Виктор Тихонов единственным из членов исполкома ФХР высказался за то, чтобы не прерывать сотрудничество с Зинэтулой Билялетдиновым проваленной Олимпиадой в Сочи, а дать наставнику поработать до ЧМ-2014
Андрей КУЗНЕЦОВ из Москвы
83-летний легендарный тренер заставил вспомнить, что начиная с конца 70-х динамовского защитника сборной СССР никто внутри национальной команды Зинэтулой не называл. Исключительно Сашей. Виктор Васильевич то обращение старых времен носит в себе до сих пор.
– О чем рассказывал исполкому Билялетдинов?
– О трудностях, которые он испытал до и во время Олимпиады. О том, что в хоккейной стране России больше не осталось центральных нападающих. О том, что звездного народу среди игроков все меньше. Задавал вопрос "Что дальше делать-то?". "Пытался поменять. Но ничего не получилось" – сказал Саша. Я с ним согласен в том, что наш хоккей ждут тяжелые времена.
– Что делать-то?
– Реформа нужна. ФХР и КХЛ все бодаются друг с другом. А должны объединяться. Одни за сборную отвечают, за детско-юношеский спорт, за методики. Другие занимаются соревнованиями, внутриклубной подготовкой кандидатов в главную команду страны. Требуется единство, а его до сих пор нет.
– Ваш многолетний соратник по работе в сборной СССР Владимир Юрзинов сказал, что Билялетдинов приучал олимпийскую сборную к той игровой модели, которая не отвечает нашим национальным традициям. К тому хоккею, в который русские никогда не играли. Согласны с этим?
– Вы меня так спрашиваете, как будто предыдущую Олимпиаду предыдущий тренерский штаб отыграл намного лучше. Разве после Ванкувера не было того же самого огорчения, которое есть сейчас после Сочи?
– Быков хотя бы сгорал красиво. С музыкой. В бою. Играл в атакующий хоккей.
– И что? Дальше что? Зря, что ли, исполком его снял большинством голосов? Ничего Быков не делал. Молодежь не готовил ни фига.
– Я правильно понял, что вы считаете работу Билялетдинова более успешной, чем быковскую?
– Да что сейчас об этом (отмахитвается).
– У многих экспертов есть мнение, что Билялетдинов просто не справился с управлением этой звездной командой. Другой, обладающий схожим авторитетом специалист, на его месте справился бы?
– Сложно сказать. На мой взгляд, нет. Не сладил бы. Я, кстати, был единственным, кто на этом исполкоме проголосовал за вариант "Саша продолжает работать со сборной".
– Почему?
– Потому что был в его шкуре в 1980-м. Абсолютно аналогичная ситуация. Проиграли Олимпиаду в Лейк-Плэсиде, меня целый год критиковали так же, как Билялетдинова сейчас критикуют. Будь здоров сколько о себе услышал – и написал рапорт об увольнении. Руководство вызвало, убедило вернуться. Поэтому я и считал , что главный тренер должен продолжить работу со сборной хотя бы до чемпионата мира.
– То есть вы считаете, что последнего слова в сборной Билялетдинов не сказал?
– Слишком сложный вопрос.
– Чего нам теперь ждать от ЧМ-2014?
– Все разговоры идут вокруг Знарка. Насколько понимаю, он и придет. А возвращаясь к Билялетдинову, отмечу еще одну вещь. Вокруг него было слишком много помощников. Которые так ему и не помогли. Раньше как было принято? Вот главный, вот один ассистент. А теперь мы стали в этом смысле как американцы. Пять тренеров на лавке, три наверху еще сидят. Один за вратаря, другой за защитников, третий за нападающих. А толку-то что? Главному что осталось делать и решать. Билялетдинову явно не хватило человека, который сказал бы ему: "Саша, кризис, надо что-то предпринять и исправить". Такой помощник был нужен в Сочи. А его не было.