28 февраля, 16:15
28 февраля — последний день подачи заявок на участие российских фигуристов, шорт-трекистов и конькобежцев в отборочных олимпийских соревнованиях по этим трем видам спорта. Российские федерации должны были выбрать правильных кандидатов с двух точек зрения. Во-первых — спортивной, чтобы они ехали не отбывать номер, а цепляться за медали. Во-вторых, с политической. Условия Международного союза конькобежцев (ISU) жесткие — если не пройдены критерии политической нейтральности и допинговой чистоты основным кандидатом, слетает и запасной.
Однако, судя по сумме факторов, никаких списков, вопреки информации в некоторых СМИ, сегодня озвучено не будет. Довольно ожидаемо Федерация фигурного катания России в условиях, когда весь процесс отбора окутан тайной, предпочла прозрачности и открытости кулуарный вариант. У этого варианта есть как аргументы в пользу, так и недостатки.
В фигурном катании федерация, по информации «СЭ», добилась аппаратной победы и смогла за счет рабочих контактов с ISU получить предварительную информацию, кого точно из нынешнего состава сборной посылать не стоит. С другой стороны, выбирать все равно оказалось сложно — во-первых, и на ISU оказывается давление теми, кто не хочет видеть россиян ни в каком виде, во-вторых, есть МОК, у которого совершенно другие критерии выбора, в-третьих, в России много хороших фигуристов — и выбрать сильнейших сейчас, да еще и угадать, что именно они через год будут лучшими, крайне сложно.
По информации ТАСС, список фигуристов в ISU в пятницу был отправлен, но, как рассказал источник РИА «Новости», он не будет оглашен до получения обратной связи от организации. Эту позицию уже транслировал генеральный директор федерации Александр Коган в разговоре с «СЭ» по итогам финала «Гран-при».
У отсутствия прозрачности есть свои плюсы. Это ограждает спортсменов от ненужного давления. И изнутри, от тех, кто будет кричать про «предателей», и извне — разумеется, про таких фигуристов недоброжелатели будут рыть что угодно, просмотрят все фото, записи, лайки и репосты, материалы СМИ, а то и что-нибудь прифотошопят. Короче, «не навреди» и «счастье любит тишину». Было бы даже логично, если такая рекомендация давалась сверху, например от Минспорта.
Ну и вообще — зачем делать участников Олимпиады из тех, кто еще не получил официальное одобрение ISU?
С другой стороны, вряд ли закрытость сильно решит проблему. Во-первых, у недоброжелателей все равно будет не год, а полгода на поиск компромата. Во-вторых, сливов не избежать — и наверняка найдутся те, кто информацией обладают и поделятся. По крайней мере, в фигурном катании так было много раз. И отсутствие официальной информации создает не меньшую нервозность — вопросы спортсменам задавать не перестанут, и даже Лиза Худайбердиева уже вступилась за них в комментариях в моем Telegram-канале.
«Вы отстанете от спортиков или как? Кто едет — никто не знает. Ну и вообще вы понимаете, насколько сейчас много внимания приковано к мальчикам и девочкам? И так огромное давление, тут еще каждый чат горит со своим «вы должны нам сказать», — написала вице-чемпионка России.
Но справедливости ради, когда только появилось заявление ISU о допуске россиян к Олимпиаде, глава федерации Антон Сихаурлидзе был настроен совсем не закрыто — например, говорил, что решения должны быть «совместными, чтобы это не было в закрытом формате».
Было и такое. Пресс-атташе ФФККР Ольга Ермолина, интервью «СЭ» 22 января:
— Как бы ни хотелось некоторым СМИ, но не нужно бежать впереди паровоза. Нет необходимости комментировать разного рода домыслы и бред. Список участников квалификационного олимпийского турнира ФФККР объявит 28 февраля, в указанный срок. Напомню, что впереди, в середине февраля, у нас еще финал «Гран-при», — говорила она, пока паровоз еще ехал.
Но, по крайней мере, в четверг и пятницу никто из спортсменов и тренеров не подтвердил «СЭ», что ему/ей объявили об отправке заявки. «Сами не знаем», «не могу говорить», «ждем решения» — все это цитаты из ответов. Это сложно назвать открытостью — как и историю с заменой регламента предолимпийского финала «Гран-при России». Отметим, что сообщество болельщиков однозначно высказывалось за прозрачность в составлении и публикации заявок. Вот пример голосования в Telegram — 85% на 15%.
Но в том-то и дело, что решение принимают и ответственность за него несут не болельщики, а спортивные функционеры. И у них свои аргументы. В любом случае мы все желаем, чтобы федерация сделала правильный выбор — и все шесть россиян в четырех видах прошли сентябрьский отбор в Пекине и добрались до Милана здоровыми и подготовленными.