ФУТБОЛ |
EURO-2004. ОСТАЛОСЬ 3 ДНЯ |
ЗА ЗАЩИТУ СБОРНОЙ ОТ ТЕРРОРИСТОВ И ХУЛИГАНОВ
ОТВЕЧАЕТ ПОЛКОВНИК МВД
Бригада "СЭ" передает из Португалии |
Максим КВЯТКОВСКИЙ, Игорь РАБИНЕР |
из Виламоуры |
20 тысяч полицейских. 3 тысячи сотрудников криминальной полиции. 4 тысячи стюардов на стадионах. 4,5 тысячи волонтеров. По 30 спецагентов, неотлучно находящихся при каждой из 16 сборных. Все эти люди призваны обеспечить безопасность участникам и гостям Euro-2004.
Чтобы не допустить на свою территорию террористов, Португалия более чем на месяц вышла из Шенгенских соглашений. На спокойствие команд и болельщиков потрачено 800 миллионов евро. Потрачено, отметим, не зря: не так давно в Англии была опубликована сенсационная книга-расследование - речь в ней о том, как спецслужбам за полгода до ЧМ-98 во Франции удалось раскрыть один из самых страшных замыслов "Аль-Каиды".
Тогда злоумышленники на полном серьезе планировали убийство ведущих игроков сборной Англии во время их первого матча с Тунисом, расстрел сборной США в отеле, где располагались американцы, угон самолетов (подобный тому, что три года спустя был осуществлен в Нью-Йорке), причем один из лайнеров должен был врезаться в химзавод. К счастью, всем этим кошмарным планам не суждено было осуществиться.
Любое крупное международное соревнование - лакомый кусочек для международного терроризма. Euro-2004 - не исключение. Кроме того, в Португалию собираются прибыть хулиганы из разных стран: их "активность" также необходимо пресечь. А потому у каждой сборной здесь, на чемпионате, есть человек, должность которого - "офицер по безопасности".
В сборной России это ответственное дело поручено Юрию Жмурко. Он приятен в общении, вежлив и улыбчив. На интервью для "СЭ" пошел охотно - да и вообще, в отличие от своего предшественника на ЧМ-2002 в Японии, хорошо относится к прессе, понимая, что мы со сборной делаем общее дело. Рассказ офицера Жмурко (кстати, одет он в футболку с символикой национальной команды) получился, на наш взгляд, крайне познавательным.
ТЕЛЕФОННЫЙ ТЕРРОРИСТ ОКАЗАЛСЯ ПСИХОМ
- Как случилось, что вы стали офицером по безопасности сборной России?
- Российский футбольный союз направил запрос в силовые структуры, в частности в МВД: мол, просим откомандировать человека, который мог бы решать вопросы обеспечения безопасности сборной - в первую очередь во время международных матчей и турниров. МВД командировало меня, и с апреля 2003 года я официально работаю в РФС. Начиная с матча против Швейцарии в Базеле, езжу со сборной на все ее выездные игры, а во время сборов в Бору нахожусь там практически неотлучно. Задача обеспечить безопасность футбольной команды, как и всех элитных спортсменов России, поставлена руководством страны.
- Работу в футболе вы совмещаете со службой в МВД? И, если не секрет, каковы ваши должность и чин?
- Безусловно, совмещаю. О должности говорить не хотел бы. Что же касается чина, то я старший офицер. Настоящий полковник (улыбается).
- В апреле 2003-го, когда вы приступили к работе, состоялся повторный матч сборной в Грузии. Там, где во время предыдущего приезда российской команды осенью 2002-го творилось бог знает что. Вокруг переигровки не было эксцессов?
- Были. За пять-шесть дней до вылета команды в Тбилиси в РФС раздался звонок, и неизвестный с кавказским акцентом заявил: самолет сборной, вылетающей на игру, может быть взорван.
Реакция с нашей стороны была мгновенной: по согласованию с руководством МВД и первыми лицами РФС мы тут же начали расследование. Установили, откуда был звоночек, и вычислили его автора. Оказалось, что ничего серьезного в его угрозе не было - человек психически нездоров, состоит на учете в одной из московских психиатрических лечебниц. Начитался прессы на криминальную тему, и у него разыгралась фантазия. Мер по его задержанию было решено не применять - хватило разъяснительной беседы. Впрочем, для того, чтобы подстраховаться, за два дня до вылета мы взяли самолет под особый контроль.
- Стоят ли какие-то задачи непосредственно перед вами при организации краткосрочных поездок сборной в другие страны?
- Во-первых, я отвечаю за то, чтобы не было накладок во время переезда команды из Бора во Внуково. Это и сопровождение автобуса, и согласование действий с ГИБДД и другими службами. В аэропорту надо в кратчайшие сроки пройти процедуру оформления документов и пограничного контроля, и это тоже согласовывается заранее. За год с лишним не было ни одной серьезной проблемы. Даже в банальные пробки не попадали.
ТЕРАКТЫ В ИСПАНИИ ЗАСТАВИЛИ ПОРТУГАЛЬЦЕВ МОБИЛИЗОВАТЬСЯ
- Перед Португалией у вас не появлялось информации, подобной той, что была накануне Тбилиси?
- Подготовка к чемпионату Европы с точки зрения безопасности началась за семь-восемь месяцев до турнира. Иного и не могло быть: Euro - это крупное международное, а значит, отчасти политическое событие. Будет колоссальный наплыв болельщиков - по предварительным прикидкам, ожидается около миллиона туристов. И это при том, что ситуация с безопасностью в мире продолжает всех тревожить.
Сразу стало ясно, что подход у португальцев ко всем сборным одинаков - не сказать, что какой-то сборной они уделяют больше внимания, какой-то - меньше. Все равны, несмотря на то, сколько у той или иной команды офицеров по безопасности. Например, Англия и Германия привезут около двух-трех десятков специалистов, которые будут заниматься только вопросами безопасности.
- У сборной России вы один?
- На сегодняшний день - да. Но через три дня (наша беседа проходила в понедельник. - Прим."СЭ") ожидается приезд в Португалию совместной группы из представителей МВД и спецслужб России, которым будут приданы определенные силы из числа наших местных коллег. При этом отмечу: тем, что уже сегодня есть на территории, где размещается команда, я вполне удовлетворен. Пока португальцы работают адекватно.
- О жителях этой южной страны существует стереотип, что они несколько беспечны. Не опасаетесь, что португальцы не выполнят те обязанности, которые взяли на себя?
- Ранее подобные опасения были. Мы докладывали руководству МВД, информировали шефов РФС, что такая проблема существует. Дело в том, что у Португалии нет серьезного опыта проведения крупных международных мероприятий, была только в 1998 году всемирная выставка - и больше ничего. Тогда они были вынуждены запрашивать помощь у американцев, греков...
Но недавние трагические события в Испании не только шокировали португальцев, но и предельно их мобилизовали. Здесь поняли, какую опасность представляют террористы. Честно говоря, не ожидал, что к моменту приезда нашей сборной все здесь будет организовано так строго и педантично. Полагал, что окажется немножко повольготнее. Но пока ни малейших нареканий с нашей стороны нет. К Euro-2004 португальцы подошли во всеоружии.
- Служебные собаки на базе сборной, конная полиция вокруг нее - все это заранее согласовывалось с российской стороной?
- Да. В соответствии с регламентом УЕФА в марте я выезжал в Лиссабон и Фару, тогда же принимал базу. В столице Португалии было несколько совещаний, на которых присутствовали не только штатные офицеры по безопасности, но и представители силовых структур, правоохранительных органов. В Лиссабоне и Фару я с коллегами посмотрел стадионы, где сборная будет проводить игры, обследовал и раздевалки, и подтрибунные помещения. Ознакомился с системой безопасности, которая будет функционировать по внешнему и внутреннему периметру стадионов и за их пределами. Организаторы все показали достаточно четко.
БЕСПОКОИТ ПЕРЕЕЗД ИЗ ВИЛАМОУРЫ В ЛИССАБОН И ОБРАТНО
- Были ли в плане португальцев какие-либо уязвимые места?
- На сегодняшний день меня с точки зрения безопасности беспокоит один аспект. Когда мы находимся на базе в "Браунc клаб" - все нормально, и, кстати, если сборная выйдет из группы, то никуда переезжать отсюда, по всей видимости, не будет. Но самой уязвимой традиционно считается дорога. Поэтому есть некоторые опасения относительно 260-километрового переезда в канун матча с Португалией из Виламоуры в Лиссабон, а после его окончания - обратно. Команда во время таких путешествий всегда находится в одном автобусе, но есть еще и официальная делегация. Впрочем, португальская сторона заверяет, что проблем не возникнет.
- Она как-то конкретизирует свои заверения?
- Да. Всю дорогу нас будут сопровождать автомобиль дорожной полиции и две машины полиции криминальной - с сотрудниками, которые уже работают в "Браунc клаб" и за три дня успели выучить многих игроков по именам. Пока я работой этих людей доволен.
- Проверять стадион "Алгарве", где мы сыграем с испанцами, вы отправитесь до того, как туда приедет команда?
- Только если в этом возникнет необходимость. Система, созданная на стадионах, позволяет сборным чувствовать себя в безопасности. Причем эта система достаточно подвижна и оперативна. По плану, если поступит какая-либо срочная информация, я либо сам в любое время могу уехать с базы, посмотреть любой объект и внести коррективы, либо дам указание своему коллеге. Он, в свою очередь, даст команду кому следует - и на место выедет опергруппа, проверит все необходимые точки, в том числе и с собаками, - например, на предмет закладки самодельных взрывных устройств.
- С точки зрения безопасности хорошо, что вокруг стадиона в Фару ровным счетом ничего нет?
- Хорошо. Дело ведь еще и в том, что стадион новый - а на только что открытых аренах обеспечение безопасности не может быть отработано на сто процентов. Расположение стадиона в Фару снимает эту проблему, да и вообще меры, принятые на территории арен, чрезвычайно строги. На каждом стадионе Euro-2004 существует трехуровневая система безопасности. На дальних подступах - первый кордон. Именно там, если понадобится, будут пресекаться попытки проникновения к стадиону тяжелой техники со взрывчаткой. На средних подступах пойдет отсев людей либо с фальшивыми билетами, либо в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Третий кордон - перед непосредственным проходом на стадион.
ИГРОКОВ ОХРАНА НЕ РАЗДРАЖАЕТ
- Сколько сотрудников охраны постоянно находится внутри нашей базы в "Брауне клаб", сколько - вокруг нее?
- Охрана нашей базы осуществляется круглосуточно. Единовременно задействовано порядка 20 человек, работают по восьмичасовому графику. Здесь есть и представители криминальной полиции, и жандармерия, и местный вариант ОМОНа - 8 - 10 сотрудников, которые в случае каких-то происшествий (скажем, прорыва посторонних лиц на территорию базы для диверсионной деятельности) могут оперативно на это среагировать и достойно встретить.
- Служебные собаки тоже постоянно при сборной?
- Да, их содержат неподалеку от "Браунc клаб". Есть команда кинологов, которые работают каждый день - с 7 утра до полуночи. Собаки сориентированы в первую очередь на взрывчатку.
- Игроки и тренеры не жалуются на обилие охраны?
- Может, в первый день усиленные меры безопасности и бросались им в глаза. Но с тех пор я не раз разговаривал с игроками и тренерами сборной, и они заверяли, что их ничто не раздражает. Все относятся к таким мерам с пониманием, психологически они футболистов не тяготят.
- Игрокам не рекомендуется покидать базу - или это категорически запрещено?
- Вообще-то у нас жесткий режим. Официально не запрещено, но, откровенно говоря, и не рекомендуется. Все вопросы, связанные с выходом игроков за пределы базы, решаются руководством по согласованию со мной. Скажем, вы беседовали с Сергеем Овчинниковым - но до того меня поставили в известность, что у него будут брать интервью. При этом дальше, чем в импровизированный пресс-центр, футболистам выходить нельзя.
Все вопросы выезда куда-либо, даже на полчаса-час, мы должны согласовывать - это уже пожелание принимающей стороны. На португальцах вся ответственность, и потому они ко всему относятся чрезвычайно щепетильно. Если даже один человек без разрешения уйдет за пределы базы, они начнут сильно волноваться. Все процедурные вопросы, начиная с ежедневного расписания, согласовываются с представителями УЕФА и португальской стороны.
- В воскресенье сборная планировала провести открытую тренировку, но наш коллега Жозе Аугушту, ныне осуществляющий взаимодействие сборной России и УЕФА, выразил сомнение: мол, извещать о таких тренировках каждая команда должна не менее чем за 48 часов. И на следующее утро открытое занятие действительно отменили.
- Так и есть: требование о 48 часах на самом деле существует.
- Как осуществляется взаимодействие со службами безопасности УЕФА?
- От них на нашей базе есть представитель. В случае каких-то спорных вопросов он связывается со своим руководством и получает указания. Если же у нас возникают какие-то пожелания, скажем, увеличить количество сотрудников охраны, перекрыть что-то на пути следования команды, либо когда возникает необходимость уехать на какое-то непредвиденное мероприятие, мы через этого представителя передаем наши просьбы и в течение двух-трех часов получаем добро.
- Если Георгий Ярцев или Вячеслав Колосков захотят покинуть территорию базы, с ними в обязательном порядке последует охранник?
- Только если они сочтут это нужным. Естественно, руководители чувствуют себя немножко свободнее игроков - у них могут быть встречи по линии РФС, УЕФА и т.д. Тем не менее проинформировать меня об отъезде и его приблизительном времени они должны в любом случае.
- Ярцев уже выезжал с территории базы?
- Нет.
- И не собирается?
- До первого матча, могу сказать точно, - нет. Если, конечно, исключить тренировку сборной 11 июня на "Алгарве".
СОТНЕ ХУЛИГАНОВ ИЗ РОССИИ ВЪЕЗД В ПОРТУГАЛИЮ ЗАКРЫТ
- Не было ли каких-то конкретных сигналов о возможных терактах - не только в отношении сборной России, но и других команд?
- Были. Поэтому вся правоохранительная система Португалии, все ее спецслужбы работают по полной программе. О конкретике, сами понимаете, говорить вам не могу. Со службами безопасности других сборных у нас поставлена работа по обмену информацией, плюс к этому нас подпитывают данными с родины. В правоохранительных органах России созданы специальные аналитические подразделения, которые получают все данные о событиях, касающихся Euro-2004. Эта информация стекается из различных регионов, суммируется и передается нам. И мы тут же принимаем решение, как поступить.
- Есть ли гарантии, что на чемпионате Европы не смогут порезвиться хулиганы из стран-участниц?
- Стопроцентных гарантий, конечно, быть не может, но португальской стороне передана большая картотека на хулиганов, которые могут организовать беспорядки. В том числе и из России.
- Сколько же россиян в этом списке?
- Насколько я знаю, порядка 100 - 120 человек.
- Они смогут въехать в Португалию?
- Нет, их будут отсекать сразу же, на границе.
- Изучался ли в российских правоохранительных органах список людей, которые купили билеты на матчи первенства Европы?
- Изучался. И не только по нашей инициативе. Это требование УЕФА. В соответствии с этим требованием всех, кто имеет на руках билеты на матчи Euro-2004, необходимо проверять на наличие уголовного прошлого, судимостей, в том числе и в результате участия в беспорядках, связанных со спортивными событиями.
- Но ведь билеты не обязательно покупают те, кто в действительности пойдет на матч!
- Конечно. Но, уверю вас, мои коллеги из МВД сделали все, чтобы такие люди не попали в Португалию. В министерстве внутренних дел созданы подразделения, которые курируют исключительно футбольную тему. Есть они и в главном управлении уголовного розыска, и в главном управлении общественного порядка...
- И все же вы опасаетесь, что наши могут в Португалии, мягко говоря, побузить? Ведь фанатская тематика последних лет в России весьма актуальна.
- По менталитету наши, полагаю, несколько отличаются от тех же англичан. За рубежом они не устраивают каких-то масштабных акций. Но мы хорошо помним события, которые происходили внутри России. Скажем, погром на Манежной площади в 2002 году во время трансляции матча Япония - Россия. Это крайне тревожный фактор, и очень не хотелось бы, чтобы наши болельщики схожим образом негативно отличились в Португалии. Потому что это бросит тень на Россию.
ПИВО В СТЕКЛОТАРЕ НА МАТЧИ НЕ ПРОНЕСЕШЬ
- Возможно, и трансляцию матчей на больших экранах теперь в России запретят?
- Вопрос, насколько знаю, пока прорабатывается, но запрещать, наверное, не совсем правильно. Такими мерами добиться улучшения ситуации невозможно - просто надо разумно и четко готовиться к каждому подобному мероприятию. Вспомните: следующую игру нашей сборной на чемпионате мира, против Бельгии, тоже транслировали на большом экране, и никаких проблем не возникло.
- А пиво в стеклотаре перед матчами Euro-2004 будут продавать?
- Пиво, как и любой другой напиток, в стеклотаре по регламенту УЕФА около стадионов в Португалии вообще продавать не станут. Кроме того, есть определенный список предметов, которые нельзя проносить на территорию арен. Это, к примеру, колющие зонтики, ножи, разного рода баллончики, файеры, петарды, другие вещи подобного рода. Отбирать будут даже фотокамеры - естественно, если это не касается аккредитованных представителей средств массовой информации.
ОПАСНОСТЬ МОЖЕТ ГРОЗИТЬ С МОРЯ
- За рубежом была опубликована (а у нас - переведена) книга о том, как "Аль-Каида" собиралась сорвать чемпионат мира-98 во Франции. Извлекли ли из этого расследования какие-то уроки в России?
- Все, что касается футбольной тематики, в системе МВД отслеживается. Создан аналитический отдел, который получает соответствующую информацию и обменивается ею с зарубежными коллегами через управление международных связей. Мы в курсе и опыта зарубежных коллег, и ухищрений, на которые идут представители террористических организаций в период проведения массовых спортивных событий. По результатам этих исследований делаются аналитические прогнозы, корректируется политика безопасности, связанная с футболом, и внутри страны, и вокруг национальной сборной.
- Могут ли, по-вашему, террористы предпринять какие-то неожиданные ходы?
- Да. Еще в России и не применительно к чемпионату Европы в нашем распоряжении была информация, что "Аль-Каида" пытается готовить теракты с помощью морских средств - в частности, на черноморском побережье и на территории ряда других курортных регионов. С учетом того, что Португалию омывает океан, можно провести тревожную параллель. Кстати, очень обеспокоены не только португальцы, но и греки, которым в августе предстоит проводить Олимпийские игры. Греция попросила содействия практически всех ведущих держав, и там сейчас развернули очень активную работу американские спецслужбы.
Но боюсь, что я вас даже немного запугал. Вот это - лишнее. Могу вас уверить: в Португалии делается все, чтобы чемпионат Европы не был омрачен какой бы то ни было трагедией.