Командный зачет Сочи-2014: попадем ли в тройку?
Корреспондент "СЭ" объясняет, почему сборная России вполне может не попасть в первую тройку командного зачета Олимпиады-2014 в Сочи.
Владимир МОЖАЙЦЕВ
После победы мужской сборной России по волейболу на Играх-2012 в Лондоне мне довелось пообщаться почти со всеми ее творцами. И общим лейтмотивом высказываний было: "Нам чем сложнее - тем проще". Не травмировал бы Михайлов голеностоп в матче с болгарами перед самым стартом Игр, не клали бы на победный жертвенный алтарь собственное здоровье Тетюхин, Волков и Хтей, не судил бы нас так строго венгерский арбитр Хобор, не получили бы мы по итогам первых двух сетов финала 0:2 и полную игровую безнадегу - кто знает, удалось бы в итоге Владимиру Алекно привести подопечных к героическому триумфу?
Точно такую же мысль - "чем сложнее - тем нам проще" часто повторяли бывший и нынешний капитаны сборных России по баскетболу - Илона Корстин и Сергей Моня. Нам и впрямь преодолевать и выгрызать легче, чем брать свое.
В этой связи финансовый ливень, обрушившийся на наших "зимников" в последние годы, должен скорее настораживать, чем настраивать на оптимистичный лад. Российские спортсмены способны попросту задохнуться в непривычно тепличных условиях - как это произошло с раджой из знаменитого советского мультфильма про золотую антилопу. Опасное это животное, кто бы ни выступал в ее качестве - государство или миллиардеры-энтузиасты.
Нет, я не призываю перевести наших олимпийцев в тот позорно нищенский режим, в котором готовились многие триумфаторы зимних и летних Игр в постсоветский период. И все-таки уверен: спортсмен всегда должен оставаться чуточку голодным. Может быть, даже не фигурально.
От эмпирически-эмоциональных, а потому недоказуемых материй перейдем к железобетонной статистике. С одной стороны, она вроде бы свидетельствует о том, что в относительно недалеком прошлом хозяева зимних Игр выступали успешно. В Ванкувере канадцы вообще разгромили всех и вся, в Турине и Нагано итальянцы и японцы сподобились на рекордные для себя 5 золотых медалей, в Солт-Лейк-Сити звездно-полосатые взбирались на верхнюю ступень пьедестала почета аж 10 раз, что тоже являлось для них рекордом. С другой - россияне последний раз попадали в итоговую тройку в далеком 1998 году, причем в их активе тогда оказалось 9 золотых медалей. При том что в 2002-м у наших было всего 5 первых мест, в 2006-м - 8, а в 2010-м) - и вовсе три.
То есть к показателям "10-12", о которых упоминает мой коллега Олег Шамонаев, мы вплотную подобрались лишь один раз, да и то - 16 лет назад. А ведь тогда в командной гонке не участвовал один из потенциальных фаворитов сочинских Игр - Корея. И Канада представляла собой далеко не такую грозную силу, как сейчас…
Да и тональность высказываний российских спортивных руководителей, за несколько лет снизивших планку задач от "наша цель - первое место" до "попадание в тройку станет огромным успехом", навевает определенный пессимизм. Конечно, какие-то дополнительные золотые медали за счет вбуханных в нанолыжи, наносанки и нанотрассы миллионов, а также корейского, словенского, американского, белорусского и украинского мастерства Россия может получить. Но хватит ли этого для попадания в тройку? Большой вопрос.