Газета Спорт-Экспресс № 198 (4478) от 31 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 августа 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРСОНА НОМЕРА

Малхаз АСАТИАНИ: "ХОТЕЛ УЙТИ ИЗ "ЛОКОМОТИВА". УДЕРЖАЛ ФИЛАТОВ"

Мы два часа раскачивали Асатиани на рассказ о безумныхпоступках. О безумиях деликатный грузин умолчал.

Но как только порог кофейни на Кутузовском неожиданно переступил веселый человек Спахич, Малхаз вспомнил о поступках безрассудных.

- Я пару лет без прав по Москве ездил, - рассмеялся Асатиани. - Старался не нарушать. Так что не очень дорого мне это обошлось. И в Кутаиси тоже прав не было. Кстати, первые два года в Москве вообще машины не имел.

-На такси ездили?

- Ага. Из-за такси автомобиль и купил. Стоял на обочине летом, жара страшная. Поймал "Жигули", никакого кондиционера. Кнопку какую-токрутил - оказалось, печка. Чуть не зажарился заживо, семь потов сошло. Проезжаем парк Победы, вижу первый попавшийся автосалон - тормози, говорю. Вышел - и побрел покупать автомобиль.

-Купили?

- Нет. Купил на следующий день. "Порше".

-Отличная, Малхаз, картина: человек на "Порше" гонит по Москве, а вместо прав у него грузинский паспорт...

- Смешно, но так и было. Останавливали меня, к счастью, редко. Зато сейчас даже нравится, когда останавливают. Права-то уже есть. С удовольствием показываю - вот, смотрите.

ОПЕКУН ЗУРАБ

-Здесь, на Кутузовском, ваша квартира?

- Нет, клуб снимает. Удобно до базы ехать. В этом же доме живут Концедалов, Иванович, через дорогу Якупович, Траоре...

-В гости друг к другу ходите?

- Очень редко.

-Свою квартиру в Москве купить не хочется?

- Хочется. Поэтому уже купил на Минской улице. Осталось ремонт сделать.

-Вы настолько ассоциируетесь с "Локомотивом", что странно сейчас представлять - когда-то могли выбрать вовсе не эту команду, а тбилисское "Динамо"...

- Я в "Локомотив" попал совершенно случайно, об этой команде даже разговора не было. Вопрос о переходе в тбилисское "Динамо" практически решился. Но тогдашний президент кутаисского "Торпедо" Зураб Хиникадзе, который и сегодня меня опекает, очень дружен с Валерием Филатовым. Договорился о просмотре. "Локомотив" тогда готовился в Чокко к матчу с "Миланом". Месяц провел - и предложили контракт.

-Ваш опекун больше не занимается кутаисским футболом?

- Нет. Построил прекрасную базу - даже ее оставил городу. Сейчас живет в Москве. А "Торпедо" почти закончило существование, свалилось в первую лигу. Обидно. При Зурабе мы были три раза чемпионами.

-С Филатовым когда последний раз виделись?

- Когда я сломался в матче с ЦСКА. Но созваниваемся до сих пор. Хороший человек. Деньгами мне помогал в первый год. Переживал, когда он уходил из клуба.

-До "Локомотива" вы не знали, что такое запас?

- Да, везде играл. Было очень тяжело, когда оказался на лавке. Когда пять игр пропускаешь, а в шестой тебя выпускают - показать себя невозможно. Но тот год научил меня терпению, это пригодится в жизни. Если честно, хотел уйти из "Локомотива". Удержал Филатов. Я просился в аренду, а команда теми днями уезжала готовиться к "Монако". Валерий Николаевич убедил отправиться на эти сборы - и обещал решить вопрос с арендой, как только вернемся.

На сборах попробовали меня в защиту отодвинуть - и увидели сразу столько плюсов... Да и сам от себя ничего такого не ожидал, - всю жизнь играл под нападающими. Какая защита?! Я не представлял! Но в тот момент настолько хотел играть, что меня могли и в ворота поставить. Слова бы не сказал против.

-Вы просились в аренду в "Балтику", кажется?

- В Ярославль. Меня звал тренер, который сейчас "Урал" тренирует. Сложная фамилия.

-Побегалов.

- Да, Побегалов. Мы поговорили, я был готов уехать из Москвы.

-Перевести вас в оборону - идея Эштрекова?

- Не знаю. Тогда Игнашевич ушел в ЦСКА, искали замену. За неделю до игры с "Монако" проводили товарищеский матч против "Штутгарта". Меня выпустили на второй тайм. Так отыграл, что в самолете ко мне подошли Эштреков с Семиным: "Готовься, сыграешь..." Я даже не понял, где именно буду играть. В голову не пришло спросить. С "Монако" мне повезло. Неярко смотрелся, но нормально. Тот матч решил мою судьбу.

-Атакующий полузащитник в вас еще живет?

- Конечно. Но сейчас тяжело перестраиваться. Уже и в сборной Грузии стал играть в обороне.

-Отбирать мячи тоже интересно?

- Теперь - да. Почувствовал вкус. Раньше мечтал лишь забивать, отдавать...

-Вы знаете толк в нападающих. Кто в России всех сильнее?

- Мне Кержаков много проблем доставлял. Быстрый парень. С Вагнером сложно - он маленький такой, верткий. С ним надо близко играть, не давать развернуться. Но особенно меня Рауль потряс. Ни на секунду нельзя отвернуться. Поднимаю голову - а его след простыл.

"ЗВЕНЮ НА ТАМОЖНЕ"

-Были моменты, когда сами в себя переставали верить?

- Были моменты, когда мне уже ничего не хотелось. Я не попадал в заявку на матч - и не ходил на него вовсе. Хотя это некрасиво, наверное.

-Игрок обязательно должен присутствовать на матче, даже если не попал в заявку?

- Это мое личное мнение: если ты в команде - ходить должен.

-Прошлогодняя травма - тяжелое воспоминание?

- Очень. Это вообще... Словами состояние не описать. Самое ужасное в футболе - ждать. Когда тебе говорят, что восемь месяцев играть не будешь, - это шок. Меня близкие в тот момент сильно поддерживали. Приезжали в Германию, где оперировался.

-Сразу поняли, что травма серьезная?

- Рухнув на газон, услышал такой хруст, что сомнений не оставалось - о футболе придется забыть надолго. Правда, думал, что лодыжку сломал. Лежал и боялся на нее посмотреть. А выяснилось - колено. Прошлый год получился самый неудачный. Сначала перелом ключицы, потом разрыв крестообразных связок...

-Когда было больнее?

- Да оба раза чуть сознание не терял от боли. Теперь у меня и в ключице "железо", и в коленном суставе. Когда в аэропорту через металлоискатели прохожу, звеню, как трамвай. У таможенников глаза круглые.

-Вы довольно долго восстанавливались. Не секрет - когда игрок долго лечится, на него в команде начинают смотреть по-другому...

- Так и есть. Мне говорили, что лечение займет шесть месяцев и на 70 - 80 процентов буду готов. А если дать на восстановление на два месяца больше, придешь в норму полностью. Руководство полгода выждало и дало понять: пора возвращаться. "Когда начнешь? Сколько можно лечиться?"

-Объяснились?

- Конечно. Я сказал, что не хочу завтра заканчивать с футболом. Поэтому подготовиться нужно хорошо.

-С кем разговаривали?

- И с Бышовцем, и с Липатовым. Они все поняли.

-Не начали смотреть на вас как на второго Измайлова?

- У Измайлова действительно были травмы. Просто болячек набиралось столько, что человек становился мнительным. Но Семин ему всегда доверял - Марат был любимцем.

-Евсеев нам рассказывал: "Измайлов накануне мог не тренироваться вовсе, но все знали - играть будет".

- Готовились мы к первому матчу с "Монако". Месяц сидели на сборах, Марат почти совсем не работал. Болела нога. Начал тренироваться лишь последнюю неделю. Потом вышел на игру - и забил сумасшедший гол! Он был моим лучшим другом в команде с первого дня, как я появился в "Локомотиве". Говорю ему: "Тебе тренироваться не надо. Только выходить на матчи..."

-Сейчас общаетесь?

- Да, созваниваемся. Он доволен, все в Португалии просто супер. Я вспоминаю, как играл в Кутаиси, смотрел на 18-летнего Марата по телевизору и думал: "Что творит мальчишка!" Уже тогда ему надо было уезжать за границу.

ССОРА С ИВАНОВИЧЕМ

-Измайлов наверняка делился с вами мечтой уехать. Сами после таких разговоров в сторону Запада смотреть не начинали?

- "Локомотив" - мой любимый клуб, я здесь пять лет. Как семья. Но любой футболист мечтает поиграть в Европе. В Испании, например.

-Зато Германия за время лечения надоела, наверное, крепко?

- Наоборот. Я такой кайф получал, когда ходил на игры "Штутгарта"! Клиника была неподалеку, я на трех-четырех матчах побывал. Да и мой доктор работал в футбольном клубе, брал с собой.

-За пять московских лет хоть раз были близки к отъезду?

- Зураб говорил, что "Арсенал" мною интересовался. Ходили разговоры про "Шальке", мы даже с Кобиашвили обсуждали эту тему. Но травма здорово помешала. Сегодня, можно сказать, заново все начинаю.

-Сейчас попробовали себя против "Милана", "Реала". Можно с ними играть?

- Можно. Но "Милан" и "Реал" - другая планета.

-Вы не так давно подписали новый контракт с "Локомотивом"?

- Пару месяцев назад. Прежний заканчивался в этом году. Но никаких предложений со стороны не было, только от "Локомотива". Из-за травмы, наверное. Семин сказал, что если будет хорошее предложение - никто не помешает уйти.

-Торговались по цифрам сами?

- У меня нет агента. В России менеджер не нужен - он появится, если буду договариваться о переезде за границу. Языка-то не знаю.

-Лоськов в прошлом сезоне неласково отзывался о Бикее. Вас персонажи вроде Бикея или Кингстона не раздражали?

- Ничуть. Им сложно было адаптироваться. Бикей, между прочим, играет сегодня в Англии, в основном составе "Рединга". Забивает. А я разве мало чудил на поле? Разве из-за меня голы не забивали? У Лоськова свое мнение о Бикее, у меня - свое. Я со всеми легионерами общий язык находил.

-Но бутылкой в Ивановича в перерыве матча с "Москвой" запустили?

- Не было такого. В игре я не уступил, он не уступил, оба принципиальные. Вот и получилась ссора.

-Иванович вроде нормальный парень?

- Даже хороший!

-Кто сделал первый шаг к примирению?

- Никто. Мы руки друг другу в знак примирения не пожимали, не целовались. Просто забыли.

-Что говорит о "Локомотиве" О'Коннор, читали?

- Нет.

-Например, упоминал о совершенно невероятных премиальных, которые заплатили в России за победу в Кубке.

- Я не играл в Кубке. Не в курсе, какие были премиальные. Но когда хорошо платят - что в этом плохого?

-Однажды вас журналист спросил, не звонил ли вам Федорычев, в ту пору хозяин "Динамо". Вы переспросили: "А кто это?"

- Помню-помню. Я тогда русский не совсем хорошо знал. Мне показалось, он спрашивает не про Федорычева, а про какого-то "Федоровича". Вот я и переспросил. Про президента "Динамо" я знал.

-А мы уж подумали, вы совершенно не интересуетесь, что происходит в других командах.

- Это и впрямь мало интересует. Так, иногда смотрю газеты... Правда, сейчас заглядывать в них не хочется. Потому что все время натыкаюсь глазами на таблицу. На каком мы месте? На восьмом? И поражений тоже восемь?

-Около того. Никогда на восьмом месте не были?

- Никогда в жизни. С Кутаиси становился чемпионом, с "Локомотивом" тоже все время был наверху.

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

Окончание - стр. 10