Провал африканских бегунов на чемпионате России в Казани породил разговоры о бессмысленности проекта натурализации четырех студентов Поволжской академии спорта и туризма. Однако тренер кенийцев призывает не спешить с выводами.
Владимир ИВАНОВ
из Казани
Одним из самых ожидаемых событий проходящего в Казани чемпионата страны по легкой атлетике стало выступление кенийцев, приглашенных в нашу страну с прицелом на сборную России. Но сначала 19-летний Исаак Кипкембой и 20-летний Николас Чепсега на дистанции 1500 м не смогли даже квалифицироваться в финал. А затем 26-летний Эванс Киплагат стал пятым на дистанции 5000 м с результатом 13.52,89. После этого спасти представителей Черного континента от конфуза мог только забег на 3000 м с препятствиями, где, по прогнозам тренеров, они должны были предстать более грозной силой.
Первую половину дистанции стипльчеза кенийцы действительно лидировали. 20-летний Амос Кибиток первым преодолел отсечку в 1000 м – 2.50,8. Однако еще через круг силы начали покидать кенийца. С каждым метром Амосу становилось все тяжелее, и к финишу он пришел лишь 12-м, уступив победителю – Николаю Чавкину – более 25 секунд. Такое выступление не может не вызывать вопросов. Зачем искать кого-то за тридевять земель, если есть свои, ничуть не хуже? Кенийцы молоды и перспективны? Но их российские ровесники бегут на том же уровне, а некоторые и побыстрее.
Пообщавшись с российскими бегунами, корреспондент "СЭ" выяснил, что, по убеждению подавляющего большинства из них, проку от таких кенийцев нашему спорту не будет. Вот мнение одного из атлетов, успешно выступившего в Казани на своей коронной дистанции, но пожелавшего остаться инкогнито.
– Кенийцы, может, и хорошие ребята, но они явно приехали в Россию за обещанными благами. Это немного другое. Вот учатся они в Поволжской государственной академии физической культуры и спорта – никто не против, но, скажите, как они это делают, если не знают русского языка? Вы можете себе представить, чтобы кто-то поехал поступать в американский университет, не зная английского? Да там бы даже разговаривать не стали.
– Но разве они не способны заметно прибавить в спортивных результатах и составить конкуренцию нашим лидерам, за счет чего поднимется общий уровень стайерских бегов в стране?
– Вы в это верите? В Кении наберется добрые полсотни 18-летних, которые бегут быстрее. О результатах, которые африканцы показывают у нас в 20 лет, в Кении даже говорить стыдно. Чего людей смешить! Вместо подобных непонятных проектов лучше сосредоточиться на детском спорте. А кенийцы… Прошли времена, когда они отпускали сильнейших. Они "обожглись" на Уилсоне Кипкетере и Бернарде Лагате. Руководство Кении опомнилось, что собственноручно отдает престиж и деньги другим государствам. Кения ведь по большей части зарабатывает именно спортсменами.
– Отдавая их в другие страны?
– В первую очередь результатами, но и этим тоже. Кенийцы едут за деньги куда угодно. Знаете, как порой происходит? Приезжает человек, предлагает им 1000 долларов, что для местных огромные деньги – и везет на любые соревнования. А им без денег никуда. Для того чтобы жениться, в Кении нужно владеть стадом баранов. Многие из-за этого готовы на любую работу. А после того как женился – кенийская жизнь удалась. Их можно понять, но знаете, что самое обидное?
– Что?
– Такие проекты отбивают желание заниматься спортом у российской молодежи. У нас и так возиться с юниорами никто не хочет. Всем сразу нужны медали. Представляете, если бы человек окончил школу, пришел поступать в университет, а ему бы там сказали: "Слушай, нам некогда ждать – становись сразу специалистом". А ведь легкая атлетика – один из самых медалеемких видов спорта. Если ее угробить – ехать на Олимпиаду за победой в общекомандном зачете уже бессмысленно. И ведь затрат здесь требуется в разы меньше, чем на командные виды.
У нас и так из-за небольшого количества участников даже на чемпионате России в ряде видов отменили квалификацию. Неужели из 85 регионов нельзя набрать достаточно народу? Отчасти это происходит из-за того, что в России невысокий интерес к легкой атлетике. Вот приезжаем на коммерческие старты – там люди стоят с твоими фотографиями, просят автографы. А сейчас по Казани ходят олимпийские чемпионы, и их никто даже не узнает. Первый фан-клуб Юрия Борзаковского появился в США, а не в России. Хотя бег и прыжки – это основа всех видов спорта. У нас же даже национальный чемпионат по телевидению не показывают.
А вот как выглядит ситуация со стороны тренера кенийской группы, румына Ондера Озбилена.
– На этом чемпионате России перед моими ребятами не стояло задачи соревноваться, – сообщил бывший тренер двукратного призера Олимпийских игр на дистанциях 5000 и 10 000 м турчанки Эльван Абейлегессе. – Перед забегом на 3000 м с препятствиями мы сказали Кибидоку, чтобы он просто пробежал. Видно было, как он выложился на 5000 м. Но Иван Лукьянов попросил Амоса повести бег, и он лидировал половину дистанции. В итоге Чавкин и Лукьянов пробежали за 8.25-8.26 и выполнили норматив на чемпионат Европы.
А как мои ребята помогли братьям Рыбаковым на Кубке России в Ерино на 10 000 м? Таких секунд в России давно не было. При этом кенийские молодые таланты счастливы учиться и тренироваться в Казани. Выиграть медаль прямо сейчас – это не первоочередная задача. Ребята должны сначала вжиться в новую среду. Они еще побегут хорошо, с этим проблем не будет. К 2016 году мы планируем переквалифицировать Амоса в первоклассного стипльчезиста. Сейчас он бежит 5000 и 10 000 м на очень высоком для своей возрастной категории уровне, и это поможет ему стать атлетом мирового уровня на дистанции 3000 м с препятствиями.
– Если нынешний чемпионат России не важен, то какие задачи вы ставили на этот сезон?
– Начнем с того, что Эванс Киплагат – марафонец. В марте он пробежал в Праге быстрее, чем Мо Фара. На полумарафоне Эванс имеет результат 59.52. Вот увидите, он будет входить в мировые Топ-10 уже в следующем году. Остальные ребята – 1994 года рождения, совсем еще мальчишки. Им нужно время, чтобы привыкнуть, понять вашу культуру. Поверьте, если я вас привезу в Кению, вам тоже нужно будет пройти какой-то период адаптации.
Что касается нынешнего чемпионата России, то в легкой атлетике сложно сотворить чудо. Если бы мои ребята соревновались в своей категории, картина была бы совершенно иной! В таком возрасте любому спортсмену нужно два-три года на стабилизацию результатов. Амос на "десятке" уже показал результат Топ-15 мирового уровня для своей возрастной группы. Это при том, что мы серьезно проработали только восемь месяцев. К тому же этим летом у нас был ряд проблем. Они решены, и к следующему сезону подготовка будет протекать совсем иначе.
– О каких проблемах вы говорите?
– Стайеров нельзя держать без гор больше месяца. А мы в это межсезонье провели 90 дней на уровне моря. С визами на сборы в Киргизию возникли сложности, а база в Кисловодске была закрыта на реконструкцию. Это и спровоцировало спад формы. В апреле, когда мы прилетели прямо из Кении, ребята в помещении бежали лучше, чем сейчас.
– Тем не менее в России многие убеждены, что среднестатистический кениец должен бежать быстрее, чем любой наш спортсмен.
– Это не так. Безусловно, мы ждали более высокого результата в Казани, но поймите – ребята находятся в процессе становления и даже сейчас показывают неплохое время. Тем более неверно думать, что превосходство африканцев в финалах Олимпийских игр и чемпионата мира обусловлено только местом их рождения. Большую роль также играет объем работы, который эти спортсмены выполняют. Поверьте, это очень большие цифры! А вы уже спустя восемь месяцев требуете от ребят показывать уровень чемпионов. Это легкомысленно.
– Вы рассчитываете, что ваши спортсмены представят Россию на Олимпийских играх-2016?
– Если Россия их примет и руководство решит дать им российское гражданство, мы, безусловно, будем отбираться в Рио. И квалификация, поверьте, не станет для нас камнем преткновения. Уверен, что все они будут попадать в финалы, но загадывать что-то большее не берусь. Заметьте, я не говорю о медалях, поскольку очень суеверен. Даже если речь идет о Давиде Рудише, нельзя уверенно говорить о победе. Заявление о медали – это неуважение к другим атлетам. Хотя Эванс уже сейчас бежит полумарафон быстрее Мо Фара. А в следующем году вы увидите еще более ощутимый прогресс.
Казань. Чемпионат России. Мужчины. 110 м с/б. 1. Шабанов – 13,67. 2. Борисов – 14,00. 3. Недвах – 14,01. 400 м с/б. 1. Чалый – 49,15. 2. Кудрявцев – 49,32. 3. Миронов – 50,11. Молот. 1. Королев – 74,28. 2. Лукьянов – 74,23. 3. Поздняков – 74,09. Копье. 1. Иордан – 78,20. 2. Тарабин – 74,63. 3. Комаров – 73,95.
Женщины. 100 м c/б. 1. Топилина – 13,03. 2. Аргунова – 13,13. 3. Галицкая – 13,17. 400 м с/б. 1. Давыдова – 55,44. 2. Вешкурова – 56,25. 3. Рудакова – 56,30. 5000 м. 1. Коробкина – 15.20.98. 2. Попкова – 15.31,27. 3. Фазалитдинова – 15.32,15. Высота. 1. Кучина – 1,92. 2. Мнацаканова – 1,90. 3. Кивимяги и Краснокутская – 1,84. Молот. Булгакова – 73,31. 2. Кондратьева – 69,51. 3. Беспалова – 69,43.