Слава МАЛАМУД
Ну, в общем, все ясно. Америка - это Америка, Китай - это как прежде СССР. Вот и воюют между собой.
Оставим в покое Россию, для которой эта Олимпиада получилась вовсе не плохой - даже при том, что мы впервые в истории (не считая царских времен) не попали в первую тройку по золоту. Это самое третье место - либо твердое и законное, либо оспариваемое в борьбе с хозяевами Игр-2012 или нарождающейся новой силой (здравствуйте, Южная Корея) - наш удел в обозримом будущем. И на самом деле, в этом уделе нет ничего зазорного. Российским автомобилестроителям, животноводам, ученым и представителям множества других областей деятельности о том, чтобы быть третьими в мире, пока остается только мечтать.
А в наших некогда привычных небесных высях будут клевать друг дружку американский лысый орел и китайский, тоже не волосатый, дракон. При этом, даже бегло глянув на результаты, можно без труда предсказать следующее: Америка останется на своем уровне, а Китай будет прибавлять, урывая кусочки из американского медального пирога: и пловцов вырастят (пусть удобрения и вызывают вопросы), и легкоатлетов натаскают. Любительский бокс, который в Америке давно умер (и вряд ли возродится, разве только у женщин), Китай тоже осваивает со страшной силой.
В Лондоне китайцы предсказуемо отступили с аномальных пекинских рубежей, но все равно взяли больше золота, чем когда-либо еще. В Рио, если тенденция продолжится, возьмут больше: все-таки Англия для американцев - практически второй дом. Возможно, уже начиная со следующего цикла Китай станет постоянным лидером медального зачета, каким был в свое время СССР. Ну и молодцы. Конец этого славного пути мы знаем, но китайцам об этом не скажем. Зачем, как нынче говорят, спойлерить?
Американцы, конечно же, рапортуют об успехах. Золотой улов - лучший во всех недомашних Олимпиадах. Когда перед Играми тамошняя федерация легкой атлетики предсказала 30 медалей, ее смешали со всем, с чем полагается. Но американские легкоатлеты везут из Лондона 29 наград плюс мировой рекорд в женской эстафете, предотвращение ямайского хет-трика на стометровке и героизм Мантео Митчелла, который завершил свой этап эстафеты 4Х400 метров на сломанной ноге. Думаю, неведомый нам (и, кстати, населению США) босс федерации легкой атлетики может в ближайшие четыре года ходить гоголем.
В Китае со знакомым нам гулом заработал механизм отмазок и обличений. "Мы должны громко воззвать, - с китайской цветистостью, но с нашим апломбом заявляет какая-то там "Поднебесная правда". - Лондонская Олимпиада! Под олимпийскими кольцами судить всех надо равно и беспристрастно!" Приватно-то китайцы наверняка ожидали, что проиграют Америке, но народ помнит о золотом дожде Пекина-2008, и судейский произвол в логове английского империализма сойдет в качестве уважительной причины.
Что ж, китайцы Америку наверняка еще обгонят. Там подтянут, тут прищучат, поменяют вагон отработанного олимпийского материала на вагон свежего, о судьбе каких-нибудь тренеров и руководителей история вообще умолчит. Может быть, найдут способ воспитывать пловцов еще в утробе или придумают еще что-нибудь в том же духе. И наверняка это олимпийское счастье любой ценой принесет Китаю столько же итоговой пользы, сколько принесло в свое время Советскому Союзу.
Америка же останется Америкой - со своими стабильными, вековыми уже, результатами. Зачем ей меняться? Потому что я знаю, о чем сейчас думает пловчиха Мисси Франклин, на счету которой в Лондоне больше медалей, чем у кого бы то ни было, кроме Майкла Фелпса. Через год Мисси оканчивает школу и сейчас думает о том, податься ей в профессионалы (то есть назаключать рекламных контрактов и кормиться от них весь олимпийский цикл) или пойти в университет и плавать там за каких-нибудь "Бульдогов из Джорджии" или "Троянцев из Южной Калифорнии". Чтобы с друзьями, обожанием студентов-фанатов и хорошим бесплатным образованием - но уже без многомиллионных контрактов, потому что студенты могут заниматься спортом только на любительских началах. "Вот и думаю, - рассуждает Мисси в прессе, - что же в итоге позволит мне быть счастливой молодой девушкой?"
Жалко Мисси. Непростой выбор. Хорошо, что китаянки, прилежно и посменно кующие стране золото, от него освобождены.
Лондон