9 марта, 16:00
Интересное шоу Игоря Крутого «Рапсодия льда-2» прошло в субботу 8 марта в Москве. Клише про его крутизну сразу опустим, но объективно давно не наблюдалось на российском льду таких масштабных постановок. Илья Авербух вложился эмоционально — мощнейший состав, где с десяток чемпионов мира и несколько олимпиоников, красивая и уместная сценография, без китча. Живой оркестр, мощный вокал с участием лауреатов «Грэмми», полный зал практически без пустых мест — даже хотелось бы, чтобы такие шоу проходили в России... пореже. А не почаще — «Рапсодия льда» как раз штучный товар, проходит раз в пять лет. Может, поэтому душевно.
Но шоу происходило не только на льду — его вы можете увидеть по многочисленным видео в соцсетях. Как Медведева едва не запуталась в платье, но вовремя распуталась, или как Щербакова прыгнула двойной аксель. Шоу происходило и в подтрибунке, где курсировал корреспондент «СЭ» — и записывал главное.
Укол для олимпийского чемпиона
Как всегда, душа любого мероприятия Алексей Ягудин старательно отбивался от вопросов про Плющенко и «Русский вызов». Повторил, что от чемпионов ничего не зависело. На мой провокационный вопрос «Плющенко вас боится, может?» поулыбался и не согласился, а насчет подготовки прыжков в привычной самоироничной манере сказал, что ему бы дойти до раздевалки на своих ногах. И правда — перед началом шоу чемпион Игр 2002 года шутливо убежал от журналистов... в медпункт. Где зычно объявил: «Поставьте мне уже укол, умоляю!»
Еще рассказал сильную историю. Если правильно понял, Марк Кондратюк подарил Алексею газету от 3 сентября 2003 года — это день, в который Ягудина поймали на вождении с превышением нормы алкоголя в США, громкий был случай. А Кондратюк в этот день... родился. «Где-то тьма, а где-то на смену ей приходит в мир свет», — философски заметил фигурист-ветеран.
Дальше пошел сквозной опрос про Олимпиаду. Потенциальных членов сборной хотя бы в запасе было немало — танцоры Кагановская/Некрасов, парники Хабибуллина/Княжук, даже Анна Фролова, ну и россыпь мужчин — Петр Гуменник, Евгений Семененко, Марк Кондратюк...
Тройка на Олимпиаде и даже победа
Начал я совсем с теоретических претендентов. Матвей Ветлугин на мой вопрос, поедет ли он на Олимпиаду, показал на костюм и заявил, что вместо Милана летит в космос. Костюм и правда был как у Вертера из «Гостьи из будущего». Вертер до Олимпиады не доехал, да и кончил не очень. Матвей, надеюсь, в будущее двигается поступательно, посекундно.
Марк Кондратюк похвалил Влада Дикиджи за четверной аксель на Байкале, но когда через эту рекогносцировку мы добрались до вопроса об Олимпиаде, ответил, что «можно даже не пытаться». Мы, как обычно, не послушались и попытались — тщетно.
Интересно рассказал Дмитрий Алиев — он стал девятым на чемпионате России и вряд ли претендует на Олимпиаду, но заявил, что российский одиночник может взять в Милане медаль, а то и выиграть. Смело.
— Я считаю, что сейчас такое время наших парней, когда многие на пике находятся. Я, наверное, соглашусь с тем, что на Олимпийских играх, где, сами знаете, все что угодно может произойти, если наши пацаны выстоят, то смогут хороший результат показать. Не только в топ-5 и в тройку попасть, но даже победа.
Я верю в тех, кто поедет, и солидарен с решениями федерации. Точно буду болеть, неважно, кого выберут. Буду с верой, что они смогут добиться всего и выступить достойно. Это будет историческая... штука.
При этом сам Алиев не настроен завершать карьеру:
— Олимпиада-2030 у меня есть в мечтах? Это очень много. Наверное, нет. Даже точно нет. Если бы меня откинуть лет на восемь назад, то я бы ее рассматривал. А сейчас жизнь так складывается, что сложно так далеко смотреть. Мне будет 30. Это будет очень тяжело для организма. Наш спорт — это не бей-беги, сказали — делай. Это еще и про связь с духовным, голову, йогу, медитации.
Но я сейчас флаг несу в плане возраста. Люди действительно ориентируются и говорят, кто самый возрастной в сборной — это я. Хочу показать, что можно не просто существовать и отбывать на стартах, а быть примером в числе лидеров и так далее. Это меня очень сильно мотивирует.
Такие мастодонты — Овечкин, Роналду — они же сейчас в очень возрастном статусе. Овечкин идет вообще к своему рекорду. Я, конечно, восхищаюсь. Начинаю анализировать, проводить какие-то параллели. И они для меня тоже являются примером. На них вся планета смотрит и равняется. Наверное, в нашем виде спорта понятно, что в 40 не выйти. Хочется просто быть примером, — проповедовал Алиев.
И очень хороший вариант для проповедника и проводника, скажу вам.
Ну и главное блюдо — реальные кандидаты на участие в Олимпиаде. Влада Дикиджи на мероприятии не было, но только что его анонсировала команда Евгения Плющенко в новогодних шоу-2025/26, за месяц до Милана. Конечно, заменить фигуриста ничего не стоит. А если он в запасе олимпийской заявки, а не в основе — то и вряд ли понадобится. Но акции Дикиджи на таком фоне точно идут вниз.
В моих глазах они пошли еще ниже после общения с Семененко и Гуменником. Сайт или газета не передадут интонации и мимику, с которой говорили свои слова лидеры нашей сборной. Но в обоих случаях физиогномика подсказывала: они точно что-то знают и довольны этой информацией, но пока не могут сказать. В случае с Евгением допускаю психологическую защиту, но с Гуменником... готов поставить деньги (небольшие, конечно), что он наш первый номер.
— На финале «Гран-при» после короткой программы ты оценивал вероятность участия в Олимпиаде в 5 процентов. Сейчас сколько?
— После произвольной программы было 6 процентов, сейчас после вот этого выступления 7 процентов. Нужно еще 93 раза откататься, и будет 100%.
— Не знаешь даже, в каком списке, едешь или нет [на олимпийскую квалификацию]?
— Ну догадываюсь, — ох, видели бы его улыбку в этот момент!
— Какие догадки?
— Не хочу говорить.
В качестве бонуса — мысли о том, что программы надо ставить по зарубежным мотивам, а если про Россию, то лучше на иностранном языке, а также слова о том, что надо бы пересечься с американским тренером Рафаэлем Арутюняном (типичный американский тренер, как вы понимаете).
Семененко мог бы спокойно проигнорировать журналистов или уйти от вопросов, что бывало десятки раз, — но нет, Вселенная схлопнулась, он остановился и принял игру. Тут печатаем весь диалог без купюр — в фигурном катании, где ничего нельзя, они бывают странные:
— Мне даже самому интересно, что ты спросишь, — Евгений сделал первый ход.
— Давай попробую. Знаешь ли ты, едешь ли ты на олимпийский отбор?
— Какой у тебя сразу козырный вопрос! (Смеется.) Не знаю.
— То есть вам не сообщали?
— Я ответил.
— Как оценишь свои шансы?
— Я хочу сказать, что сейчас проходит очень необычное шоу — посмотрите на меня, костюм, кто бы мог подумать, что я буду выступать на шоу в таком образе? Даже парик! Очень понравилось выступать — публика, оркестр, потрясающе.
— Как думаешь, на Олимпиаде костюм бы смотрелся органично?
— А слабо ни разу не произнести слово на букву «о»?
— Хотел бы съездить в феврале 2026 года в Милан?
— Неплохо. (Смеется.) Однозначно ответить сейчас не могу, есть здесь свои плюсы и минусы. По поводу шансов — Петя оценивал их в процентах, чтобы не повторяться в цифрах, я отвечу — 1 процент. Есть чуйка, что очень небольшие.
Февраль — это еще долго, а сегодня такие праздники, день рождения моего дорогого тренера Алексея Николаевича [Мишина], Международный женский день, хочется поздравить всех и пожелать всего самого наилучшего. Соревнования недавно закончились — финал «Гран-при» в Красноярске, еще предстоит Кубок Первого канала — ждем Челябинск, турнир шоу-программ также!
— Можно сказать, что ты не задумываешься о следующем сезоне и турнирах в нем, а идешь шаг за шагом?
— Я всегда так выражался, как ты сейчас озвучил. Считаю, что это правильная тактика — шаг за шагом. Не перешагивать же!
— Иногда и перешагнуть надо, когда одна путевка...
— Жестишь. (Смеется.)
Ну что, наша заявка на отбор Гуменник — Семененко?
Впрочем, Евгений прав — дожить еще нужно. Пока все внимание на Кубок Первого канала и турнир шоу-программ. До весны — полноценной, с цветением — ISU вряд ли объявит о своих решениях. В таких ребусах ответ знает только загадывающий.