ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. Плей-офф. 1/4 финала. Четвертые матчи |
УГРОЗА ЖИЗНИ ОТ ПОТЕРИ КРОВИ
Павел СТРИЖЕВСКИЙ |
из Ярославля |
Поначалу никто ничего не понял. Незначительный с виду инцидент в конце второго периода пятничного матча обернулся кошмаром, в результате которого сегодня арбитр Юрий Цыплаков отчаянно цепляется за жизнь в реанимационном отделении Соловьевской больницы в центре Ярославля. Что именно произошло в злополучном углу площадки, разглядела лишь горстка людей. Сам я, признаюсь, узнал о случившемся лишь в третьем периоде, когда увидел, что судить остаток матча вышел резервный арбитр Семенов. Тогда, впрочем, никто и вообразить не мог, что полученная Цыплаковым травма окажется смертельно опасной.
Информация об этом появилась лишь в субботу ближе к началу решающего матча серии и, разумеется, обросла всевозможными слухами. Кто-то уверял, что несчастному арбитру попали шайбой в пах, другие твердили, что Цыплаков получил клюшкой по ребрам, в результате чего у него произошел разрыв легкого и Юрий потерял пять литров крови. В итоге из всего услышанного в субботу достоверным оказалось лишь то, что невольным виновником происшедшего был нападающий "Локо" Григорий Шафигулин, что судья действительно перенес огромное внутреннее кровоизлияние и в тяжелейшем состоянии находится в реанимации.
- Это был абсолютно игровой момент, - уверял корреспондента "СЭ" форвард ярославцев Алексей Кудашов. - Ни о каком злом умысле со стороны Шафигулина даже думать нечего. Судья просто не успел увернуться от столкновения.
- Я понимал, что судья получил серьезную травму, но о степени ее тяжести не мог даже подозревать, - рассказывал главный тренер "Локомотива" Пол Гарднер. - Через полтора часа после матча, уходя из дворца, я подошел к Цыплакову, лежавшему на кушетке. Он был бледен как смерть, и когда я спросил, как он себя чувствует, тот даже не среагировал. Словно и не понял, кто я такой. Неподалеку стоял Кудашов, которого я попросил поговорить с арбитром по-русски, но Цыплаков и Алексея, кажется, не узнал.
Лучше всех разглядел столкновение инспектор матча Виктор Якушев.
- Шафигулин катился вдоль борта, и Цыплаков прислонился к борту в углу площадки, надеясь пропустить игрока, - вспоминал вчера Якушев. - Но Григорий, боровшийся с соперником, судью не видел и непроизвольно задел его плечом. Юра пытался уйти от столкновения, даже руку на бортик положил, но Шафигулина, видимо, кто-то задел плечом, и контакт произошел. Удар в грудину арбитра, скорее всего, пришелся на вдохе. Впрочем, даже на видеоповторе все это никак не производит впечатления сильного столкновения. В голове не укладывается, что оно привело к таким страшным последствиям. Юрий - мой ученик. Можете представить, каково мне сейчас? И каково несчастной Насте, его жене? Напишите, пожалуйста, что я от всей души благодарю весь медицинский и административный штаб "Локомотива". Страшно даже думать, что могло случиться без их заботы и помощи.
Прямо из дворца "скорая" доставила Цыплакова в травмпункт, где врачи смогли констатировать лишь сильный ушиб грудной клетки. Арбитра отвезли в гостиницу но, к счастью, догадались на всякий случай снова связаться с врачом "Локо" Андреем Зиминым и описали непрерывно ухудшающееся состояние пострадавшего. Тут-то Зимин и заподозрил внутреннее кровотечение и велел немедленно везти Цыплакова в больницу. Останься несчастный судья в гостинице - шансов на выживание у него не было бы никаких...
Четырехэтажное здание из белого кирпича, на последнем этаже которого находится 9-е реанимационное отделение (РО), изнутри выглядит так, словно в округе вчера бомбили и постройка чудом устояла. Почерневшая и полуобвалившаяся штукатурка на потолках, опадающая краска на стенах - и небольшой отсек коридора, отгороженный от остальной его части двумя большими простынями. К нанесенной на ткани фломастером надписи "9 РО" какой-то остряк приписал буквы "ТА". Словом, отечественное здравоохранение во всей красе.
- Вы не подумайте, что мы здесь постоянно базируемся. Просто в нашем крыле сейчас ремонт, - виновато развела руками дежурный врач, которую я, просунув голову в щель между простынями и стараясь не шуметь, попросил подойти.
Поначалу рассказывать о состоянии Цыплакова в РО отказались наотрез. "Утром из Санкт-Петербурга к Юрию приехала жена Настя, мы ввели ее в полный курс дела, и теперь разглашать что-либо можем только с ее согласия", - решительно отрезала врач.
Через минуту я услышал в телефонной трубке невероятно измученный, но твердый женский голос. "Могу сказать только то, что состояние Юры очень тяжелое и врачи ничего не обещают, - пересиливая себя, вымолвила Анастасия. - Он перенес огромную потерю крови из-за перелома грудины и разрыва артерии. Подробности выясняйте у врачей. Если хотите, дайте им трубку - я дам разрешение все вам рассказать. Пока я сама в таком состоянии, что с трудом могу говорить. Только утром примчалась из Питера в Ярославль и буквально 15 минут назад приехала из больницы и прилегла. Сколько времени Юра проведет в реанимации - никто не знает, и я, конечно, пробуду с ним столько, сколько потребуется. Мыслей в голове никаких, кроме одной: только бы он выжил!"
После недолгих переговоров с Настей и завотделением дежурный врач, представившаяся Ольгой Николаевной Стояновой, все же смилостивилась и пригласила спецкора "СЭ" в кабинет.
- Бедная Настя! - вздохнула Стоянова. - Когда мы провели ее в палату к мужу ей стало так плохо, что она потеряла сознание, и нам пришлось ее выводить из этого состояния. - И сразу предупредила: - Но учтите: заведующий разрешил рассказать только самое основное и ни в какие подробности не вдаваться.
-Какой Цыплакову поставлен диагноз?
- Тяжелая травма груди с большой кровопотерей и ушибом сердца. Вот то, что я имею право вам сообщить.
-Информация о разрыве легкого, поступившая вчера, не соответствует действительности?
- Нет никакого разрыва легкого и никогда не было! У Юрия перелом грудины, что и привело к такой серьезной кровопотере в плевральной полости.
-Каким было его состояние на момент доставки в вашу клинику?
- Он был в критическом состоянии. Находился в буквальном смысле между жизнью и смертью. К сожалению, мы и сейчас не можем сказать, что его жизнь вне опасности. Его состояние хоть и стабилизировалось по сравнению с субботой, но продолжает оставаться крайне тяжелым. Таким, что мы не даем гарантий, что он будет жить.
-По словам одного из очевидцев, через полтора часа после матча, еще во дворце, состояние Цыплакова ухудшилось настолько, что он не мог реагировать на происходящее вокруг. Он понимает, где сейчас находится и что с ним случилось?
- Нет. Мы сознательно держим его "загруженным", и сейчас он находится в состоянии медикаментозного сна. Поэтому он практически ничего не понимает. Правда, когда приехала жена, мы ненадолго вывели его из этого состояния, и на ее появление Юра отреагировал. Мы убедились в том, что он воспринимает наши команды. То есть по состоянию нервной системы можно с уверенностью говорить, что травмы головы у него нет. А следовательно, к счастью, нет и опасений, что он может остаться психически ненормальным.
-Если Цыплаков выживет и пойдет на поправку, сможет ли он вернуться к нормальному образу жизни, который вел до этого? Например, быть хоккейным арбитром?
- Если ему удастся оправиться, то к нормальной жизни он, безусловно, вернется. На счет судейства - не уверена, с ним все-таки связаны немалые нагрузки, но в остальном последствий быть не должно. С той оговоркой, конечно, что он сумеет выкарабкаться из нынешнего состояния и что не возникнет никаких осложнений.
-Ясно ли, в результате чего получена травма?
- В результате удара в грудину. За счет перелома грудины случился также удар и ушиб сердца. Представьте, что вы непристегнутый ведете машину резко тормозите и ударяетесь грудью о руль. Так в основном и получают люди травмы грудины и ушибы сердца.
-В вашей практике встречались подобные травмы?
- Я работаю в медицине 35 лет, но с таким столкнулась впервые. Много видела и травм грудины, и переломов, и сердечных ушибов, но чтобы больной находился от полученных повреждений в таком состоянии - не видела еще ни разу. Потому и не могу делать прогнозы.
-Что представляло главную угрозу жизни: ушиб сердца или потеря крови?
- Конечно, второе! Кровопотеря была очень большой.
-И у вас сразу нашлись необходимые запасы крови нужной группы, чтобы сделать переливание?
- Кровь была и у нас в больнице, и сразу же привезли еще со станции переливания. С этим проблем не было. К тому же врачам удалось возвратить Юрию большое количество его собственной крови, поскольку кровоизлияние было полностью внутренним.
-Правда ли, что потеря составила пять литров?
- Нет, поменьше. Но сколько точно - сказать не могу.
-Сколько времени длилась операция?
- Меня ночью с пятницы на субботу здесь не было. Знаю только, что операцию начинали наши врачи, а потом вызывали еще и сосудистого хирурга из областной больницы. Могу сказать, что сейчас задействованы все ресурсы: Облздравотдел, Горздравотдел. То есть вся помощь, на которую мы могли бы рассчитывать от города, у нас есть. Медикаменты, кровь, плазма...
-Помимо Насти и меня кто-нибудь приходил его проведать?
- Каждые полтора-два часа сюда звонит врач "Локомотива". Спрашивает, не нужна ли какая помощь. Но у нас пока все есть. Наш завотделением постоянно здесь: был и в субботу, и сегодня уехал буквально перед вашим приездом. Все время на связи и заведующий Облздравотделом, и главный врач больницы.
На прощание раздобревшая медработница, велев мне накинуть халат, провела меня сквозь простыни к палате больного. Если несчастная Настя лишилась чувств, увидев мужа, то автора этих строк было впору откачивать от одного вида стен с потолком внутри РО. Подозреваю, что лечиться здесь отказались бы даже африканские беженцы заиро-конголезской войны. Впрочем, оборудование в самой палате показалось вполне адекватным сегодняшнему дню.
Хоккейный арбитр Цыплаков, обклеенный добрым десятком трубочек и датчиков, лежал на спине с закрытыми глазами, укрытый простыней по пояс. Посреди грудной клетки - огромный пластырь, указывающий, где именно хирурги вскрывали Юрию грудную клетку во время операции. Возле больного хлопотал санитар. Выдержать это зрелище дольше 20 секунд я не смог. И, выходя прочь на ватных ногах, думал лишь о том, как хрупки мы все в руках высших сил.
P.S. "СЭ" выражает поддержку родным и близким Юрия Цыплакова и желает ему скорейшего выздоровления.