Сергей Гончар: "У нас есть два дня, чтобы во всем разобраться"

Telegram Дзен

Интервью "СЭ" дал самый опытный защитник сборной России, теперь уже четырехкратный участник Олимпиад.

Игорь РАБИНЕР
из Ванкувера

Когда набираешь номер мобильного телефона ведущего защитника "Питтсбург Пингвинз", слышишь не обычные гудки, а легендарную песню Queen "We are the Champions". Это и послужило поводом для первого моего вопроса Сергею Гончару в беседе, которую мы начали за день до матча со Словакией, а закончили - после него.

ИЗ СБОРНЫХ, В КОТОРЫХ Я ИГРАЛ, ЭТА - САМАЯ ТАЛАНТЛИВАЯ

- Мелодия Queen появилась в вашем мобильнике после победы "Пингвинов" в Кубке Стэнли?

- Если честно, да.

- Выигрыш самого престижного трофея клубного хоккея - достаточное основание для того, чтобы считать карьеру успешной?

- Конечно, для такой оценки необходимо еще и золото Олимпиады.

- Вам есть с чем сравнивать. Нынешняя олимпийская сборная России - самая талантливая из тех четырех, в которых вам довелось играть?

- Наверное, да. Сравнить с ней можно, пожалуй, команду в Нагано. И все же - да.

- Что помешало добиться победы на трех предыдущих турнирах?

- Ответить на этот вопрос не так просто. Где-то не хватило сыгранности, где-то - концентрации, где-то - сил... Словом, всего по чуть-чуть. Какого-то единого диагноза того, что происходило в решающих матчах трех минувших Олимпиад, у меня нет.

- Как добиться того, чтобы нашу команду не выхолащивал ярко выигранный четвертьфинал, как это произошло и в Солт-Лейк-Сити, и в Турине?

- Постойте. Считаю, что сейчас рассуждать о четвертьфинале и том, что следует за ним - значит забегать вперед. Сперва надо сосредоточиться на квалификационном раунде. Не время еще думать о Канаде и еще о чем-то таком, что сейчас повсеместно обсуждается! Надо на каждый матч настраиваться так, будто существует он и только он. И сильно не радоваться первым победам. Радоваться надо только последней победе. Потому что цель у нас одна, и она известна всем.

- Жена, с которой вы познакомились во время Игр в Нагано, приедет в Ванкувер вас поддержать в очередную годовщину вашего знакомства?

- Конечно, они с дочкой приедут. Олимпийский турнир для меня имеет не только профессиональное, но и глубоко личное значение, потому что подарил мне семью.

ИЗМЕНИЛИСЬ НЕ ИГРОКИ. ИЗМЕНИЛАСЬ СБОРНАЯ

- Ни на каком этапе не сомневались, ехать ли в Ванкувер? Это все-таки серьезная дополнительная нагрузка, а в последние годы вам не удалось избежать травм, порой серьезных. И 35 лет - не юношеский возраст.

- Нет, мыслей отказаться от приглашения в сборную не возникало ни разу. На олимпийские турниры я приезжал и приезжаю всегда.

- Как относитесь к истории с Сергеем Зубовым, отказавшимся ехать запасным на Олимпиаду через "СЭ" с формулировкой: "Мне плюнули в лицо"?

- Живя за океаном, я не владею всей полнотой информации по этому вопросу. В любом случае не считаю своевременным сейчас это обсуждать. Уже сказанного все равно не вернешь. Надо сосредоточиться на наших сегодняшних играх.

- Спросил об этом потому, что не представляю вас в зубовской ситуации - у вас давно уже сложилась репутация едва ли не самого бесконфликтного российского энхаэловца. А вы можете представить себе подобное в своем исполнении?

- Нет, наверное. У меня нормальные отношения с тренерами. Случись какое-то недопонимание - поговорили бы и решили проблему между собой.

- Судьба распорядилась так, что у вас нет ни одной золотой медали чемпиона мира, поскольку два последних сезона "Питтсбург" доходил до финала Кубка Стэнли. Не обидно - ведь вы отдали российскому хоккею столько лет и сил?

- Судьбу не изменишь. Мне пока не довелось стать чемпионом мира, но в то же время я выиграл Кубок Стэнли. Вот если бы не было ни того, ни другого, досада, возможно, и была бы. А так - где-то теряешь, где-то находишь.

- Зубов, Федоров, Козлов, Радулов, многие другие российские игроки уехали в последние годы в КХЛ. У вас нет таких планов?

- Пока я думаю только об одном - чтобы на Олимпийских играх бороться за золото. А дальше посмотрим. Если будут варианты, после окончания контракта рассмотрю их. Сказать, что точно поступлю так или этак, не могу. Контракт у меня заканчивается после завершения нынешнего сезона.

- В Питере у вас по-прежнему есть жилье?

- Да.

- Молодое поколение наших энхаэловцев, по-вашему, отличается от поколения 90-х по части отношения к сборной и вообще к стране?

- Не думаю. Те ребята так же выросли в России, как и эти. Разница в том, что поменялась сама сборная. Другая атмосфера, другой подход к игрокам. И результат, соответственно, совсем другой.

- Вячеслав Быков отличается от российских тренеров, с которыми вам довелось работать в сборной прежде?

- Да. Наверное, тем, как он способен сплотить команду. Суть его подхода в том, что в первую очередь мы должны быть сильным коллективом. И двукратным чемпионом мира сборная России, насколько я могу судить из разговоров с ребятами, стала именно за счет команды и отношений внутри нее.

ОВЕЧКИНА И КРОСБИ СРАВНИВАТЬ НЕЛЬЗЯ

- Говорили ли вы в Питтсбурге о предстоящей Олимпиаде с одноклубником Сидни Кросби?

- Когда играешь через день, время подумать об Олимпиаде и обменяться фразами о ней, конечно, есть - но его немного. Чуть-чуть вспоминали о молодежных чемпионатах мира, в которых участвовали. Но никаких пари, естественно, не заключали, и разговоров в том ключе, кто сильнее - Россия или Канада, - не вели.

- Как бы вы охарактеризовали свои отношения с Кросби? Разница в возрасте сказывается?

- Я бы не сказал. Отношения хорошие. У нас вообще команда дружная, все ребята вместе - и молодые, и те, кто постарше. С людьми в команде нам определенно повезло, и это одна из сильных сторон "Питтсбурга".

- Кто сильнее - Овечкин или Кросби? Спрашиваю вас как человека, который прекрасно знает обоих.

- Каждый силен по-своему. Саша - более "забивной". Сидни - в первую очередь классный разыгрывающий. Это очень разноплановые игроки с разными характерами и темпераментами, которых, считаю, сравнивать неверно.

- В свое время после столкновений с Овечкиным вы получили две травмы. Это не сказалось на ваших отношениях?

- Странный вопрос. Мы играем в одной команде, вместе боремся за олимпийское золото, и этим сказано все. Зачем в такой момент вспоминать то, что было когда-то?

- С учетом той истерии, которая развернулась в Северной Америке вокруг противостояния Овечкина и Кросби, для них обоих принципиально здесь доказать, что один сильнее другого?

- Это вы, журналисты, раскручиваете противостояние. Зная обоих, уверен - оба в первую очередь хотят выиграть Олимпиаду для своих стран, болельщиков, родных, а не показать что-то друг другу. Саша или Сид, Сид или Саша - так для них вопрос не стоит.

- А Россия или Канада, которые, по мнению большинства наблюдателей, должны встретиться в финале, - стоит?

- Тоже нет! Все эти разговоры об обязательном финале Россия - Канада абсолютно несвоевременны. И никто из нас всерьез их не воспринимает. Команды сейчас очень высококлассные, по уровню близки друг к другу. С подходом, что в финале точно встретимся мы и канадцы, на Олимпиаде делать нечего. В каждом матче надо начинать с чистого листа, настраиваться по-новому, выкладываться без остатка.

- Насколько, по-вашему, важно занять первое место в группе и попасть в четвертьфинале на относительно простого соперника? В Нагано произошло именно так - и команда дошла до финала. В Солт-Лейк-Сити и Турине встречались с действующими олимпийскими чемпионами, обыграли их - но на следующий матч команду не хватило.

- В ваших суждениях, безусловно, есть логика. Но как будет на самом деле - не знает никто. Наверное, было бы здорово подгадать себе на этой стадии лучшего соперника. Но нельзя считать варианты. Надо просто выходить и выигрывать каждый отдельный матч. Турнир скоротечный, ответственность огромная, на какие-то подсчеты, экономию сил, другие подобные хитрости у нас нет ни времени, ни права.

ПОМОГАЛ МАЛКИНУ, ПОМНЯ СЕБЯ

- Евгений Малкин для вас по-прежнему как младший брат? Все помнят, как вы опекали его в первые годы в НХЛ, и он какое-то время даже жил у вас дома. Его отец на днях признался: "Если бы не Гончар, Женя, может быть, вернулся бы в Россию".

- Брат не брат, но связывает нас действительно многое. Помню, через что мне пришлось пройти, когда я приехал в НХЛ. Конечно, уезжал я совсем из другой России, чем сейчас, - и жизнь в ту пору у хоккеистов там была устроена совершенно по-другому. Команда о тебе во всем заботилась, решала все вопросы - и вдруг ты оказываешься в ситуации, когда абсолютно все должен решать сам. И открывать счет в банке, и делать массу других вещей, о которых прежде не имел никакого понятия. Я был один, и мне пришлось узнавать обо всем на собственном опыте и ошибках.

Когда в Питтсбург приехал Евгений, я вспомнил обо всем этом. Тем более что немного знаю, как все устроено в Магнитогорске, поскольку выступал за "Металлург" во время локаута. Там хоккеистов тоже во всем опекают, и Малкин жил в обстановке, когда ему самому не нужно было ничего решать. Мне, в частности, там очень помогали. И для него без помощи на первых порах пришлось бы тяжело. Я действительно хотел ему помочь.

- Почему, по-вашему, Малкин проводит этот сезон послабее блистательного предыдущего, в котором он стал MVP Кубка Стэнли?

- Нормально он играет. А небольшой спад после великолепного сезона - такая история происходит со многими. Надо выходить и работать, работать. Где-то ему чуть не везло, в начале сезона были травмы. Но надо отдать Жене должное - он здорово тренируется, ищет свою игру. И постепенно находит.

- В Ванкувере вы играете в одной пятерке с Малкиным. Признайтесь: просили об этом Быкова?

- Не просил. У тренера свое видение игры, и просить его о чем-то я не считал возможным.

- Вас удивило, что к матчу со скромной Латвией тренерский штаб готовил команду тщательно, с помощью видеоматериалов?

- Нет, поскольку все понимали, что будет тяжело. Не было никаких сомнений, что самоотдача у соперников будет сумасшедшей и к матчу надо было подойти во всеоружии. В том числе и тактически.

- Дотошность подготовки к матчам, разбора игр соперников в этой сборной соответствует уровню НХЛ?

- Да. Готовимся мы хорошо и тщательно. Но для окончательных выводов нужно провести несколько игр.

- Были ли какие-то моменты в первом матче, которые вам не понравились?

- То, что во втором периоде расслабились. Нужно сделать так, чтобы мы играли в одинаковый хоккей все 60 минут и не позволяли сопернику почувствовать свою игру.

- На тренировке за день до матча со Словакией вы наигрывали супербригаду большинства: Гончар - Овечкин, Семин - Малкин - Ковальчук. С нетерпением ждете, как она заработает?

- Конечно, ждем. Потому что понимаю, насколько важен розыгрыш лишнего. В первом матче большинство мы реализовывали неважно, поэтому к изменениям были готовы.

- Как относитесь к тому, что в случае травм делать замены по регламенту турнира нельзя?

- Как мы можем выходить на игру, бояться получить травмы и не выкладываться из-за этого по полной? Тогда мы не дадим результата. Наша основная задача - выйти на площадку, показать хороший хоккей и сделать все для победы. Мы не думаем о том, чтобы себя поберечь. С таким настроем ничего хорошего быть не может.

- Следите ли за Играми в целом, понимаете ли, что на хоккейную сборную ложится особая ответственность?

- Конечно, следим. И видим, что ребята выступают не самым лучшим образом. Тем не менее у нас есть свои игры, к которым надо готовиться. Мы стараемся не думать о давлении на олимпийскую команду в целом, о том, что у кого-то не получилось и как это влияет на нас. Жаль, конечно, что ребята не выигрывают так много медалей, как хотелось бы, но сказать, что мы постоянно об этом думаем, было бы преувеличением. Нам надо решать свою задачу и концентрироваться на этом.

- Вы, один из лучших защитников-снайперов последних полутора десятилетий в НХЛ, за три с лишним Олимпиады не забили ни одного гола. Объясняется ли это тем, что в сборной вам приходится играть более строго, в "домоседский" хоккей?

- Не задумывался об этом. Забил или не забил - для меня не важно. Единственный показатель, который имеет значение, - выиграли или нет. Забивать голы - не та задача, ради которой я приехал сюда. Я здесь для того, чтобы выиграть Олимпиаду.

СПЕЦБРИГАДЫ ДОЛЖНЫ УСИЛИТЬ СВОЮ ИГРУ

После поражения по буллитам от Словакии Гончар ответил еще на несколько вопросов.

- У вас есть объяснение тому, что произошло?

- По горячим следам трудно что-то сказать, кроме того, что спецбригады должны усилить свою игру. У нас есть два дня на то, чтобы разобраться в причинах и подготовиться к матчу с чехами. Это будет сложная игра - в том числе и потому, что они действуют в схожей манере со словаками. Пока что мы не реализовываем свои моменты, наша игра в большинстве оставляет желать лучшего. Но нельзя опускать руки. Надо собраться и идти дальше.

- Почему, по-вашему, не сработало создание супербригады большинства?

- Какие-то положительные моменты были, но главное, что результат оказался отрицательным. Значит, два дня будем думать и работать над этим. Задача спецбригад - забить гол. Его не было. Будем смотреть видео, разбирать, что конкретно не вышло.

- Многие ожидали, что на следующий день после матча с Чехией самая "пожилая" на турнире команда, Словакия, физически подсядет. А она, вчистую уступив нам второй период по броскам - 5:16, в третьем вдруг преобразилась и нас переиграла. Как это понять?

- Где-то, может, мы недодавили. Скажем честно: возможно, в третьем периоде надо было еще прибавить. Ясно, что, когда команда играет два дня подряд, ей тяжело, приходится затрачивать больше сил и энергии. Но мы не воспользовались этой возможностью.

- Блестяще сыгравшего против словаков Вокоуна пробить будет сложно?

- А разве легко было с Галаком? Потому они все здесь и играют, и являются первыми вратарями в своих клубах НХЛ, что сильны.

- Ждете встречи со своим бывшим одноклубником по "Вашингтону" Ягром?

- Да, потому что это великий игрок. Сколько бы ему ни было лет, его техника и бросок всегда остаются с ним. И когда у Ягра нет травм, он по-прежнему опасен.

- И россияне, и канадцы не смогли выиграть в основное время, а Россия и вовсе проиграла по буллитам. Лишнее подтверждение того, что далеко не все в этом турнире так однозначно?

- Разумеется. Потому Олимпиада и является таким большим событием, что не только встречаются лучшие игроки мира, но и один матч может перевернуть все. И предельно готовым и собранным нужно быть каждую секунду.