LONDON-2012 // ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА
Легендарный отечественный борец, победитель Игр в Мюнхене-1972 и Монреале-1976 в категории до 90 кг рассказал о превратностях олимпийского судейства, выразил свое мнение относительно будущего развития греко-римской борьбы и объяснил, почему россиянам в Лондоне придется туго
В сентябре исполнится пятьдесят лет, как он в большом спорте. Выиграв все, что только можно в качестве спортсмена, Резанцев тренировал сборную и на протяжении двадцати шести являлся судьей экстра-класса. За его спиной - девятнадцать отсуженных чемпионатов мира и еще больше первенств континента. Уникальный спортивный опыт!
- Что внушает вам оптимизм за несколько дней до старта борцовского турнира? - обращаюсь к собеседнику.
- Олимпиада любит сильных, и у нас такие ребята есть. Другой вопрос, насколько они готовы. Я полностью уверен в Роме Власове: этот парень будет драться до конца. Стартующая Олимпиада станет последней для нашего опытнейшего тяжеловеса Хасана Бароева. Уверен, ему по силам пробиться в тройку. Он сам добыл себе лицензию, а значит, настрой и желание у Хасана есть. Бронзовый призер чемпионата мира-2011 в весе до 60 кг Заур Курамагомедов - мальчик с головой. Если подойдет к Играм в оптимальном состоянии, покажет хорошую борьбу. В категории до 55 кг у нас молодой и необстрелянный Мингиян Семенов, он абсолютно без титулов. Ему, конечно, придется очень тяжело. Вы же знаете, что если не все, то многое будет зависеть от судейства, а у нас не легкая атлетика или плавание, где идешь по своей дорожке и показываешь время, соперничаешь заочно. В борьбе важна психология и функционалка. Необходимо доказать судьям, что ты технично проводишь приемы и настроен на борьбу. Пойдет Семенов рубиться - все будет нормально. А при равной борьбе он проиграет. Судьи всегда на стороне тех, кто хочет выигрывать, идет в атаку и настроен на прием.
- Алан Хугаев (до 84 кг) тоже молодой и не слишком опытный.
- В этом весе долгое время царствовал Алексей Мишин. Он одержал великолепную победу в Афинах-2004, но в Китае уже не получилось. Зато у Мишина авторитет. Борись он в Лондоне, судейство было бы более "утонченным". Выступающий в весе до 96 кг Рустем Тотров на последнем первенстве континента даже в тройку не попал. Все турниры - Европу, мир и Олимпийские игры - судят одни и те же судьи. У них существует собственная картотека на всех борцов. Судьи понимают, что если к кому-то отнесутся с предубеждением, особо журить их не станут.
- То есть если отдадут победу более известному и титулованному спортсмену?
- Совершенно верно. В общем, нашим придется очень сложно. Однако за две золотые медали, я считаю, поборемся.
- Мишина вам жалко?
- Надо вовремя уходить, а он затянул. Я закончил сразу после выигрыша Олимпиады в 76-м. За плечами было практически десять лет на высшем уровне, причем семь из них я вообще никому не проигрывал.
- Ваша победная серия была отмечена в Книге рекордов Гиннесса. Лишь в 96-м ее перебил Александр Карелин.
- Да. Когда мне предложили готовиться к московским Играм, я отказался. Не был стопроцентно уверен в победе, а проигрывать не хотелось. Мишину тоже надо было разобраться с собой. Увы, соревнования текущего года показали, что вместо огня - дым. Лешку, конечно, жалко. Такой концовкой он очень многое перечеркнул.
- Вы сказали, что Олимпиада в Лондоне станет последней для Бароева. Считаете, после нее он закончит?
- Ему уже сложно. У Хасана много увлечений помимо спорта, а это распыляет силы. Хотя на лицензионном турнире в Финляндии он показал нормальную борьбу. Не надо забывать и о том, что Бароев у нас единственный тяжеловес на всю страну.
- Все без исключения специалисты подвергают жесточайшей критике современные правила. Что в них, на ваш взгляд, надо изменить в первую очередь?
- Сократив до минимума время периода, FILA просто изуродовала борьбу. Борцам ведь нужно подготовить прием и настроиться на него, но за минуту осуществить это очень сложно.
- После Лондона вроде бы какие-то реформы состоятся.
- Не думаю, что период сильно удлинят. На коротком временном отрезке появляются шансы у заведомо более слабых атлетов, а FILA бьется за то, чтобы медали рассеивались по миру. Это раньше мы всех молотили: заберем пять-шесть своих золотых медалей - и уезжаем домой. А остальная планета спорит за четыре оставшиеся. В Монреале мы вообще оставили им три золота из десяти. Теперь же FILA старается, чтобы награды были и в Америке, и в Азии, и в Европе. Южная Америка вон тоже начала "говорить".
- Первый в истории чемпион мира по вольной борьбе из Индии Сушил Кумар, кстати, первенствовавший в Москве-2010, не раз удостаивался сравнения с героем фильма "Миллионер из трущоб".
- Вдохновившись его примером, за ним потянутся и остальные. Население страны - почти полтора миллиарда, что им мешает создать сильную сборную? "Упакованный" и всегда сытый бороться не будет. Успеха здесь добиваются другие. Почему-то в нашем виде спорта никогда не было детей председателей обкомов или членов ЦК. Зато были те, кому полный холодильник видеть было в диковинку. Но вернемся к правилам. Есть и еще один момент, который мне категорически не нравится. Если борец на старте турнира проиграл будущему финалисту, он получает возможность через сито утешительных поединков побороться за бронзовую медаль. Этот вариант вообще ни к черту. В спорте все должно быть четко: проиграл - уходи. Неправильно, когда разыгрываются сразу два третьих места. Это искусственная надстройка, а искусственность никогда не давала результата в борьбе. Да и зрителям данный форма непонятен: кто не смотрел утреннюю часть соревнований, тот недоумевает, с чего бы вдруг на бронзовую схватку выходит тот или иной борец.
- С командой должен работать профессиональный психолог, как считаете?
- Конечно. В нашей сборной трудилась комплексно-научная группа, биохимики и обязательно психолог. Этот специалист мог поговорить с каждым, расслабить его, чуть-чуть "почистить" психику. С проигравшим необходимо тщательно работать. Нужно вывести его из состояния полного опустошения и дать почувствовать уверенность, настроить на дальнейшую работу: "Ничего еще не потеряно, все впереди". Разрушить психику очень легко, восстановить заново - практически невозможно. В индивидуальных видах спортсмен после неудачи уходит в себя, впадает в ступор. Да и когда приемы на тренировках не идут, психолог должен объяснить - как лучше готовиться, как настраиваться.
- За исключением Бароева, все наши - дебютанты Олимпийских игр. Нехватка бесценного опыта - существенная проблема?
- Молодость - не порок. Тот же Ромка Власов, хоть и совсем юн, но по духу именно боец. Помните, как в финале чемпионата мира-2011 он разорвал турка, действующего чемпиона, Сельджука Себи на его родном ковре? Такое редко кому удается. Остальным, безусловно, будет невероятно трудно. Ребята могут сгореть еще до начала Олимпиады. Что бы там ни говорили, на Играх всегда бешеный накал. Приехал в деревню, огляделся по сторонам, а там - чемпионы разных континентов, чемпионы и рекордсмены мира, олимпийские чемпионы. Дух захватывает! Хочешь не хочешь, растет напряжение. Кто справится с накалом, сумеет себя успокоить - тот получит преимущество. В такой момент помощь психолога еще более важна. Семенов - пацан хороший, задиристый, однако боюсь, судьи могут его "рубануть". Они как никто умеют выводить из равновесия. Туда сунешься - не прав, замечание. Чуть остановился - предупреждение за пассивность. Я-то судья, и знаю, как это все делается. Нас всегда поддавливали. Если ты не выше соперника, выиграть не дадут. Так что Семенову остается одно: выходить - и долбить, долбить, атака за атакой. Мингиян - парень с духом, у него есть возможность преодолеть субъективные препятствия. Плохо только, что нет за спиной медального багажа. Каждая схватка для Семенова будет как финал.
- Чемпион Пекина-2008 в этом весе Назир Манкиев отобраться на вторые для себя Игры был не в состоянии?
- Он постоянно травмирован, да и психологически уже не слишком справляется. Я смотрел его на турнире Поддубного и на чемпионате России - как у нас говорят, спортсмен кончился.
- Специфика Лондона способна негативно повлиять на наших борцов?
- Как только начинается борьба, все уходит к Богу в рай. Уже не до Лондонов. Главное, дотерпеть до этого момента, психологически не сломаться в предшествующие выходу на ковер дни. Ни в коем случае нельзя заранее представлять себя в финале. Выиграл первую схватку - думай о второй. Пробивай соперника и навязывай ему свою борьбу. В Британии борьба непопулярна, так что ажиотажа ждать не следует. В зале соберутся те же люди, которые стабильно посещают все крупные турниры. Невероятно важно, какой климат в команде, какие отношения между ребятами. У нас хоть и индивидуальный вид спорта, но Команда нужна обязательно. Нельзя забывать друг о друге. В свое время многие удивлялись: почему сборная по греко-римской борьбе крушит всех подряд? А когда появлялись в коллективе, видели внутрикомандные отношения и взаимную поддержку, все понимали. После Монреаля прошло почти сорок лет, но мы до сих пор дружим. Радуемся успехам друг друга и при встрече поднимаем рюмки.
- О сборной вольников вы какого мнения?
- Они, может, и не слишком дружны, зато невероятно сильны. Раньше они всегда нас догоняли, даже поговорка на эту тему ходила: "Пока вольники проходят в ноги, классики выходят в люди". А теперь опережают. Ваня Ярыгин, царствие ему небесное, очень многое сделал для команды, поднял ее на качественно новый уровень. Мы, судьи, работаем на соревнованиях и у вольников, и у классиков, поэтому разница в результатах налицо.
- А женщины прогрессируют?
- Наши наконец-то заборолись. У них есть очень интересная девочка - Наталья Воробьева. Она, думаю, медаль зацепит обязательно. Желаю успеха всем нашим. Перед отлетом в Лондон собираюсь за каждого поставить свечку.
Дмитрий ОКУНЕВ