Назначение 58-летнего специалиста из Белоруссии на должность главного тренера сборной России вызвало немало кривотолков. Дошло до того, что спортсмены выступили против Чащина с открытым письмом. Сегодня он рассказывает о своем видении будущего российского двоеборья.
- Ваше назначение было принято в штыки членами сборной и большинством российских тренеров. Проблем в работе это обстоятельство не создаст?
- Не вижу никаких проблем. Понимаете, мало чего добившиеся старые тренеры не хотели видеть у руля сборной человека со стороны. У них все схемы давно отлажены, так зачем им рисковать? А то известное письмо, как рассказали мне спортсмены, было написано Константином Ворониным под диктовку кое-кого из этих тренеров. Сегодня, кстати, двоеборцы сожалеют о том, что данное письмо подписали. Их задача - тренироваться, а не выбирать себе руководителей. Разве в клубном спорте при назначении тренеров с игроками советуются? Все должны принимать правила игры. Предлагаю хотя бы дождаться первых стартов сезона и судить о моей работе по результатам.
- Почему, на ваш взгляд, российское двоеборье пало ниже некуда?
- Отвечу так: при том людском потенциале, коим обладает Россия, да с умными тренерами, можно добиваться тотального доминирования во всех зимних видах спорта.
- Полтора месяца вы с командой уже провели. Первые впечатления от спортсменов, с которыми предстоит работать?
- По уровню физической подготовки и мотивации сборной России подходят шесть человек. Одно бросилось в глаза - ребята очень закрепощены. По их словам, прежде работа не отличалась разнообразием. Теперь наша задача - расширить диапазон, подобрать новые интересные упражнения. Акцент сделан на силовую подготовку: в этой области, что и говорить, имеются проблемы. С целью установления уровня смелости спортсменов я проверил их в веревочном городке, они, словно альпинисты, лазили на высоте 12 - 14 метров. В данном упражнении ребята продемонстрировали уверенность, и это мне понравилось. Короче говоря, предложенная программа, как мне кажется, им по душе. Если б вы и раньше с нами работали, говорят, то и результат мог бы получиться иным. А я им ответил: вы являетесь членами сборной великой страны, выступая за которую стыдно не попадать в очковую зону. Нам необходима позитивная динамика. Российские двоеборцы с чувством собственного достоинства должны выходить на любой международный старт и пытаться реализовывать потенциал, заложенный в них за время подготовительного периода. Задача тренера - подобрать для каждого спортсмена такую программу, которая поможет тому максимально раскрыться. Не скажу, что российские двоеборцы суперталантливы. Но определенные задатки у них есть.
- Немец Петер Ляйнер будет отвечать в сборной за прыжковую подготовку. Чем вас привлек этот специалист из Оберстдорфа?
- В последнее время Ляйнер весьма успешно работал со швейцарской командой. Мы давно знакомы, и наши подходы к делу, можно сказать, идентичны. Мы оба - сторонники жесткой дисциплины и хорошей организации. Именно такой подход, считаю, имеет определяющее значение. Главное в двоеборье - это баланс, который позволяет одинаково уверенно чувствовать себя на трамплине и в гонке. Лыжной подготовкой будет заниматься Александр Воронин, это опытный и хорошо мне знакомый специалист, долгое время трудившийся в женской сборной России по лыжным гонкам. А ему в помощники по подготовке лыж я определил белорусского биатлониста Дмитрия Акулевича. Между всеми звеньями команды должно быть полное взаимопонимание: лишь при соблюдении данного условия коллектив способен прогрессировать.
Отдельное внимание необходимо уделить питанию. В циклических видах спорта преобладает питание углеродного характера, а в прыжках - белкового. И в этом нюансе нужно соблюсти разумный баланс.
- Есть ли у вас план на ближайший сезон?
- Прорабатываем модель подготовки, которая позволила бы нам подняться на максимальный уровень в определенный период. На пик формы намереваюсь вывести подопечных в феврале: именно в эти сроки в 2013-м состоится чемпионат мира. Что ж, будем экспериментировать.
- В нынешней сборной - шесть человек. Почему остановились именно на такой цифре?
- Сергей Масленников, Нияз Набеев и Иван Панин в сборной давно, а Эрнест Яхин, Сергей Прошин и Сергей Семенов - новые лица в команде. Молодые ребята мне понравились, с такими заниматься легче. Они еще не успели зациклиться на монотонной работе. О том же Масленникове, например, я слышал исключительно негативные высказывания, но при личном знакомстве он мне понравился. Считаю, Сергей еще не выработался как спортсмен, и он легко обучаем. Однако ребята жалуются, что прежде с ними мало работали в техническом плане.
- Некоторые наши зимние федерации во имя усиления состава приглашают зарубежных специалистов. Не намерены пойти тем же путем?
- Нет, нам хватает Ляйнера. Мой основной принцип - тренеры не должны засиживаться в сборной на десять олимпийских циклов. Одной-двух четырехлеток вполне достаточно. Хуже однообразия для спортсменов ничего не бывает. А когда нет результата, наступает депрессия. Атлет задается вопросом: для чего я работаю?
- Масленников, если уж о нем зашла речь, был в лидерах после прыжков на Играх в Турине, но впоследствии и на трамплине стал хуже выступать. Но почему бег на лыжах - извечный бич наших двоеборцев?
- Почти невозможно одинаково хорошо чувствовать себя в обеих составляющих двоеборья. Это классический вид, с самого начала присутствующий в олимпийской программе. Знаете, до 14 лет все тренируются в двоеборье, и лишь затем происходит расслоение - кто-то уходит в прыжки с трамплина или лыжные гонки.
- Несколько лет назад формат соревнований по двоеборью претерпел серьезные изменения: был упразднен один прыжок, а лыжную гонку урезали до 10 километров. Принятые FIS меры пошли на пользу виду спорта?
- Что касается спортивной составляющей, то новые правила только все ухудшили. Однако нынче балом правит коммерция: нужен ли спорт, который не приносит прибыли? Любая телевизионная передача нормально воспринимается зрителем в течение часа. "Укороченное" двоеборье смотреть легче, а сами соревнования, заметьте, стали более динамичными и, значит, более интересными для зрителей.
Дмитрий ОКУНЕВ