Гребут. Крепчают. Побеждают

Telegram Дзен

LONDON-2012 // ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

В субботу Юрий Постригай и Александр Дьяченко принесли России первое в постсоветскую эпоху золото в байдарке-двойке

Слава МАЛАМУД
из Лондона

МЕДАЛИ И ПАВЛИНЫ

Передаем-то мы, конечно, из Лондона, но гребля на самом деле проходила в Итон Дорни, а это никакой уже не Лондон. Столица Британской империи - это дворцы, мосты, даблдеккеры, шум, гам, грохот и Биг-Бен. А тут, в каких-то 30 километрах от Сент-Джеймского дворца, тишь, гладь, пастораль, мирно пасутся лошадки с овечками по зеленым лугам, и, вполне возможно, где-то неподалеку даже бродят викарии с эсквайрами. Старики говорят, что в британской глуши они еще водятся.

Сборная России поселилась в небольшом домике на отшибе, в тишине местной деревни. Красиво, спокойно, вокруг ходят павлины. Байдарочница Наталья Лобова сказала, что орут они, заразы, часов с пяти утра, зато везде сорят перьями, которые потом дарят спортсменам. Как же они смотрятся с узором от Bosco! Братская Африка обзавидуется.

В последний гребной день Россия вплыла с одной бронзой, что, конечно, ой как далеко от предолимпийских медальных планов, где бронзы нам насчитали две штуки вдобавок к двум золотым и одной серебряной медалям. Зато в субботу Россия была представлена во всех четырех финалах. Вот они, медали, - давай, греби!

Первой гребла мужская байдарка-одиночка, где шансы были, скажем прямо, невелики. Для 33-летнего омского рубахи-парня Евгения Салахова это уже третья Олимпиада, и выше седьмого места он никогда не поднимался. В финал он отобрался с восьмым результатом, плыл по "внешней воде" (в данном случае - на первой дорожке), пришел пятым и был в принципе доволен жизнью.

- Результатом доволен, - подтвердил Евгений. - Конечно, хотелось бы большего, но пятое место в мире - тоже неплохо. Ветер немного подвел. Встречный - это не мой ветер.

ШТЫЛЬ И ВЕТЕР

Тема ветра в дальнейшем была раскрыта более полно - в каноэ-одиночке. Дальневосточник Иван Штыль отобрался в финал не просто с первым временем, а с мировым рекордом! А еще он шестикратный чемпион мира, увлекается кулинарией и психологией, и вообще кругом хороший парень. От этого заплыва мы ждали золота, но с самого начала стало ясно, что не выгребет сегодня Штыль на первую ступеньку пьедестала.

Украинец Чебан и громадный литовец Шуклин очень быстро ушли в отрыв, оставив Штыля бороться за бронзу с Испанией и Белоруссией. Но то, что в зоне для прессы виделось очередным глубоким разочарованием, на самом деле имело свое объяснение. Метеорологическое.

Каноэ - вид спорта со своими заморочками, и фактор случайности в нем довольно велик. Тут как в хоккее - у каждого свой хват: одни гребут на правую сторону, другие - на левую. Если ты правосторонний гребец, а ветер дует слева, то на тебя он повлияет в куда большей степени, чем на левосторонних. Ветерок в субботу в Итоне дул не в пользу праворуких, к каковым относится Штыль, и угнаться за сильными "левосторонниками" Чебаном и Шуклиным ему была не судьба.

- Для таких погодных условий, считаю, выступил прекрасно, - сказал Штыль. - Ветер сегодня мне не сопутствовал, но это вопрос фортуны. Встречный ветер украл у меня как минимум полторы секунды, а у тех гребцов, которые гребут с левой стороны, - не более полусекунды. Это специфика моего вида спорта. Когда ветер дует с другой стороны, каждый гребок приходится отруливать, чтобы держать лодку ровно, а это съедает драгоценное время.

ДВОЕ В ЛОДКЕ

Если вы плывете в лодке, раскрашенной под хохлому, то вы, во-первых, русский, а во-вторых, уверенный в себе человек. Юрий Постригай и Александр Дьяченко отлично проходят по обеим категориям. В остальном они совсем разные. Постригай - смешливый уралец с абсолютно белыми бровями. Занимается сетевым маркетингом, ведет блог о тайнах бизнеса, и тот факт, что в 23 года какие-то из них ему уже открылись, вызывает бесконечное уважение. Дьяченко - разбитной хитрован с черной щетиной и бугрящимися пекторальными мышцами. Вряд ли он ведет блог, и за деловыми советами к нему, скорее всего, не ходят, но кормовой из него, надо полагать, получился отменный.

В одну лодку они сели только в апреле, а это значит, что олимпийскую лицензию им пришлось зарабатывать в отборочных соревнованиях. Поехали парни в Польшу, где бушевала стихия в виде все тех же ветров враждебных, постоянно веющих над нами. Гонку выиграли, лицензию получили, поехали обкатывать себя на Кубок мира - там сломали весло! Выиграли следующий этап Кубка - случилось растяжение локтя у Постригая.

Но ничего, догребла до Лондона наша лодка, вся в рябине с земляникой. Подлечили руку загребному, вышли в финал с лучшим результатом, показав невероятно мощный ход на завершающей стадии 200-метровки. Вид программы это новый, физическая мощь тут играет ключевую роль, а этим делом ребят природа не обидела - косые сажени в плечах. У Дьяченко - так даже и не одна.

Золотых медалей в байдарке-двойке у нас с советских времен еще не было: последнюю взяли Сергей Чухрай с Владимиром Парфеновичем аж в Москве-80. Было время - два советских человека в лодке и с двулопастными веслами были страшным зрелищем для кого угодно, за возможным исключением восточных немцев. На Россию эти традиции до сей поры как-то не распространялись.

А вот Постригай с Дьяченко взяли и распространили! Начали размеренно, добавляя темпа по ходу гонки, а как набрали максимальный - так пошли соперники отваливаться один за другим. Британцы, которых бешено поддерживали трибуны, выпали из борьбы за золото к стометровой отметке, белорусы - чуть позже. Российская пара опять дольше всех держала пиковую скорость, и последние метров 50, когда все уже замедлялись, Постригай и Дьяченко прошли спокойным, крейсерским ходом…

После церемонии награждения российских гребцов провожал на мостике через канал болельщик с флагом России. Флаг был укреплен на здоровенное удилище, которое, надо полагать, фанат еще рассчитывал использовать по назначению. Выудила Россия золото из кристально чистой воды Итонского канала. В самой последней гонке Олимпиады! Лучше поздно, чем никогда.

"С ножом друг на друга не бросаемся"

Слава МАЛАМУД
из Лондона

О том, какую роль в жизни байдарочников и каноистов играет ветер, легко догадываешься, пообщавшись с ними хоть раз. Все разговоры начинаются с этого конкретного природного явления. Дьяченко и Постригай тоже исключением не стали, хотя их микроклимат к тому времени уже характеризовали первые капли российского субботнего золотого дождя.

- Ветер сегодня был встречный, - сказал Дьяченко. - Приходилось подгребать немного, выруливать. Поэтому старт был чуть медленнее, чем обычно.

- Мы в Москве греблю в ветреную погоду отрабатывали, - добавил Постригай. - и со встречным, и с боковым, и с попутным.

- Как можно за такой короткий срок, проведенный вместе, выиграть Олимпиаду?

- Это все тренеры, - ответил Дьяченко. - Они нам еще с прошлого года говорили: "Чего вы вместе не садитесь-то? Хватит глупить!"

- Характеры у нас не такие уж и разные, - сказал Постригай. - Я могу быть агрессивным и вспыльчивым, Санек тоже - того и гляди начнет на меня "гав-гав".

- Ничего, с ножом друг на друга не бросаемся, - успокоил прессу Дьяченко. - Уживаемся уже почти полгода. Моей задачей было подстроиться под Юрика. Я ведь сижу сзади. От месяца к месяцу моя техника все время менялась.

- А что было самым трудным в притирке друг к другу?

Постригай: - Санек имеет довольно интересную технику гребли. Я старался под него подстроиться. Хорошо сработались. В начале сезона нам за 70 метров до финиша становилось тяжело, а теперь - где-то за 30 или 40. Силы-то в концовке у всех уходят, но главное в том, когда именно они от тебя уйдут.

Дьяченко: - Мы к Олимпиаде научились быть спокойнее на старте. Раньше хотели рвануть вперед как можно быстрее, но теперь стати делать старт попроще, чтобы с середины уйти в отрыв.

- Травмированная рука не беспокоила?

Постригай: - Надорвал ее перед самой Олимпиадой. Очень много тренировок было, а мы еще все время старты отрабатывали. Но массажист у нас хорошо работает. Подошли к старту в идеальной форме.

- Как вы оказались в гребле?

Постригай: - В гребле я с десяти лет. Хотел сначала пойти в футбол, но потом решил погрести для разнообразия. Бассейн, лодки - интересно. Хотя результат ведь тут не сразу приходит. Забираешься вверх, как по лестнице, - ступенька за ступенькой, без скачков.

Дьяченко: - А меня лет в шесть друг семьи привел. Правда, сначала я серьезно не занимался. Тоже в футбол гонял. По-настоящему занялся, уже когда перешел из юношей во взрослый разряд. Это очень тяжелый переход. Выходишь из юношей - и начинаешь гоняться с такими акулами…

- А можно греблей зарабатывать на жизнь?

Постригай: - Посмотрим… Я раньше пять тысяч получал и считал это громадными деньгами. Правда, и у мамы просил. А теперь что считать-то? Вот что главное - медаль!

Дьяченко: - Да деньги - это бумажки. А это вот - навсегда.

- Что с медалями сделаете?

Постригай: - Маме отдам. У нее уже их много в коллекции.

Дьяченко: - А я дома на стеночку повешу. Их там тоже уже прилично висит, но эта, конечно, будет выше всех. А чуть ниже - с квалификации, когда мы лицензию получили. В Польше гонялись при ураганном ветре. Тонули там вообще… А сюда ехали, не ожидая медалей. Считали, что нечего себе этим голову забивать.

Iton Dorney. 11 августа. Финалы. Дистанция 200 м. Мужчины. Байдарка-одиночка. 1. Маккивер (Великобритания) - 36,246. 2. Кравиотто Риверо (Испания) - 36,540. 3. Де Йонге (Канада) - 36,657. 4. Бюмон (Франция) - 36,688. 5. САЛАХОВ - 36,825. 6. Дудаш (Венгрия) - 36,830.

Каноэ-одиночка. 1. Чебан (Украина) - 42,291. 2. Шуклин (Литва) - 42,792. 3. ШТЫЛЬ - 42,853. 4. Бенавидес (Испания) - 43,038. 5. Хаража (Белоруссия) - 43,545. 6. Хагара (Словакия) - 43,977.

Байдарка-двойка. 1. ПОСТРИГАЙ/ДЬЯЧЕНКО - 33,507. 2. Петрушенко/Махнев (Белоруссия) - 34,266. 3. Хит/Шофилд (Великобритания) - 34,421. 4. Ибуа/Жюве (Франция) - 35,012. 5. Корреа/Виосар (Аргентина) - 35,271. 6. Филлипс/Бирд (Австралия) - 35,315.

Женщины. Байдарка-одиночка. 1. Кэррингтон (Новая зеландия) - 44,638. 2. Осипенко-Радомска (Украина) - 45,053. 3. Душев-Янич (Венгрия) - 45,128. 4. Портела Ривас (Испания) - 45,326. 5. Вальзикевич (Польша) - 45,500. 6. ЛОБОВА - 45,961.