Выиграв во вторник эстафету 4х6 километров, российские биатлонистки принесли российской команде третью золотую медаль Олимпийских игр в Ванкувере.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Уистлера
Работает с нами на Олимпиаде пара тюменских коллег. И вышло так, что стоял я третьего дня как раз рядом с ними, когда телефонный звонок принес весть о составе нашей женской эстафеты. Информацией, понятно, поделился. И заходили желваки на тюменских скулах, и подернулись печалью их западно-сибирские лица.
Не включили тренеры в состав эстафеты Аню Булыгину, представляющую вышеупомянутый регион. А включили другую Аню - Богалий-Титовец из Новосибирска. Вроде тоже Сибирь-матушка... Но как утешить этим примитивным географическим откровением Тюмень? И разве огорчить отсутствием Булыгиной город на Оби?
Та Аня, что из Салехарда, - боец в эстафетах крепкий. Как бы ни палила в белый свет как в копеечку в личных гонках, в команде всегда сосредоточена до предела. Не помню случая, чтобы подводила нас Булыгина по-крупному. Ответственность - великий кнут, мобилизующий и дисциплинирующий.
Но вот поставьте себя на место наших тренеров. Восемь промахов допустила Булыгина в масс-старте. Восемь! Ходила потом улыбчивая на неформальном чествовании Устюгова и Зайцевой в русском биатлонном доме Уистлера, но веселье то казалось панцирем, оберегающим то ли гонщицу от окружающего мира, то ли мир от порезанной гонщицкой души. Женской души, замечу!
Ну вот не справится Булыгина со своим этапом, перенакрутит себя, пережжет иль "колотнет" ее по-взрослому - что тренерам говорить в такой ситуации? И что будут говорить им? "Где были ваши глаза, когда вы ставили в эстафету сырую участницу?"
А рядом - Богалий-Титовец, крепкая нервами Анна Ивановна, олимпийская чемпионка Турина как раз в эстафете, между прочим. Да, у нее был не очень удачный этап в январском Оберхофе, если не ошибаюсь. Тогда Аня из Новосибирска промахнулась пять раз и привезла команде 50 секунд отставания. Но уже здесь, в индивидуальной гонке, она стала шестой по скорости среди всех участниц. И промахнулась "всего" трижды. Три перевесило восемь. Формальные резоны оказались на стороне Богалий-Титовец. И мало у кого поднимется рука бросать за это камни в наших тренеров.
Единственный вопрос, который все-таки считаю своим долгом задать сейчас, - а достаточно ли большое значение придавали они, тренеры, тому факту, что логику они выстроили мужскую, а речь идет все-таки о женщинах? О тех самых, прекрасных и непредсказуемых, что миллиарды раз доказывали: для объяснения их поступков даже понятие "наоборот" - слабый помощник?
И вот вам довесок к той же теме. Очень многие здесь, в Ванкувере, да и не только здесь, склонны были усмотреть ростки женской логики в решении немецкого тренера Уве Мюссиганга. Нойнер, великая Нойнер осталась за бортом эстафетной команды! Что это, если не пресловутое "наоборот"? Что за мягкотелость, граничащая с безалаберностью? О чем он думал, этот Мюссиганг, если не поставить вопрос иначе: чем он думал?
Погодите, однако, усматривать в ситуации преступное самопожертвование Нойнер или одиозность ее тренера. Никто олимпийскими медалями просто так не делится, даже нагруженная ими, как рейнская баржа, Магдалена.
За день до гонки удалось пообщаться с немецкими коллегами. И сказали они нам примерно следующее: Нойнер выжата, как спелый томат в соковыжималке. Ее эмоции - зеро, ее готовность к подвигам - мизер. Улыбчивая, несгибаемая, жизнеутверждающая Магдаленка погрустнела, согнулась, смялась. Она не хотела - не могла бежать вчера. Ее патронташи были слишком пусты для такой охоты.
Последнее, о чем осталось сказать (и о чем говорю, собственно) за несколько секунд до старта: в Турине Богалий-Титовец, Светлана Ишмуратова, Ольга Зайцева и Альбина Ахатова добыли свое эстафетное золото ровно 4 года назад - 23 февраля. Сделав это ради России и российских мужиков.
Примем как факт. И рванем на трассу.
Слепцова на первом этапе была предсказуема. И тем хороша. Дикий рывок с первых метров, превосходство на трассе, желание демонстрировать соперницам только тыльную свою сторону, обратив фронтальную на свободную лыжню.
И - к счастью, отменная стрельба. Имея в конкурентках француженку Брюне и пламенную Кати Вильхельм, ханты-мансийская Света закрыла десять мишеней из десяти. На третий свой круг она ушла лидером, опережая Брюне на 11 с лишним секунд. Закончила его, правда, второй. Такова Света на этой Олимпиаде. И это, видит бог, не худший вариант в том случае, если речь идет о чистой стрельбе.
Отставание Слепцовой было небольшим - 1,8 секунды. Подхватив его, как флаг, в бурные воды гонки бескомпромиссно устремилась решительная Анна Ивановна. И понеслась по ним на алых новосибирских парусах вполне пристойно.
За ее ход мы и так особо не волновались, хотя соперничать Богалий-Титовец выпало с торопыгой Хаусвальд. Стрельба - другое дело. Кажется иногда, что Анна Ивановна все на трассе делает без нервов. Даже мажет. Однако если первое нас устраивало, то второе - никак.
И сильная новосибирская женщина вологодского "производства" не подвела. По одному промаху на "лежке" и "стойке" - не три, и уж конечно не восемь. А скорость, братцы, у нее была крейсерская. Немка Хаусвальд и француженка Бекар периодически уходили вперед, но монолитная Анна Ивановна удерживала их законом то ли всемирного, то биатлонного тяготения на прочном коротком канате из пеньки сибирского просмола.
Эстафету они передали вровень. Аня - Оле, Хаусвальд - Бек, а Бекар - Дорен. Медведцева в этой компании повела себя как настоящий лидер: выстроила девчонок в колонну по одному и возглавила общий марш-бросок. Чтобы на первом же рубеже показать, кто в строю сержант, а кто ефрейтор.
Отстрелялась красноярская Оля чисто и очень быстро. Немка промахнулась однажды. А француженка, став свидетельницей такого праздника жизни, как-то окислилась и зашла на два штрафных круга. Из тройки лидеров Франция переместилась на 9-е место. Бретань и Валанс впали в траур, на Эйфелевой башне притушили огни...
Вторая Олина стрельба - снова песня. И снова у немки один промах, а у нас - 35 секунд преимущества. Которые к смене этапа превратились в 45. Российская мама двоих детей вынесла крепкотелых европеек в одну калитку, создав то, что нам было так нужно перед последним этапом - четкий, аппетитный отрыв. И передала эстафету Оле-москвичке. Было бы преступно не напомнить вам в такой день, что москвичка эта по фамилии Зайцева - майор российской армии.
Защитница Отечества сделала все, как надо. Опустим секунды, детали отрывов, промахи... У России - третье золото Олимпиады. Женское - в мужской день.