Газета Спорт-Экспресс № 65 (4345) от 26 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 марта 2007 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ОЖИДАЕМЫЙ ПРОВАЛ

Для российских болельщиков минувшая неделя прошла под знаком траура. На чемпионате мира в Токио наша сборная осталась без медалей. Знаете, когда такое было в последний раз? 47 лет назад - в 1960-м.

Причем на этот раз наши выступили даже хуже, чем на том - давнем - чемпионате почти полувековой давности. В 1960-м Нина и Станислав Жук оказались пятыми, Людмила Белоусова и Олег Протопопов - восьмыми. И вот теперь, на токийском первенстве, точно такие же места оказались у российских танцоров, тогда как представителям других дисциплин оставалось об этом лишь мечтать. На счету России 9-я и 11-я позиции в парном катании, 19-я и 20-я в мужском, 14-я и 16-я - у женщин.

На первый взгляд самая настоящая трагедия. Но сейчас, когда эмоции чуть схлынули, давайте попробуем честно ответить на вопрос: так ли уж неожиданны токийские результаты? Скорее нет, чем да.

ФОРС-МАЖОР

Предполагать, что в парном катании могут что-то выиграть дебютанты Юко Кавагучи и Александр Смирнов, было по меньшей мере наивно. По набору технических элементов (при безукоризненном их исполнении) фигуристы действительно могли бы бороться за медали. Но делать на это серьезную ставку было все-таки преждевременно: дебют есть дебют. К тому же - после достаточно тяжелой травмы.

Необходимо учитывать и другое: подопечных Тамары Москвиной включили в сборную не столько с "медальным" расчетом, сколько потому, что за месяц до чемпионата мира они объективно выглядели предпочтительнее остальных.

Кстати, Олег Васильев и его спортсмены Мария Мухортова и Максим Траньков были примерно в таком же форс-мажорном положении: после травмы, без тренировок. Но даже несмотря на это, они сделали в Токио все, на что были способны.

И уж тем более закономерен результат Марии Петровой и Алексея Тихонова.

Признаться, когда в конце февраля я услышала от Людмилы Великовой, что ее основные ученики не намерены отказываться от участия в чемпионате мира, то внутренне ей не поверила. Куда более логичным казалось другое решение. Заменить (пусть даже в последний момент) одну свою пару на другую. И повезти в Токио серебряных призеров чемпионата Европы-2005 Юлию Обертас и Сергея Славнова. Тем более, что, по словам тренера, фигуристы прекрасно работали на тренировках, восстановили прыжки и готовы были отправиться на чемпионат мира во всеоружии.

Такое решение к тому же позволило бы красиво спасти Петрову и Тихонова от неминуемого унижения под занавес карьеры. Тоже ведь не составляло никакого труда просчитать, что позор неизбежен. Поддерживать нужную форму, выступая в бесконечных шоу, реально лишь тогда, когда в основе лежит хорошая базовая работа. Да и то не факт. Слишком разнится этот род деятельности с серьезной подготовкой к соревнованиям. А сил отнимает не меньше.

К тому же у возрастных спортсменов крайне велика вероятность мелких болячек и травм. Что, собственно, и произошло с парой (если судить по официальной информации) после исполнения короткой программы: Петрова и Тихонов были вынуждены сняться с чемпионата. Хотя, по неофициальной версии, они просто сочли за наименьшее зло не продолжать выступления после того, как заняли в короткой программе лишь одиннадцатое место.

Россия же получила в итоге всего две вакансии на чемпионат мира следующего года. В чем на самом деле нет ничего трагичного: за год любая из выступавших в Японии молодых пар вполне может подтянуться до уровня ведущих. Тем более, что еще два хороших дуэта - Обертас/Славнов и Елена Ефаева/Алексей Меньшиков - находятся в ближайшем резерве.

Но вот какой нюанс. В числе грантополучателей Фонда поддержки российских спортсменов не значатся на данный момент ни Кавагучи со Смирновым, ни Ефаева с Меньшиковым, ни тренер второй пары Людмила Калинина. Точно так же, как нет в списке того же фонда Воронова, Урманова, Лутая, Хохловой/Новицкого, Рублевой/Шефера, Свинина, Жук, Водорезовой и многих других. Иными словами, подавляющее большинство российских фигуристов и тренеров, которым предстоит возвращать стране утерянную славу, просто не могут позволить себе сосредоточиться только на тренировках: они вынуждены заниматься приработками на стороне.

Если уж наши спортивные и неспортивные верхи задались целью вернуть России прежние позиции в фигурном катании, закрывать глаза на эту проблему по меньшей мере неразумно.

ПРИЗРАК ВЕЛИКОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ

Выдающийся специалист Алексей Мишин уже не раз с иронией заявлял, что не понимает, чем именно занимаются его коллеги, если состояние мужского одиночного катания в стране настолько плачевно. Чем последние девять лет занимался сам Мишин, куда понятнее: готовил к олимпийской победе одного-единственного спортсмена - Евгения Плющенко.

Так сложилось, что в многочисленной череде по-настоящему классных воспитанников питерского тренера Плющенко стал первым, кто потребовал к себе всепоглощающего внимания. Конечная цель того стоила. Однако следствием такой вот индивидуальной работы стал и негативный момент. Лишившись возможности тренировать группу спортсменов (как это всегда практиковалось), Мишин сам себя поставил под удар. Если раньше смена лидера в его коллективе происходила довольно безболезненно, то теперь все оказалось наоборот: на смену Плющенко не пришли ни Андрей Грязев, ни Андрей Лутай.

Первый просто не дождался желаемого внимания - ушел к другому наставнику, второй потерял слишком много времени в ожидании. Нескольких последних месяцев, когда Мишин стал работать с фигуристом по-настоящему, оказалось недостаточно, чтобы вести речь о стабильном успехе. Лутай был по-настоящему счастлив на чемпионате Европы в Варшаве, где занял пятое место, но даже если бы ему удалось повторить свой лучший результат на прошлой неделе в Токио, он все равно оказался бы за пределами первой десятки.

Второй российский участник - бронзовый призер недавнего первенства мира среди юниоров Сергей Воронов - выступал в Токио с травмой ноги, поэтому его дебют оказался смазанным.

Несмотря на то, что на следующий год у России в этом виде программы на чемпионате мира выступит всего один участник, перспектива довольно неплоха. Просто нужно время, чтобы тот же Мишин восстановил на своем ледовом поле несколько утерянные технологии. Как, кстати, и Виктор Кудрявцев, львиная доля времени которого последние годы тратилась на Елену Соколову и Илью Климкина.

Но вот парадокс: если в августе в любительский спорт вернется и вновь потребует к себе стопроцентного внимания олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко, перспектива роста прочих фигуристов Мишина автоматически окажется сильно заторможенной. При этом для самого тренера это возвращение будет означать потерю как минимум двух с половиной полноценных творческих лет, потому что работа с единственным, пусть даже выдающимся учеником всегда сильно ограничивает тренерский прогресс. А в данном случае вообще может свести его к нулю, если не будет найдена совершенно новая, невероятной силы мотивация.

Само по себе желание еще раз выиграть Олимпиаду такой мотивацией быть не может: повторно преодолевать путь к уже покоренной цели с тем же энтузиазмом, с которым шел к ней впервые, на моей памяти не удавалось ни одному спортсмену.

ПОТОРОПИЛИСЬ?

После того как Оксана Домнина и Максим Шабалин на этапе "Гран-при" в Китае в ноябре прошлого года выиграли у вице-чемпионов Олимпийских игр американцев Танит Белбин и Бенджамина Агосто, а затем - на чемпионате Европы - опередили действующих чемпионов мира болгар Албену Денкову и Максима Ставийского (причем в произвольном танце россияне показали тогда абсолютно лучший результат!), все, естественно, рассчитывали, что попасть в тройку призеров в Токио для российской пары не составит никакого труда. Правда, еще в Варшаве, принимая поздравления, тренер нашего дуэта Алексей Горшков обмолвился, что опасается: не слишком ли рано его фигуристам позволили подняться так высоко?

Опасность заключалась в том, что, получив европейское серебро, спортсмены внутренне уверовали: место в мировой тройке им гарантировано автоматически. При таком психологическом настрое получить оплеуху достаточно просто, и оказывается она крайне болезненной. До сих пор помню, как на Олимпийских играх в Нагано чуть не сошла с ума от горя Анжелика Крылова, проиграв Оксане Грищук и Евгению Платову. Потому как была стопроцентно уверена, что золото тех Игр предназначено именно ей - с Олегом Овсянниковым.

В Варшаве первые три пары Европы были настолько равны, что итоговый результат определила не столько разница в классе, сколько стечение благоприятных для России факторов. В Токио обстоятельства сложились иначе. Равных по силам пар там оказалось не три, а пять, и уже одно это означало, что даже при идеальном исполнении своих композиций кто-то окажется первым, а кто-то - пятым. Итог известен: стоило не попасть в судейскую бригаду дружественным России арбитрам и техническим специалистам - и результат сложился не в нашу пользу.

С моей точки зрения, как я уже написала в комментарии в субботу, Белбин и Агосто не очень заслужили бронзу. Катались они с ошибками и, судя по тому, что после произвольного танца собирались отправляться в сторону автобуса, а не пьедестала, сами ни на что не рассчитывали. Но утверждать, что их бронза - результат судейского сговора, не берусь. Нынешние правила таковы, что заметить, насколько точно выполнены все составляющие программы, не имея под рукой видеозаписи, практически нереально.

Замечу другое: пока фигурное сообщество после введения новых правил возмущенно обсуждало, что новшества убивают красоту танца, ряд тренеров активно учился извлекать из них максимум пользы. Причем в умении правильно (с точки зрения результативной выгоды) составить программы Игорь Шпильбанд преуспел больше, чем кто бы то ни было. Не случайно его вторая, выступающая за Канаду, пара Тесса Вирту/Скотт Мойр, для которой выступление в Токио стало взрослым дебютом, с первого раза заняла шестое место, а за набор и исполнение технических элементов получила в произвольной программе третий результат.

Вот, пожалуй, и все. Остается добавить, что, если бы в женском турнире Елена Соколова или Арина Мартынова оказались в итоговом протоколе всего-то строчкой выше, Россия заработала бы возможность послать на следующий чемпионат мира двух спортсменок.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Чемпионат мира. Токио. Женщины. Финал. 1. Асада (Япония) - 133,13. 2. Андо (Япония) - 127,11. 3. Майсснер (США) - 115,56. 4. Ю На Ким (Корея) - 114,19. 5. Рошетт (Канада) - 109,13. 6. Накано (Япония) - 108,30... 14. СОКОЛОВА (Россия) - 93,94... 16. МАРТЫНОВА (Россия) - 90,59.