, с другой стороны, тем же Титову и Смертину, которые уже успели проявить себя на международной арене, выступление за элитный клуб одного из чемпионатов так называемой "большой пятерки" - Италии, Испании, Германии, Франции или Англии - безусловно, пойдет на пользу.

Смертину, считают специалисты, не стоит отказываться от предложения "МЮ" - если, конечно, оно последует, да еще и подкрепленное личной просьбой сэра Алекса Фергюсона. В плюсе окажутся все - сам Смертин, "МЮ", "Локо", тренеры сборной России. Семин наверняка сумеет разумно распорядиться огромными деньгами, которые получит "Локо" за трансфер. А руководители сборной со временем будут располагать игроком, имеющим бесценный опыт выступлений в одной из лучших команд мира.

То же можно сказать и о Семаке, Варламове, Нигматуллине. Но - года через два-три. Чтобы попасть в действительно классную команду, всем им надо постоянно проявлять себя в матчах еврокубков и в играх за сборную.

А вот для Чугайнова зарубежная карьера перестала, видимо, с каких-то пор быть самоцелью. "Раньше я хотел уехать, сейчас - нет, - говорит он. - Здесь моя страна, в которой живут близкие мне по духу люди. Зачем, скажите, что-то менять, если все и так идет хорошо?"

Так же до недавнего времени думал и Тихонов. Но печальная история трехдневной давности круто изменила настроение спартаковца. "Хватит с меня! Уеду!" - с горечью воскликнул он в интервью корреспондентам "СЭ".

Может, и действительно уедет. Жаль, конечно. Остается верить, что Андрею будет сопутствовать удача - хотя бы там...

Никита КИМ