"СЭ" – о лидере сборной России по шорт-треку, с которым связаны наши главные сочинские медальные надежды в этом виде спорта.
ГИМН, БОРЩ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
Когда просишь людей рассказать о Викторе Ане, первое, что слышишь в девяти случаях из десяти, – "скромный", "простой" и даже "стеснительный". Оставшийся процент тоже обязательно упомянет об этом, просто не сразу. Тем, кто видел его только на дистанции – агрессивного, злого, обходящего соперников, как мопед стоящие в пробке машины, – в это трудно поверить. Спросите голландца Шипке Кнегта, от досады показавшего Ану оба средних пальца по окончании эстафеты на ЧЕ-2013 в Дрездене и тем самым обеспечившего континентальному первенству невиданное прежде паблисити.
Те, кто встречал Ана без шлема и комбинезона, впрочем, тоже не всегда верят в его застенчивость. Всему виной некоторые оставшиеся с ним корейские привычки. Среди них – совершенно естественное в Восточной Азии пристрастие к частой смене экстравагантных по европейским и российским меркам причесок, необычный подход к стилю. Сейчас у Виктора темно-кирпичный цвет волос и ассиметрично выбритая часть затылка. Не исключено, что к Сочи он, как легкоатлетка Татьяна Лебедева, сделает на своей голове что-то особенное.
"Витя ведет себя как обычный парень, как будто и нет у него никаких олимпийских медалей и рекордов. Он и в корейской команде был таким – стеснительным и молчаливым, – рассказывает Татьяна Бородулина, лидер женской сборной России по шорт-треку. – Но когда ты начинаешь с ним говорить, всегда поддерживает беседу. Для нас он уже свой: Витя, Витек. Пацаны с ним все время шутят. Я не знаю его очень близко, но мне кажется, он добрый. И у нас в команде его все очень любят".
Последнее неудивительно: Виктор Ан не держится особняком, выучил язык, с чувством поет российский гимн и ест все, что дают в столовой Новогорска, включая лапшу и борщ. Говорят, в команде ему даже придумали дружеское прозвище Монгол. Уже какое-то время рядом с ним нет личного корейского тренера и помощника. Из его персональной команды осталась, похоже, только супруга Нари – красивая, миниатюрная, улыбчивая девушка, словно сошедшая с обложки каталога азиатской моды. Она тоже может поддержать беседу на русском, а когда в честь мужа играют наш гимн, подпевает, отбивая такт мелодии ножкой.
Наверняка они оба скучают по чему-то родному, оставшемуся в далекой Корее. Но когда видишь чету Ан в окружении команды, сразу вспоминаются слова Виктора о переезде в Россию: "Не пытайтесь убедить меня, что поступил неправильно. Я ни о чем не жалею".
Отношения Ана с бывшими соотечественниками тоже показательны. Корейская пресса в свое время много писала о конфликте главной звезды шорт-трека с национальной федерацией, давая слово обеим сторонам. Большинство поверили спортсмену. Поддержать Ана на недавнем чемпионате Европы в Дрездене пришли местные корейцы. Говорят, осенью на этапе Кубка мира в Сеуле, несмотря на то, что там он неоднократно огорчил хозяев соревнований, люди встречали его баннерами с новым русским именем: "Мы всегда на твоей стороне, Виктор Ан". Наконец, в любимом корейском ресторане в Москве к нему постоянно выстраивается очередь из желающих сфотографироваться.
Эту часть работы, в отличие от интервью, Виктор, очевидно, любит – даже сейчас, перед Сочи, без проблем встанет в кадр и ни единым движением не даст понять, что ты чем-то его обеспокоил. А вот интервью он не любил никогда. И в преддверии Сочи решил от них отказаться вовсе. "До Олимпиады Виктор не будет говорить, – предупредили меня в команде перед началом дрезденского чемпионата. – А мы не хотим на него давить. Он наш лидер и имеет право на небольшую поблажку".
Я не поверила. И подошла к самому спортсмену после его первой победы – на 500-метровке, решив воспользоваться эмоциональным моментом. Ан выслушал просьбу – и отказался, сопроводив это извинениями и вежливым восточным поклоном. Обидеться на него в тот момент были все основания, но у меня, если честно, не получилось. В манере общения Ана с внешним миром действительно нет ни капли надменности, и это подкупает.
Некоторые считают, что общаться с журналистами он отказывается из-за своей застенчивости – стесняется говорить на русском с ошибками. Но вряд ли дело только в этом. "Просто Виктор не любит раздавать обещания, – заметила по этому поводу Бородулина. – Предпочитает сначала сделать, а потом об этом рассказывать". Чего ждут от Ана в Сочи, понятно всем и в первую очередь, разумеется, ему самому. Вряд ли стоит удивляться, что пока он не склонен рассуждать на эту тему.
ФЕНОМЕН
"Для меня Виктор Ан – лучший спортсмен в мире с точки зрения техники и манеры ведения гонки, – сказал о лидере сборной России знаменитый американец Антон Аполо Оно. – Я, бывало, следил за ним в гонке просто ради того, чтобы посмотреть, как он бежит. Он феноменален! И то, через что он прошел в последние годы, поразительно. Больше всего мне сейчас импонирует в Ане то, что он соревнуется для себя. Не потому, что его подгоняют тренеры или кто-то еще, а потому что он искренне, по-настоящему любит выигрывать и обожает наш вид спорта. Для меня это олицетворение того, почему спортсмены бывают такими крутыми".
Восстановление Ана после периода затяжных травм, начавшегося в 2008 году, заняло несколько лет. По словам главного тренера сборной России Себастьяна Кроса, только в нынешнем сезоне Виктор смог работать без ограничений. Как результат – 5 побед на пред-олимпийском чемпионате Европы из 6 возможных. Неудивительно, что история корейского чемпиона, принявшего российское гражданство ради выступления в Сочи, вызывает все больший интерес за рубежом.
Новый Ан еще в прошлом году обратил на себя внимание в США и Азии, где забили тревогу. Главному тренеру сборной Кореи пришлось отвечать на неприятные вопросы, и нельзя сказать, чтобы он добавил себе очков, заявив: по его мнению, бывший подопечный – всего лишь один из иностранных спортсменов, и он не видит смысла следить за ним более пристально.
По иронии судьбы дольше всего слава Виктора Ана катилась до Европы. О его травмах и конфликте с корейским союзом конькобежцев здесь практически ничего не знают. Причины переезда героя Турина в Россию – вот главная тема, которая в преддверии Сочи интересует европейских коллег.
Один из них в Дрездене спросил Себастьяна Кроса, что тот думает о практике "олимпийского туризма". Французский специалист поправил своего собеседника, подчеркнув, что не стал бы применять этот термин к Ану. "Если бы Виктор продолжал тренироваться в Корее, а выступал бы за Россию – одно дело. Но он переехал и уже три года живет в новой стране, он принял на себя определенные обязательства. Так что в данном случае речь идет о чем-то большем".
Значение Ана для команды давно никто не оспаривает. Хотя мнений, в чем именно оно заключается, достаточно много. "У нас в России удивительный менталитет, – засмеялся в ответ на мой вопрос первый в отечественной истории победитель этапа Кубка мира по шорт-треку Семен Елистратов. – Если олимпийский чемпион или чемпион мира начинает как-то по-особенному завязывать шнурки, значит, всем надо делать так же. Или другой пример. Один спортсмен в повороте ставит руку определенным образом, а все смотрят и думают: ага, чтобы бегать так же быстро, нужно у него это взять. Но мне как раз кажется, что не нужно за кем-то слепо повторять. Это глупо. Виктор Ан – это Виктор Ан. А Елистратов или Григорьев – это Елистратов и Григорьев. Таким, как он, нужно родиться. На мой взгляд, Виктор прежде всего вносит в команду здоровую конкуренцию. Рядом с ним мне хочется совершенствоваться. И в конечном итоге, разумеется, у него выиграть. В такой обстановке растут и мои результаты, и его, и всех остальных".
Менее опытные и титулованные – например, юная Софья Просвирнова – уточняют, что иногда можно и что-то подсмотреть: "Мне кажется, в мире шорт-трека многие ориентируются на Виктора Ана. Когда имеешь возможность тренироваться с таким спортсменом, это здорово. Тут важна и интересна каждая мелочь, вплоть до того, кто как разминается или толкается".
"Виктор очень нужен команде, и все это понимают, – резюмировала опытнейшая Бородулина. – Он очень подтянул ребят. Они и до этого хорошо себя показывали. Но сейчас это совершенно иной уровень".