Президент ФЛГР, трехкратная олимпийская чемпиона Елена Вяльбе приехала в Нижний Новгород на первый этап Кубка России по лыжероллерам, где на второй день соревнования проводили масс-старты у женщин (15 км) и мужчин (20 км). В беседе с «СЭ» Вяльбе поделилась мнением о выделении лыжероллеров в отдельный вид спорта и рассказала о том, как выстраивается подготовка сборной России к олимпийской зиме.
— Первый этап проводите в Нижнем, а второй — в Южно-Сахалинске. Не далековато?
— Мне кажется, здесь мы совмещаем возможность спортсмена с Дальнего Востока пробежать соревнования поближе к дому и в то же время спортсменам из европейской части познакомиться с тем регионом. Чемпионат России по лыжам в 2026 году пройдет как раз в Южно-Сахалинске, и, когда у нашей страны такая обширная география, хочется показать ее спортсменам. Тем более что, возможно, они больше туда уже никогда не приедут. Получится совместить полезное с приятным, там необыкновенная природа и зимой, и летом. Сама туда тоже поеду, и на лыжероллеры, и на зимний чемпионат, хотя, конечно, уже неоднократно на Сахалине бывала. Там прекрасные трассы, замечательная природа и, как и везде у нас в стране, самые лучшие люди.
— Вчера я говорил с Завьяловым и Зимятовым. И мы сошлись во мнении, что лыжероллеры — уже другой вид спорта. Согласны?
— Да, конечно. И, как вы можете видеть, именно лыжники, особенно высокого уровня, редко принимают участие в лыжероллерных соревнованиях. Не только в нашей стране, но и во всем мире.
— Устюгов в прошлом году приезжал.
— Когда я разговаривала с Серегой в прошлом году в Хантах, как раз после масс-старта, он признался, что не понимает, как специалисты лыжероллеров проходят спуски. Серега на них там осторожничал. На роллерах другие люди, другая техника, у них совсем другая подготовка. Но они и зимой практически нигде не участвуют.
— Сами в период карьеры как к роллерам относились?
— Могу сказать, что это более легкая тренировка, чем имитация, кто бы что ни говорил — можно где-то на спуске отдохнуть. Конечно, пользовались и тогда, и сейчас. Не только мы — весь мир. Но чистые лыжники не тренируются на быстрых роллерах, тех, на которых бегут соревнования. У нас отсутствует необходимость их использовать — за исключением каких-то отдельных, скоростных тренировок.
— Есть ли смысл проводить гонку на 200 метров зимой? Хотя бы в формате тестовой дисциплины?
— Не думаю, что это будет так уж зрелищно. Думаю, что 200 метров все будут бежать на одних руках, потому что лыжи не позволят так быстро набрать скорость за счет ног. Не уверена в подобной необходимости, мы не стараемся делать из своего вида спорта шоу.
— Календарь на следующий сезон составлен с учетом Олимпиады?
— У нас два календаря, как стартов, так и сборов, они учитывают оба сценария. В зависимости от того, как будет развиваться ситуация, даты стартов могут измениться, но сами старты, и Кубки России и чемпионат страны, в любом случае состоятся.
Все будет зависеть от того, допустят нас на международные старты или нет, и если допустят, то в каком составе. Мы понимаем, что всю команду, восемь парней и восемь девушек, точно не допустят, потому что уже прослеживается тенденция в других международных федерациях приглашать по одному человеку на дистанцию. Вы видите, как это было в фигурном катании, когда допустили не тех, кто отберется ближе к зиме, а тех, кого желают видеть международные федерации. Не думаю, что МОК пойдет по другому сценарию, если что-то радикально не изменится.
— Вы ездили на совет FIS, что там говорят?
— В повестке дня темы допуска России не было. Следующее заседание совета, в котором мы не принимаем участия, состоится осенью. Посмотрим.
Могу сказать, что позиция со стороны FIS выжидательная, они ждут четкого высказывания со стороны МОК. При этом мы знаем, что МОК уже неоднократно заявлял международным федерациям о том, что Россию в любом случае на Олимпиаду допустят, но задача федераций — принять самостоятельные решения по этому вопросу и начать давать возможность спортсменам отобраться на Игры с квалификационных стартов.
Понятно, что в FIS очень сильное скандинавское лобби, которое категорически против присутствия России на Олимпийских играх и на международных соревнованиях. Здесь, мне кажется, позиция FIS не совсем правильная. Она является структурой, объединяющей огромное количество стран, и странно, что не получается справиться с прессом давления со стороны трех-четырех государств.
— Какие организационные шаги уже сделаны в направлении международных стартов?
— Есть понимание, что фуру сервиса мы туда свою не пригоним, это точно. Всем, в том числе сервису, делаем визы на сборы в Европе. Группа Бородавко выезжает в Италию 2 июля, сервис едет с ними. Да, дорога с пересадками. Непросто, но что делать.
— Как решается вопрос отказа от фтора из-за его запрета на международных стартах?
— Мы знакомы с безфторовыми парафинами. Ту фуру, которая есть сейчас, вообще нельзя использовать. Потому что она фтором буквально пропитана, и любая проверка сразу покажет нарушения. Очистить ее, мне кажется, нереально. Делаем новую, уже купили тягач для нее, все на завершающей стадии, и туда уже ничего из запрещенных видов фтора просто не будет заноситься.
— Если допустят, сами на Олимпиаду поедете?
— Нужно будет смотреть, кого и каким составом допустят. Если число персонала будет ограниченным, то двадцати человекам обслуги туда точно ехать не надо.