Великий, могучий Советский Союз, как и единая Россия после него, был богат на воров и жуликов. В том числе и в мире спорта. Чему подтверждением – "чемпион" нашего рейтинга. А второе место, для геополитического баланса, отдадим США.
№ 2. Тоня Хардинг
Эту историю знают все. А если не все, то очень многие. Что немного нарушает формат нашего сериала, в котором мы пытались раскопать более экзотические примеры спортивного аферизма. Но вершина пьедестала – на то и вершина, чтобы на ней находились люди известные, в свое время хорошенько нашумевшие. К тому же в великой ледовой мелодраме Тони Хардинг и Нэнси Керриган интересна не только сама история, но и предыстория. А это уже просто-таки сказка про Золушку. На новый лад, разумеется.
Вы только сравните эти биографии! Это же чистой воды Голливуд! Бродвей! Виктор Гюго! Нэнси Керриган вышла из небогатой, но дружной и благополучной семьи. Ее отец был сварщиком и шел на огромные жертвы, чтобы финансировать уроки фигурного катания для дочери. Ее мама почти полностью лишилась зрения, когда Нэнси была младенцем. Керриганам помогали родственники, соседи и сотрудники отца. Это была классическая Американская История из учебника для первого класса.
Тоня Хардинг родилась в семье официантки и ее пятого мужа, не имевшего постоянной работы. Папа учил ее охотиться, рыбачить, чинить грузовики и колоть дрова. Мама сама шила ей костюмы, а когда у Тони на катке чего-то не получалось, публично называла ее "сукой", "сволочью" и "придурком"... Э-э, секундочку – что?! Да ничего. Просто сказка закончилась, и начались суровые будни. В конце концов мама Тони вышла замуж в шестой раз, и в новой семье юной фигуристке стало неудобно. В ее жизни появился бойфренд Джефф Гиллули – довольно мерзкий и психопатичный тип, с которым у нее возникла глубокая половая любовь с первого взгляда. Тоне было 15 лет, ее прекрасному принцу – 18. Судя по всему, возлюбленные были достойны друг друга и в итоге поженились.
За всем этим в истории как-то теряется тот факт, что Хардинг все-таки стала фигуристкой мирового класса. Она была первой американкой, сделавшей тройной аксель, и получила серебро на ЧМ-1991 в Мюнхене – достижение, которое ее мама отметила артобстрелом из оскорбительной критики. Нэнси Керриган, завоевавшая бронзу, была встречена парадом, на который пришли жители ее родной деревни и нескольких близлежащих.
Именно в то время Керриган и стала очередой проблемой в и без того нелегкой жизни Тони. Жизни, рутинным явлением которой стали драки с Гиллули, и в одной из них Тоня стреляла по суженому из пистолета. А тут еще эта задавака Керриган, претендующая на престол, освобождаемый Кристи Ямагучи и по праву принадлежащий Хардинг! Более того, в Альбервилле-92 Керриган получила бронзу, оставив Хардинг на четвертом месте. И тут жизнь Тони пошла по дорожке абсурда, хаоса и черт знает чего.
В 1993-м, незадолго до очередной Олимпиады ее и муженька признали виновными в злостной неуплате задолженности по кредитной карте. Вскоре после этого были сорваны соревнования, служившие отбором на чемпионат США по ее региону, потому что кто-то позвонил организаторам и предупредил о бомбе, подложенной на катке. Гораздо позже выяснилось, что звонила сама Тоня, которая таким образом попала на чемпионат США без регионального отбора. Более того, бедняжку, на чью жизнь покусились неизвестные злодеи, так жалели, что она получила около двадцати тысяч долларов от добрых филантропов. О том, как Тоня Хардинг и Джефф Гиллули потратили эти деньги, вы наверняка знаете. А если не знаете, то я вам кратко расскажу.
Тоня и Джефф решили нанять кого-то, кто смог бы убрать с их дороги Керриган. К решению они отнеслись ответственно и обсудили несколько опций. Например, эту чертову дуру Нэнси можно было убить. Вариант беспроигрышный, начисто исключающий дальнейшие проблемы. Можно было порезать ей сухожилия на ноге. Тут требовался человек, знавший, где у фигуристок находятся ноги и где в ногах обитают сухожилия. Это было трудно, и в итоге сговорились на том, чтобы просто шарахнуть ей по ногам чем-нибудь твердым. Просто, дешево и сердито. Тем более, что Гиллули расщедрился всего на шесть тысяч долларов.
"За что платите, то и получаете", - гласит народная мудрость янки. Нанятый Гиллули американский ниндзя подошел к Керриган сразу после тренировки, протолкнулся сквозь толпу репортеров с камерами и фотоаппаратами, шарахнул девушку дубинкой по коленке и испарился в воздухе. Под словами "испарился в воздухе" я подразумеваю, конечно же, "проломился сквозь стеклянную дверь и начал мучительно долго бежать к припаркованной на виду у всех машине через сугробы".
Ну а дальше понеслось... Исполнителя изловила полиция, которая была весьма рада узнать, что родственники суперкиллера, не доверявшие Гиллули, записали все переговоры на пленку. Вся шайка была накрыта с поличным, после чего Тоня, не думая ни секунды, сдала любимого с потрохами, начисто отвергнув участие в сговоре. Любимый, конечно же, пел в участке совсем другую песню. Пока Тоню допрашивало ФБР, спортивные власти державы решали, что делать. И решили применить презумпцию невиновности. Без суда и доказанной вины Тоню прищучить было нечем, а до Игр дело закрыть не успели бы.
Так Тоня Хардинг выступила на Олимпиаде-94 вместе с Нэнси Керриган, дав жизнь одному из самых громких скандалов в истории зимних Игр. Что творилось в Америке, можно не описывать. Какие телерейтинги были у фигурного катания, можно тоже не вспоминать. Чем все закончилось, также общеизвестно. Хардинг самоуничтожилась, заняв лишь восьмое место, а Керриган проиграла с минимальным отрывом Оксане Баюл, на которую немедленно обрушился гнев всея Америки.
Керриган, однако, вернулась в Америку героиней и потеряла этот статус только несколько недель спустя, когда, рекламируя "Диснейленд" посредством участия в костюмированном параде, шепнула Микки-Маусу (вот умереть мне, если вру): "Господи, какая это чепуха!" Гадская крыса настучала спонсорам, и Нэнси пала в глазах народа. Неуважение к контрактам и мульт-грызунам в Штатах карают по всей строгости, и Керриган тихо удалилась от мира, зажив спокойной частной жизнью. Поделом ей. Неча оскорблять всемирно известных мышей.
Не ушла от правосудия и Хардинг. Ее признали виновной, присудили 500 часов общественных работ и штраф, а также пожизненно дисквалифицировали. Впрочем, в ее-то жизни как раз все сложилось блестяще – она переключилась на профессиональный бокс. Что, надо полагать, пошло Тоне только на пользу.
№ 1. Борис Онищенко
На фоне этих страстей, характерных для аморального западного общества, рассказ о самом изобретательном из спортивных плутов звучит возвышенно и гордо. Как ему и полагается, потому что речь пойдет о человеке нового типа – советском. Более того, о представителе самой лучшей прослойки советского общества – технической интеллигенции. Как нам известно из родного кинематографа, именно они, бескорыстные работяги с всклокоченными волосами и закатанными рукавами, сделали нашу с вами державу мировым лидером в области чугуна, космоса и самодельных радиоприемников. Именно они, склонившись по ночам с паяльником над платой или с рубильником над рубанком, мечтали о том светлом времени, когда научно-технический прогресс сделает жизнь трудящихся легкой и комфортной: нажал на кнопку – и бревно на плече.
Но пока юные техники отправлялись в погоню за квантами и мечтали изобрести для нужд ХХI века коне-подковывающий автомат, один представитель общества "Динамо" решил укротить электрон для сугубо спортивных нужд.
Уроженец Полтавщины Борис Онищенко был современным пятиборцем. С весьма ощутимым ударением на слове "современным". Он умел ездить на лошади, пулять из пистолета, плавать, фехтовать на шпагах и бегать, то есть был идеально подготовлен для неминуемой в СССР 1970-х годов войны с Францией наполеоновской эпохи. Особенно хорошо советскому универсалу давалось фехтование – спорт настоящих шевалье. Благодаря этому благородный украинец попал в олимпийскую сборную Мехико-1968, а затем Мюнхена-1972 и Монреаля-1976. И если на первые Олимпиады он ездил с полным рвения сердцем и возвращался с медалями, то в 76-м Онищенко поехал оснащенным достижениями собственной научно-технической мысли.
Вообще-то на соревнованиях пятиборцев в 76-м Онищенко считался лучшим из фехтовальщиков. А советская сборная была в числе фаворитов. После первого соревнования – конного спорта - команда СССР шла на четвертом месте, немного отставая от британцев и с лучшими своими дисциплинами еще впереди. Это касается и фехтования, в котором советским спортсменам предстояло сразиться с теми же британцами.
С первых же секунд боя Онищенко с англичанином было очевидно, что сэру ничего не светило, и в ближайшее время он должен был быть наколот на шпагу и зажарен на медленном огне. Однако в один такой момент, когда за его спиной опять зажглась лампочка, англичанин понял, что у него, как говорится, накопились вопросы. Дело в том, что лампочка-то зажглась, а вот касания оружия Онищенко он так и не "просек". Британец вспомнил, что по ходу поединка было еще несколько таких спорных моментов, и поднял тревогу.
Когда организаторы отобрали у Онищенко шпагу, их взору предстало истинное величие советского человека. В рукоятку оружия была вмонтирована кнопка, нажатием которой Онищенко мог в любой момент замкнуть цепь и зажечь лампочку. А заодно – и поразить противника в самое сердце, не заботясь лишний раз о такой едрунде, как касание его острием шпаги. О том, могла ли шпага Онищенко еще и ловить на длинной волне Ташкент, история умалчивает.
Изобретение, вдохновленное девизом "Техника – молодежи!", не позабавило МОК, и Онищенко был дисквалифицирован пожизненно, а сборная СССР лишилась шансов на медали. Зато наша с вами родина в очередной раз доказала, что в плане прикладной науки равных нашим людям нет. Что было особенно приятным в этой истории: сборная СССР была фаворитом так или иначе! В любом случае, даже без электроуказок с гардой, советские фехтовальщики победили бы британских. Таким образом, Онищенко жульничал не наживы ради и злата для, а всего лишь из любви к искусству. Как и полагалось гражданину, строившему в своей стране коммунизм.
Слава МАЛАМУД
10 великих спортсменов (оказавшихся жуликами)
№ 10 и 9. Стелла Уолш и Дора Ратьен
№ 8 и 7. Фред Лорц и Рози Руис