Агония на финишной прямой

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА

Предпоследний день не принес сборной России ни единой награды. Героиней стала американка Кэти Ледеки, установившая еще один мировой рекорд и выигравшая в Казани пятую золотую медаль. Пока американка демонстрирует феноменальную статистику: в финалах чемпионатов мира за всю свою не очень продолжительную карьеру она выступала девять раз. Все эти заплывы оказались золотыми.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани

Между утренними и вечерними соревнованиями пловцов я ненадолго пересеклась на одном из официальных мероприятий с президентом ОКР Александром Жуковым. "Как думаете, выиграет?" – спросил он. И не нужно было даже переспрашивать, о ком речь. Думаю, не только Жукова в этот день волновал вопрос: как проплывет 50-метровую дистанцию вольным стилем Владимир Морозов.

Дисквалификация за фальстарт в финале стометровки сделала Морозова едва ли не самой трагической фигурой чемпионата. Спортсмен, ехавший в Казань за двумя совершенно реальными личными победами и медалями в нескольких эстафетах, подошел к заключительному этапу чемпионата в порядком истерзанном состоянии с ворохом нереализованных надежд. Переплыв на "полтиннике" за попадание в полуфинал, где российский пловец вырвал первенство у американца Энтони Ирвайна, был встречен сокрушительной овацией зала, но на самом деле такая реакция выглядела совершеннейшим абсурдом: по поводу чего ликуем? По поводу того, что один из фаворитов спринта едва зацепился за финал с результатом на 0,6 хуже, чем у лидеров?

Не наблюдалось оптимизма и у четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова.

– "Полтинник" – это дистанция для тех, кто по-звериному чувствует все, что происходит в воде, – сказал он. – Разница между первым и восьмым минимальна, все идут на финиш единой стеной, и выигрывает тот, кто четче и наглее сунет руку вперед. Причем это умение бессознательное. Знаете, как бывает: человек сидит за столом, разговаривает с соседом и видит периферийным зрением, что со стола падает бокал. Он выкидывает руку в сторону, ловит этот бокал и ставит обратно, не поворачивая головы и не прерывая беседы. То же самое происходит в воде: ты подсознательно контролируешь, как плывут соперники, как у кого идет рука, начиная финишный гребок, и точно чувствуешь момент, когда и с какой скоростью должен сам сунуть руку вперед, чтобы выиграть касание.

– Хотите сказать, что классный спринтер видит и контролирует под водой абсолютно все?

– Конечно. Видит, но при этом не фокусируется на отдельных деталях. Это важно.

Что касается Морозова, меня сильно беспокоит тот факт, что его перестала "пускать" вода. Посмотрите, как плывут Флоран Манаду и Натан Эдриан: вокруг них вода даже не кипит, она словно испаряется. Володя же прекрасно уходит со старта, выигрывая у всех чуть ли не полкорпуса, но в воде у него не получается развить те скорости, на которые он способен. Нет энергетического напора. Такое бывает, когда у спортсмена несвободна голова. Понятно, что Морозова подкосил фальстарт: он ведь действительно был прекрасно готов к этому чемпионату. В этом состоянии переплыв, устроенный Морозову и Ирвайну после полуфинала, может, кстати, пойти на пользу: каждый лишний выигранный старт добавляет психологической уверенности. Если, конечно, человека окончательно не задавят грузом ответственности...

***

Слова насчет груза ответственности были сказаны неслучайно. К двум заключительным дням обстановка в команде накалилась до предела. После комбинированной микст-эстафеты вице-президент российской федерации плавания Виктор Авдиенко вместо того, чтобы признать совершенно очевидный тренерский просчет, не нашел ничего лучшего, как обвинить в проигрыше Анастасию Фесикову и Юлию Ефимову. И заявил, что если бы они проплыли свои этапы с лучшими результатами, команда была бы с медалями.

В такой реакции, впрочем, не было ничего нового: на чемпионате мира-2009 Авдиенко, официально не имевший к команде никакого отношения, устроил совершенно безобразную публичную сцену той же самой Ефимовой и Фесиковой (еще Зуевой) за то, что их медали на стометровках оказались не золотыми, а серебряными. Еще одна истерика в исполнении некогда успешного тренера была на чемпионате-2011 в Шанхае: там Авдиенко в присутствии всей команды сорвался на главного тренера Андрея Воронцова.

В Казани дела у пловцов с самого первого дня складывались куда хуже, чем на всех предыдущих мировых первенствах. Понятное дело, что истеричность руководства команды от этого только усиливалась и не могла не отражаться на пловцах.

А медальные надежды продолжали рушиться одна за другой: сначала четвертым остался Морозов – проиграл касание в борьбе за бронзовую медаль, затем в одном шаге от пьедестала осталась Дарья Устинова в заплыве на 200 м на спине. В предварительном и полуфинальном заплыве Даша дважды фиксировала юношеские рекорды мира, проплыла выше этого достижения и в финале, но при этом до своего лучшего результата так и не дотянула – для этого кроме всего прочего нужен кураж. А какой может быть кураж, когда и тренеры, и спортсмены с утра до вечера ходят, прижав уши, чтобы не нарваться на очередную начальственную разборку?

"Ужасно хочется, чтобы ребятам хотя бы напоследок удалось "хлопнуть дверью", – сказал в субботу Попов, прекрасно понимая, что этого, скорее всего, не получится. Морозов стартовал в субботу трижды: после финала на "полтиннике" вольным стилем шестым отобрался в финал на спине и вышел на первый этап кролевой микст-эстафеты, которая тоже не сумела доплыть до медалей.

На российскую сборную в этот день свалилась еще одна напасть: вышла из строя "холодная" ванна, позволяющая быстро восстанавливать функции мышц – сломался насос, а запасного не оказалось.

С другой стороны, очень хотелось надеяться, что может быть хотя бы сейчас совсем убогий российский итог плавательного турнира (давайте не будем лукавить и всерьез считать золото Юлии Ефимовой – российским) все-таки заставит задуматься.

Например, о том, что плавательный клуб "Волга", куда уже не первый год течет мощнейший финансовый поток для поддержки программы "Я стану чемпионом", за последние 19 лет не дал стране ни одного яркого пловца. О том, что все российские достижения на юниорских турнирах в подавляющем большинстве случаев так на юниорском уровне и заканчиваются, а тренеры, которые отказываются форсировать подготовку своих молодых спортсменов в угоду юниорским медальным планам, мгновенно впадают в немилость руководства. И о том, что все это как-то незаметно стало считаться нормой.

В этом, собственно, и заключается трагедия российского плавания. А вовсе не в том, что Морозов в субботу проиграл "полтинник", а Ефимова в четверг не попала в полуфинал двухсотметровки. Они-то как раз еще имеют все шансы взять в плавании "свое".

КАЗАНЬ. Чемпионат мира по водным видам спорта. Плавание. Мужчины. 50 м, в/с. 1. Манаду (Франция) – 21,19. 2. Эдриан (США) – 21,52. 3. Фратус (Бразилия) – 21,55. 4. МОРОЗОВ – 21,56. 100 м, баттерфляй. 1. ле Кло (ЮАР) – 50,56. 2. Чех (Венгрия) – 50,87. 3. Скулинг (Сингапур) – 50,96.

Женщины. 50 м, баттерфляй. 1. Шострем (Швеция) – 24,96. 2. Оттесен (Дания) – 25,34. 3. Лю Ин (Китай) – 25,37. 200 м, спина. 1. Сибом (Австралия) – 2.05,81. 2. Франклин (США) – 2.06,34. 3. Хоссу (Венгрия) – 2.06,84. 4. УСТИНОВА – 2,07,64. 800 м, в/с. 1. Ледецки (США) – 8.07,39. 2. Бойл (Новая Зеландия) – 8.17,65. 3. Карлин (Великобритания) – 8.18,15.

Смешанная эстафета. 4х100 м, в/с. 1. США – 3.23,05. 2. Голландия – 3.23,10. 3. Канада – 3.23,59. 4. РОССИЯ (Морозов, Сухоруков, Попова, Ловцова) – 3.24,21.