Шамиль ТАРПИЩЕВ
Хотя состав участников олимпийского теннисного турнира будет объявлен еще только через месяц с лишним, уже известно, что одна из возможных претенденток на медали, француженка Марион Бартоли, сыграть в Лондоне не сможет. Причиной тому, напомню, давний конфликт нынешней 7-й ракетки мира с Французской федерацией тенниса (FFT). Ее руководство не позволяет спортсменке приезжать на матчи Кубка федерации вместе с личным тренером (в данном случае - с отцом) и обслуживающим персоналом, поскольку это идет вразрез с существующими в национальной сборной Франции нормами.
За всю свою карьеру 27-летняя Бартоли провела в Кубке федерации лишь две встречи - еще в 2004 году. Соответственно, не выполняется правило Международной федерации тенниса (ITF), согласно которому спортсменка, претендующая на участие в Играх, обязана в течение олимпийского цикла провести за свою команду определенное количество матчей. Теоретически FFT могла бы предоставить Бартоли право сыграть на Олимпиаде в виде исключения. Однако французы не желают поступаться своими принципами, и на пути Марион в Лондон загорелся красный свет.
На данный момент итоги этой конфронтации таковы. Шансы французских теннисисток на олимпийскую медаль в одиночном разряде сведены к минимуму, поскольку вторая ракетка страны Полин Парментье занимает сейчас в рейтинге только 59-е место. Женская же сборная Франции, которая в 2003 году выиграла Кубок федерации, а затем дважды подряд уступала нашей команде в финалах, находится лишь в 1-й Мировой группе, то есть за пределами восьмерки сильнейших.
Коренная причина всех этих проблем лежит на поверхности. Теннис - индивидуальный вид спорта, в котором у всех спортсменов, тем более ведущих, сильно выражено собственное "я". Отсюда и напряжение, время от времени возникающее то в одной сборной, то в другой. Сампрас - Агасси, Беккер - Штих, Янкович - Иванович - да много ли других явных и скрытых конфликтов в национальных командах разных стран наблюдалось в Кубке Дэвиса и Кубке федерации! А ведь без психологической совместимости спортсменов и одновременно присутствия у них чувства патриотизма успех в командных соревнованиях крайне проблематичен.
Создать сплоченный боеспособный коллектив непросто в любом виде спорта, а в теннисе - вдвойне. При этом руководителю всегда приходится придерживаться определенных правил. Эти правила изначально могут быть более мягкими или более жесткими, но они всегда должны быть постоянными. В противном случае коллектив становится нежизнеспособным и разваливается после малейших трений.
Спортсмен не может менять правила формирования сборной, тем более если эти правила существуют давно. Это примерно то же самое, что нарушать существующие в государстве законы. Поэтому я убежден, что французы не имели права позволить Бартоли диктовать федерации собственные условия. С большой степенью вероятности можно предположить, что против этого выступили бы все остальные теннисистки, и тогда уже весь коллектив сборной Франции оказался бы парализованным.
Возникает другой вопрос - была ли возможность изначально не доводить дело до тупиковой ситуации? То есть попробовать договориться с Бартоли не сейчас, когда конфликт зашел уже слишком далеко, а гораздо раньше? Рискну предположить, что нынешнего открытого противостояния можно было бы избежать, хотя, конечно, для этого всем сторонам пришлось бы пойти на определенный компромисс. Однако чтобы делать такие заявления наверняка, надо знать ситуацию изнутри.
Так же сложно однозначно оценить существующие правила допуска на Игры, сформулированные ITF. Разумеется, они неидеальны. Например, олимпийский турнир в Лондоне пройдет на травяных кортах Уимблдона, а отбор участников будет производиться по рейтингу, опубликованному после Roland Garros, вследствие чего определенное преимущество получают грунтовые специалисты, которым, как правило, на траве ничего не светит. Однако в ситуации, когда в мировом теннисе правят балом сразу три международные организации - ITF, ATP и WTA, невозможно удовлетворить абсолютно всех.
Что же касается обязанности теннисистов и теннисисток выступать в командных соревнованиях для попадания на Олимпиаду, то я не вижу в этом пункте особых противоречий. Ведь логика ITF состоит в том, что на Играх спортсмен представляет всю страну. То есть фактически играет в одной команде со своими соотечественниками.
Шамиль ТАРПИЩЕВ - член МОК, президент Федерации тенниса России, капитан национальных сборных в Кубке Дэвиса и Кубке федерации