Трехкратный олимпийский чемпион Вегард Ульванг, ныне возглавляющий комиссию FIS по лыжным гонкам, в интервью агентству "Весь спорт" поделился впечатлениями от триумфа своей соотечественницы Марит Бьорген, российских спринтеров Никиты Крюкова и Александра Панжинского, а также о проблемах Петтера Нортуга.
- Бьорген обыгрывает всех на этой Олимпиаде. У вас есть объяснение, как человек, который в прошлом сезоне едва попадал на пьедестал и явно находился на спаде, вдруг сумел настолько феноменально подойти к Олимпийским играм?
- В прошлом году у Марит были проблемы с формой. На мой взгляд, она просто перетренировалась. Но перед этим сезоном она вернулась к своей старой системе, которая приносила успех в ее золотые годы. Мы все счастливы, что это дало такой выдающийся результат.
- Что происходит с еще одним вашим лидером - Петтером Нортугом? Как он себя чувствует, сначала заняв 41-е место в коньковой "пятнашке", а затем без шансов уступив двум россиянам в классическом спринте?
- Пользуясь случаем, я хочу поздравить Никиту Крюкова и Александра Панжинского с блестящим выступлением. А у Петтера все хорошо. Гонка с раздельным стартом - не самая сильная в его арсенале. Плюс, как мне показалось, были допущены ошибки со смазкой. Если лыжи не едут, в такой сильной компании ты очень быстро откатываешься назад. В спринте Петтер доказал, что находится в хорошей форме. Третье место в классическом спринте - тоже далеко не самой сильной его гонке! - это хороший результат. Его главной гонкой на Олимпиаде должен стать дуатлон. Думаю, завтра Нортуг будет очень опасен.
- Вы верите, что россияне Александр Легков и Максим Вылегжанин, неудачно выступившие в первой коньковой гонке, сумеют противостоять Нортугу? В чем вы вообще видите со стороны причины явного спада российской дистанционной команды?
- Я думаю, у россиян хорошая база для развития лыжных гонок. Скоро ваши ребята снова будут побеждать. Как правило, россияне хорошо смотрятся в марафонах. Так что я бы поставил на них в гонке на 50 км. Еще рано вас "хоронить"!
- Вы ожидали такого доминирования в спринте от двух молодых россиян Никиты Крюкова и Александра Панжинского?
- На самом деле в той гонке произошла очень интересная вещь. Впервые в истории спринта мы увидели, как кто-то начал атаку с самого старта, с первых же метров дистанции! Я думаю, норвежцы просто оказались к этому не готовы. Они спали, пока русские атаковали! Лично я правда рад за россиян. Как руководитель FIS я счастлив, когда медали выигрывают разные страны. Пара медалей у Норвегии, пара - у России, Швеции и так далее - вот чего я хочу. На данный момент олимпийские медали Ванкувера в лыжных гонках уже выигрывали представители шести разных стран. Меня больше всего заботит, чтобы это число росло.
- Норвежские спринтеры имели мужество признать, что россияне выиграли, потому что были сильнее, а не из-за допинга. Как вы прокомментируете постоянные спекуляции в норвежской прессе на тему допинга в российской сборной?
- Все дело в том, что у России уже были проблемы. В последнее время слишком много российских спортсменов были дисквалифицированы. Вашей стране нужно бороться с приемом запрещенных препаратов. Все эти допинг-скандалы не на благо нашему виду спорта. Но в любом случае, пока у нас не появится доказательств применения запрещенного препарата, спортсмен невиновен. Это очень важный принцип. Мы не можем никого ни в чем обвинять на пустом месте.
- Случаи, когда допинг-офицеры приходят в команду брать пробы в шесть часов утра прямо накануне гонки, вызваны как раз испорченной репутацией российской сборной?
- Насколько я знаком с системой, каждый спортсмен должен быть готов к тому, что у него могут взять пробу практически в любое время. Система допинг-тестирования - целевая, точечная. То есть чаще других сдают пробы спортсмены, имеющие подозрительный профиль крови. И если тебя постоянно берут на допинг-контроль, скорее всего, это говорит о том, что у допинг-служб есть в отношении тебя определенные подозрения.